Выйдет ли Россия из Болонской системы высшего образования

В последнее время на разных уровнях всё чаще звучат предложения о необходимости выхода России из Болонской системы высшего образования и возвращения к традиционной модели.  

Так, ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что именно из-за Болонской системы качество образование сильно снижается, а депутат Госдумы Виталий Милонов предложил вернуть советскую систему  специалитет – аспирантура. По мнению председателя Ассоциации юристов России Сергея Степашина, присоединение России к Болонскому процессу привело к утрате важнейших достоинств системы классического российского и советского образования.

По результатам  опроса, проведенного в 381 населенном пункте среди 1,6 тыс. совершеннолетних, опубликованным на сайте сервиса SuperJob, отказ от Болонской системы в вузах поддерживают  66% опрошенных россиян,  44%  опрошенных студентов вузов отказались бы от Болонской системы, а среди опрошенных родителей нынешних выпускников, планирующих поступать в вузы, 93% выступили за специалитет. 

По сведениям «Учительской газеты», 23% участвовавших в проведенном ею опросе  читателей поддерживают присоединение нашей страны к  Болонской системе, т.к. уверены, что двухуровневая система является более вариативной; 44% полагают, что отказываться от неё не стоит, так как к ней уже привыкли;  17% читателей считают. советскую систему более качественной и имеющей индивидуальный подход.

По мнению научного руководителя Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, члена Учёного совета НИУ ВШЭ, академика РАО Виктора Болотова,  «бакалавры и магистры не для заигрывания с Западом сделаны, а для того, чтобы готовить специалистов на рынок труда», и сохранять ли ее или нет, требует обсуждения.

Глава правительства Михаил Мишустин в ходе ежегодного отчета правительства в Госдуме, отвечая на критику Болонской системы, не поддержал призывы вернуться к старой системе, и предложил думать о том, что мешает российской системе образования готовить высококлассных специалистов, а не о том, в какую оно облечено форму.

Что такое Болонская  система высшего образования и как  Россия переходила на неё

Болонская система высшего образования– это обучение по схеме бакалавриат- магистратура: за рубежом  3+2, у  нас –  4 (бакалавриат)+2 (магистратура).  Цель – выровнять  уровни высшего образования во всех странах, чтобы  выдаваемые по результатам обучения дипломы и квалификации (бакалавра, магистра) были  общепринятыми, т.е. признаваемые во всех странах, участниках Болонского процесса. Таким образом, Болонский процесс – это неофициальное соглашение министерств образования европейских государств между собой, направленное на обеспечение сопоставимости структуры, уровней, стандартов и квалификаций высшего образования. 

Сейчас многоуровневую систему высшего образования, основанную на схеме «бакалавр–магистр», используют более 90% государств мира, в том числе все ведущие страны.

Как переходила Россия на Болонскую систему рассказал «Независимой газете» президент Российского университета дружбы народов (РУДН), академик и вице-президент РАО, экс-министр образования РФ Владимир Михайлович Филиппов.

По его словам, в 1988 году Международное бюро просвещения ЮНЕСКО  приняло решение не признавать  дипломы российских вузов на базе пятилетнего высшего образования на уровне магистров по причине, что степени магистра должна предшествовать степень бакалавра, что  наносило существенный урон признанию дипломов выпускников советских вузов за рубежом,  а также резко снизило бы приезд иностранных студентов на учебу в нашу страну.

Как сообщил В.М. Филиппов,  никакого документа, который бы Россия подписала по Болонскому процессу, нет. А дело было так:

в 1989 году министр образования РФ Геннадий Алексеевич Ягодин издал приказ о реализации в порядке эксперимента подготовки по программам высшего образования на уровне бакалавриата и магистратуры в Университете дружбы народов;

в 1992–1995 годах министр образования РФ Владимир Георгиевич Кинелев поддержал движение в этом направлении в российской системе высшего образования, и уже  к 2000 году около 200 вузов России реализовывали программы высшего образования на уровне бакалавра и магистра;

в 2003 году российская система высшего образования официально вошла в Болонский процесс;

в 2008 году  министерство образования под руководством Андрея Александровича Фурсенко подготовило закон о введении в Российской Федерации многоуровневой системы высшего образования.

Что дальше?

В настоящее время Россия определила развитие своей системы высшего образования: Совет при президенте России по науке и высшему образованию в 2021 году определил в развитие системы «4+2» «бакалавриат–магистратура»  реализацию системы высшего образования по схеме «2+2+2». При этой системе  на первых двух курсах в вузах будет даваться большая фундаментальная подготовка. Проучившись в вузе два года, студенты затем выбирают для себя конкретную специальность, направление подготовки, т.е. определяются  с выбором профессии. Получив  диплом бакалавра,  выпускник может идти или на работу или продолжить обучение в магистратуре. Подобная практика, например, существует во всех французских университетах.

Как сообщил премьер – министр М. Мишустин в своем выступлении в Госдуме, наряду с системой «4+2» в  475 российских вузах и в 194 их филиалах действует традиционная модель подготовки кадров в рамках специалитета с освоением образовательных программ в течение 5-6 лет. Вместе с тем он считает необходимым совершенствовать систему образования, чтобы подготовка специалистов «соответствовала современным вызовам».

Источник:

Владимир Филиппов. Чем обернется выход России из Болонского процесса / Образование / Независимая газета (ng.ru)

Полезна ли для России Болонская концепция высшего образования (radiokp.ru)

Больше половины россиян отказались бы от болонской системы высшего образования – итоги опроса – Учительская газета (ug.ru)

Отказ от Болонской системы высшего образования в России: что думают эксперты – KP.Ru

Мишустин призвал сосредоточиться на качестве образования, а не на смене его формы – Общество – ТАСС (tass.ru)

Большинство россиян поддерживают отказ от Болонской системы образования, показал опрос (pedsovet.org)

Оставьте комментарий