Установление выплат стимулирующего характера работникам общеобразовательных организаций в соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки РФ

Статья 129 ТК РФ определяет, что каждый работник имеет право  как на заработную плату, так и на различные компенсационные и стимулирующие выплаты.
Минобрнауки России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования с учетом предложений, направленных субъектами Российской Федерации, а также информационно-аналитических материалов и предложений, представленных Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, и прошедших широкое обсуждение с заинтересованными общественными организациями, разработаны Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций  (далее – Методические рекомендации), в которых содержатся также рекомендации по установлению стимулирующих выплат работникам общеобразовательных организаций .

Как отмечено в Комментарии к Методическим рекомендациям, подготовленному Общероссийским Профсоюзом образования, «изменение федерального законодательства, связанное с разграничением полномочий по регулированию вопросов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, и передача полномочий по установлению систем оплаты труда на уровень органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления и организаций привела к <…> необоснованному увеличению в структуре заработной платы работников переменной части оплаты труда, т.е. «стимулирующих выплат», применение которых не всегда связано с исполнением основных должностных обязанностей, с качеством и результатами работы, что при отсутствии объективных и измеримых показателей приводит к непрозрачности и нередко к предвзятости в распределении этой части фонда оплаты труда».
В связи с этим Методическими рекомендациями  виды выплат стимулирующего характера рекомендовано определять с учетом Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818 (далее – Перечень)
Согласно указанному Перечню к видам выплат стимулирующего характера отнесены выплаты:
за интенсивность и высокие результаты работы;
– за стаж непрерывной работы;
– за качество выполняемых работ;
– премиальные выплаты по итогам работы.
В организациях могут применяться и иные выплаты стимулирующего характера, которые следует подразделять на выплаты, носящие обязательный (постоянный) характер и выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также на поощрение за выполненную работу (согласно показателям и критериям оценки эффективности деятельности, предусмотренным в организации).
При этом не рекомендуется вводить стимулирующие выплаты, в отношении которых не установлены конкретные измеримые параметры (например, стимулирующие выплаты за добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда и др.), а также в зависи­мости от формализованных показателей успеваемости обучающихся.
В Методических рекомендациях выплаты за наличие квалификационной категории, установленной по результатам аттестации, за стаж непрерывной работы предложено относить к выплатам стимулирующего характера, носящим обязательный (постоянный) характер.
В соответствии с Отраслевым соглашением повышающие коэффициенты за наличие квалификационной категории предложено применять к заработной плате, исчисленной с учетом фактического объема педагогической (преподавательской) работы, а не путем повышения самой ставки заработной платы, т.е. установления ее в новом повышенном размере.
Размеры выплат за стаж непрерывной работы рекомендуется определять с помощью коэффициентов или процентов от размеров ставок заработной платы или должностных окладов работников, устанавливаемых по квалификационному уровню ПКГ, а работников, не включенных в профессиональные квалификационные группы, – от размеров окладов (должностных окладов), установленных трудовым договором.
Порядок и условия исчисления стажа непрерывной работы (т.е. учитывать стаж непрерывной работы в конкретном учреждении, в конкретном регионе, конкретном муниципалитете, в конкретной местности, в сфере образования и т.д.), а также размеры коэффициентов (процентов) могут быть определены с учетом целей и задач, которые преследуются при введении такой стимулирующей выплаты.
Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ, премиальные выплаты по итогам работы, а также иные выплаты стимулирующего характера определяются на основе показателей и критериев оценки эффективности деятельности педагогических и иных работников.
При разработке показателей и критериев эффективности деятельности работника рекомендовано руководствоваться такими принципами как:
объективность – размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда, а также за достижение коллективных результатов труда;
предсказуемость – работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда, а также за достижение коллективных результатов труда;
адекватность – вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда;
своевременность – вознаграждение должно следовать за достижением результатов;
прозрачность – правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.
Для определения размеров выплат стимулирующего характера за период времени рекомендовано создавать соответствующую комиссию. Её состав может утверждаться руководителем образовательной организации  по согласованию с представительным органом работников (при наличии).
Порядок работы комиссии, периодичность ее заседаний могут устанавливаться Положением о комиссии, утверждаемым руководителем организации с учетом мнения представительного органа работников (при наличии). В нем рекомендуется предусматривать право работников на обращение в соответствующий орган с целью представления подтверждения наличия оснований для назначения работнику стимулирующей выплаты, а также возможность обжалования работником отказа в назначении стимулирующей выплаты.

Методическими рекомендациями определено, что выплаты стимулирующего характера руководителям организаций устанавливаются с учетом достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качестве одного из показателей оценки результативности работы руководителя организации устанавливается рост средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов.

Примечание. Методическими рекомендациями органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендуется  устанавливать минимальные размеры должностных окладов, минимальные размеры ставок заработной платы работников организаций по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (далее – ПКГ) должностей работников образования. При этом они не вправе  устанавливать по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различные размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, а также устанавливать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в ПКГ должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.

Оплату труда педагогических работников, для которых предусмотрены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год), рекомендуется осуществлять на основе ставок заработной платы, размеры которых устанавливаются организацией не ниже минимальных размеров ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Справочно. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены приказами Минздравсоцразвития РФ N 216н и N 217н .

Профессиональная квалификационная группа должностей
педагогических работников

2 квалификационный уровень – инструктор-методист; концертмейстер; педагог дополнительного образования; педагог – организатор; социальный педагог; тренер-преподаватель.

3 квалификационный уровень – воспитатель; мастер производственного обучения; методист; педагог – психолог; старший инструктор-методист; старший педагог дополнительного образования; старший тренер-преподаватель.

4 квалификационный уровень –  педагог библиотекарь, преподаватель; преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности; руководитель физического воспитания; старший воспитатель; старший методист; тьютор; учитель; учитель-дефектолог; учитель-логопед (логопед).

Источник:

Трудовой кодекс РФ

Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций

Комментарий к Методическим рекомендациям по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций

Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации на 2018 – 2020 годы

Все необходимые документы и материалы можно найти в Информационном бюллетене №1 ЦС Профсоюза работников народного образования и науки РФ “Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций”. Сборник нормативных документов с комментариями. Январь 2018 г.
http://eseur.ru/Files/Metodicheskie_rekomendacii_po_f37078.pdf

20 комментариев к “Установление выплат стимулирующего характера работникам общеобразовательных организаций в соответствии с Методическими рекомендациями Минобрнауки РФ”

  1. Здравствуйте!
    Подскажите, пожалуйста, как высчитываются стимулирующие выплаты за качество выполняемой работы полставочникам в баллах.
    У нас балловая система, разработаны критерии оценки по каждой из должностей, но вот правильность подсчётов вызывает у меня сомнения…..Полставочники, согласно ТК РФ имеют те же права на выплату стимулирующих, что и работающие на полном окладе, в Положении о премировании и вып. стим. характера учреждения тоже нет ограничений для этой категории. У нас же получается следующее: работник (0,5) заработал 100% выплат за КАЧЕСТВО выполняемых работ, согласно критериям, но, т.к. он работает на 0,5, заработанная сумма выплат делится на 2. Мне кажется, что это серьёзное нарушение…
    Получается, что ежемесячно работник лишается половины положенных выплат без основания…Работник выполняя свою работу качественно (укладываясь в свою норму рабочего времени), уже получает З.П. согласно фактически отработанному времени, а под сомнением оказывается качество работы?
    Помогите, пожалуйста разобраться в ситуации.
    Спасибо!

    Ответить
    • Добрый день, Лилия! Порядок установления стимулирующих выплат и их размеры устанавливаются колдоговором и соответствующим локальным актом организации, принимаемые с учетом мнения профсоюзного органа, на основании распорядительного акта регионального органа власти. Свое мнение вы могли бы высказать при их принятии. Советуем обратиться в Государственную инспекцию труда, на горячую линию Минобрнауки РФ – Телефон для ответов на устные обращения 8-800-200-87-55 (режим работы: с 9.00 до 18.00 по рабочим дням).

      Ответить
  2. Здравствуйте, я хотела бы задать вопрос о распределении стимулирующих выплат. В соответствии с Указом Президента № 597 и распоряжениями Правительства заработная плата работников учреждения образования не должна быть ниже средней заработной платы работников образования по региону к 2018 году. А эти средства берутся из стимулирующих. И получается, что человек работающий 1,5 ставки получает 2-3 тысячи стимулирующих, а тот, кто работает на 1 ставку 10 тысяч. Кто-то участвует в конкурсах, олимпиадах, мероприятиях, старается заработать баллы для стимулирующих, а другой только отработал часы. Скажите, откуда должны браться средства для доведения заработной платы до уровня средней по региону? Законно ли, что они берутся из стимулирующих? Все стимулирующие уходят на то, чтобы довести заработную плату до средней по региону и на поощрение работников денег не остаётся.

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Вопросы формирования системы оплаты труда относятся к компетенции органов региональной власти и местного самоуправления. Советуем обратиться с этим вопросом к ним. Федерация только рекомендует. Как это рекомендуется делать, читайте в последних статьях нашего блога. Вы можете обратиться на горячую линию Минобрнауки РФ. Телефон для ответов на устные обращения 8-800-200-87-55 (режим работы: с 9.00 до 18.00 по рабочим дням).

      Ответить
  3. Ни на какие вопросы толком на горячей линии куда вы отсылает не отвечают. И даже такое, как создание комиссии по распределениюстим. фонда ни в каких федеральных документов не прописано. Этим пользуются директора. Как произошло у нас. В организации два профсоюза. Один пассивный, карманный другой .головная боль для директора. Вот он самолично с 1 января 2018 года. Выкинул из списка профсоюзного лидера рекордного ему профсоюза и оказывается это норма. Сам себя назначил председателем этой комиссии. Вот вам и справедливость.

    Ответить
    • Добрый день, Раиса! Вы не правы. Такие документы есть. Это Трудовой кодекс РФ, а также Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки РФ на 2018-2020 годы РФ,Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций Минобрнауки РФ(письмо от 29 декабря 2017 г. № ВП-1992/02).
      В частности, в методических рекомендациях сказано, что определение размеров выплат стимулирующего характера за период времени рекомендуется осуществлять соответствующей комиссией. Состав комиссии может утверждаться руководителем образовательной организации по согласованию с представительным органом работников (при наличии), порядок работы комиссии, периодичность ее заседаний может закрепляться положением о комиссии, утверждаемым руководителем организации с учетом мнения представительного органа работников (при наличии). Рекомендуется предусматривать право работников на обращение в соответствующий орган с целью представления подтверждения наличия оснований для назначения работнику стимулирующей выплаты, а также возможность обжалования работником отказа в назначении стимулирующей выплаты.
      Согласно ТК РФ представительный орган работников – это тот орган, который наделен полномочиями представлять интересы работников. Представительный орган работников создают и избирают непосредственно работники. У организации нет обязанности создавать такой представительный орган.
      Если в организации имеется две и более первичных профсоюзных организаций формируется единый представительный орган. Организация обязана учесть мнение представителей сотрудников, если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины сотрудников и не уполномочена представлять интересы всех сотрудников.

      Ответить
  4. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, существует ли на федеральном уровне чётко документ, регламентирующий начисление стимулирующих выплат в образовательном учреждении? А именно: за какое время до окончания предыдущего периода начисления заседает комиссия?, имеет ли право педагог обжаловать балл стимулирующего портфолио? спустя какое время издаётся приказ директора о начислении стимулирующих выплат на предстоящий год? и ты. То, что многие моменты должны отражаться во внутренних локальных актах понятно. Но по факту, к примеру, директор нашего учреждения Положение утвердил рассмотрения коллективом. Профком подписал. В положение регламент не прописан. И только спустя месяц, при получении зарплаты, можно только узнать, что стимулирующий балл занижен. Что при этом делать? Какими документами аппелировать в суде?

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы, в том числе и стимулирующих выплат, относятся к компетенции органа власти субъекта Федерации. На федеральном уровне ежегодно направляется на места только отраслевое соглашение, которое носит рекомендательный характер (см. соответствующую статью в нашем блоге). Советуем зайти на сайт органа управления образованием и поискать соответствующий документ. В школе всё должны знать также.

      Ответить
  5. Добрый день! Подскажите пожалуйста , как производится оплата за квалификационную категорию педагог доп. образования педагогу совместителю, работающему по основному месту работы в школе и как совместитель в учреждении доп.образования. Оплата производится в полном объеме или с учетом нагрузки по фактически отработанному?

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Оплата производится по объёму учебной нагрузки с учетом квалификационной категории по занимаемой должности. Методика расчета устанавливается распорядительным актом органа власти субъекта РФ (см. на его сайте либо сайте органа управления образования). Советуем почитать трудовой договор, который вы подписали при приеме на работу.

      Ответить
  6. Добрый день! Скажите пожалуйста, вот у нас есть доп.образование и дошкольное, помимо ежемесячных выплат педагогам за 1 категорию и высшую категорию выплачивается + 1000 рублей каждый месяц исходя из часов, никаких документов на эту выплату нет, Министерство образования ввели ее в 2011 году, имеем ли мы право ее вообще убрать если мы в связи с повышением оклада выходим за рамки ФОТ? получается педагог получал за ставку 18 ч минималку 11280 ему плюсом доплачивалась тысяча, а сейчас мы ему будем выплачивать ровно минималку, ведь возникнет у педагогов много вопросов….

    Ответить
    • Добрый день, Анастасия! Совет: изучите документы вашей организации по оплате труда, а также нормативный акт регионального органа власти об установлении заработной платы работникам бюджетной сферы. Так, как вы описываете, нигде зарплату педагогам не выплачивают.

      Ответить
      • Здравствуйте. По каким нормативным документам начисляются баллы стимулирующих выплат для методиста в дополнительном образовании

        Ответить
        • Добрый день, Римма! Нормативным документом является распорядительный документ органа власти субъекта РФ, где даются рекомендации и локальный акт организации (конкретно кому сколько и в чем, кото начисляет), а также распорядительный акт руководителя вашей организации.
          Работники образования по вопросам оплаты труда могут обратиться на «горячую линию» Минпросвещения России по вопросам оплаты труда по ссылке https://open.edu.gov.ru/salary/. Можно направить свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form.
          На сайте Минпрсвещения России в рубрике «Открытое министерство» (https://open.edu.gov.ru/faq/#type=11) имеется специализированный раздел «Вопросы и ответы», в котором представлена информация по наиболее часто задаваемым педагогами вопросам, в том числе информация о мерах по совершенствованию механизмов повышения заработной платы.

          Ответить
  7. Перечислите, пожалуйста, стимулирующие выплаты, которые выплачиваются за качество работы педагога?

    Ответить
    • Добрый день, Кристина! Они перечислены в Рекомендациях и в соответствующем локальном акте вашей организации. Для официального ответа советуем обратиться на «горячую линию» Минпросвещения России по вопросам оплаты труда по ссылке https://open.edu.gov.ru/salary/. Можно направить свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form.
      На сайте Минпрсвещения России в рубрике «Открытое министерство» (https://open.edu.gov.ru/faq/#type=11) имеется специализированный раздел «Вопросы и ответы», в котором представлена информация по наиболее часто задаваемым педагогами вопросам, в том числе информация о мерах по совершенствованию механизмов повышения заработной платы

      Ответить
  8. Здравствуйте! Можно ли снять стимулирующие выплаты с работника образовательной организации, если ему вынесено административное замечание?

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Советуем ознакомиться со школьным положением о порядке стимулирующих выплат. Также вы можете обратиться на «горячую линию» Минпросвещения России по вопросам оплаты труда по ссылке https://open.edu.gov.ru/salary/. Можно направить свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form.

      Ответить
  9. Здравствуйте! Может ли работник дополнительного образования получать стимулирующие, как методист и по совместительству педагог дополнительного образования ( за 2 должности?) или только по основной работе.

    Ответить
    • Добрый день, Антонина! порядок выплат стимулирующих определяется локальным актом и колдоговором организации. Руководящим документом при этом является нормативный правовой акт регионального органа власти. Советуем с ними ознакомиться (на сайтах).

      Ответить

Оставьте комментарий