Что показали исследования компетенций учителей в рамках апробации ЕФОМ

В Министерстве просвещения РФ прошла Всероссийская конференция на тему “Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей”.

В ходе пленарного заседания выступил глава Рособрнадзора Сергей Сергеевич Кравцов, который рассказал о предварительных итогах исследования компетенций учителей, проведенного в этом году.
Как сообщил С.С. Кравцов, в исследовании приняли участие 67 субъектов РФ и 22 тысячи учителей. В процессе исследования проверялось не только знание учителями своего предмета, но и умение решать методические задачи, оценивать работы учащихся. Исследование проводилось деперсонифицированно в режиме апробации, и его результаты никак не повлияют на работу участников исследования и школ.
Самый высокий уровень подготовки показали преподаватели родного языка и родной литературы. Успешно справились с заданием также учителя обществознания и права.
Вместе с тем, почти четверть учителей истории, экономики, «Россия в мире», русского языка и литературы получили неудовлетворительный результат.
А по таким предметным областям, как «математика и информатика» и «основы духовно-нравственной культуры народов России», не справились с работой почти половина участников исследования.
Обсуждая в СМИ приведенные Рособрнадзором результаты, авторы высказывают самые разные оценки, в том числе и негативные. По мнению же главы Рособрнадзора «лучше объективная оценка, чем высокая и оторванная от реальности».
С.С. Кравцов также считает, что Министерству просвещения и Рособрнадзору «необходимо спокойно анализировать результаты исследования, помогать учителю, сделать соответствующие выводы для системы педагогического образования и повышения квалификации, чтобы наша система подготовки педагогических кадров была одной из лучших в мире».
До 2020 года Рособрнадзором должны быть разработаны единые федеральные оценочные материалы по всем школьным предметам.

Выступая в эфире телепрограммы “Толстой. Воскресенье” 18 ноября глава Минпросвещения России Ольга Юрьевна Васильева заявила, что были опубликованы результаты незаконченного исследования, что проведенное “исследование некорректно от начала и до конца» и вопрос о его социологическом успехе остается спорным.

Отношение к результатам исследования высказал и Общероссийский Профсоюз образования в своём обращении к руководителю Рособрнадзора, которое заключается в том, что недопустимо «обнародование итогов подобных исследований, особенно на этапе их незавершенности, поскольку данные исследования неоднозначно воспринимаются профессиональным сообществом и некорректно отражаются средствами массовой информации, тем самым снижая авторитет учителя в обществе».
При этом названы следующие риски и проблемные вопросы:
– отсутствие нормативно-правовых оснований для оценки компетенций учителей на уровне  действующего законодательства, а у Рособрнадзора – полномочий по оценке профессиональных компетенций педагогических работников;
– подмена целеполагания в содержании исследований;
– нарушение методики проведения исследований;
– риск оттока учителей из сферы образования.
По мнению Профсоюза необходимо «обеспечить всестороннее обсуждение проблемных вопросов с привлечением специалистов Рособрнадзора, Минпросвещения России, других организаций, в том числе экспертов профессиональных (предметных) ассоциаций, а также учителей, принимавших участие в исследовании».

Справочно
ЕФОМ – это единые федеральные оценочные материалы. Они используются в процессе аттестации учителей в формате новой модели, которую планируется ввести с 2020 года.
В ЕФОМ входят:
1. Предметные компетенции (выполнение диагностической работы по предмету)
2. Методические компетенции.
3. Психолого-педагогические компетенции (оценка индивидуализации обучения, оценка формирования универсальных учебных действий обучающихся).
4. Коммуникативные компетенции (оценка воспитательных аспектов педагогической деятельности, оценка создания мотивирующей образовательной среды).
При этом компетенция понимается как способность совершения профессиональных действий (в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога) на основе профессиональных знаний, умений и профессиональных суждений.
Проект новой Модели аттестации на основе ЕФОМ включает:
1.«Вход в профессию» (профессиональный экзамен) – обязательная аттестация. Для лиц, претендующих на занятие должности учителя из числа выпускников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, лиц, имеющих среднее профессиональное образование или высшее образование, не имеющих стажа работы в должности учителя, а также не имеющих стажа работы в должности учителя в предшествующие пять лет.
3.Соответствие занимаемой должности «учитель» – обязательная аттестация.
4.Первая категория – аттестация по желанию.
5.Высшая категория – аттестация по желанию.

В переходный период введения новой модели аттестации педагоги смогут выбирать формат прохождения этой процедуры.

Источник:

http://www.ug.ru/news/26570

Обращение Профсоюза к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Кравцову С.С. от 19.11.2018г. № 631
http://eseur.ru/Files/pismo_kravcovu_noyabr41077.pdf
http://4ege.ru/materials_podgotovka/57225-edinye-federalnye-ocenochnye-materialy-efom.html 

http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=6959

https://tass.ru/obschestvo/5805993

Оставьте комментарий