Как выставляют отметки ученикам в школе

Зачастую источником школьных конфликтов «учитель- родитель» являются отметки, которые выставляет учитель школьнику за устные ответы и письменные работы, за четверть, полугодие, год. При этом предметом конфликта может стать мнение родителей, что учителя ставят ребенку отметки необъективно, придираются к нему, начинают травить его, если родители обращаются за разъяснениями к классному руководителю, администрации или в вышестоящую организацию.

Подобных конфликтов можно избежать или свести их к минимуму, если следовать нормам действующего законодательства.
Оценка и  отметка 
Оценить – значит установить качество умений и способностей школьника. Оценка школьника – это процесс оценивания, осуществляемый учителем. К оценке предъявляются такие педагогические требования как систематичность, объективность, педагогический такт учителя, индивидуальный подход.
Отметка – это числовое или словесное выражение оценки в цифрах, буквах или иным образом.

 Кто оценивает и ставит отметку ученикам Квалификационной характеристикой, утвержденной приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, определено, что контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе, оценивает эффективность и результаты обучения школьников с учетом освоения знаний, овладения умениям и навыками с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся), осуществляет учитель.

Согласно ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ (далее — Закон) педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Вместе с тем в соответствии со ст.47 Закона учитель имеет право на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, творческую инициативу и свободу от вмешательства в его профессиональную деятельность.
Следовательно, оценивать эффективность и результаты обучения школьников, ставить им отметки за устные ответы, контрольные работы, четверть, полугодия, за год, по итогам промежуточной аттестации входит в обязанности учителя.
Компетенция образовательной организации
Выставление отметок ученикам за устные ответы, контрольные работы, четверть, полугодия, за год, по итогам промежуточной аттестации на федеральном уровне  отнесено Законом (ст.28) к компетенции образовательной организации,  в которую входят в том числе:
– обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
– осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
– индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ;
– обеспечение реализации в полном объеме образовательных программ, соответствия качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастными, психофизическими особенностями, склонностями, способностями, интересами и потребностями обучающихся.
Законом также предусмотрены и меры ответственности:
– за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
– за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Об оценивании и выставлении отметок обучающимся  Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания обучающихся.
Приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N 115 установлено, что:
– итоговые отметки за 9 класс по русскому языку, математике и двум учебным предметам, сдаваемым по выбору обучающегося, определяются как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
– итоговые отметки за 9 класс по другим учебным предметам выставляются на основе годовой отметки выпускника за 9 класс;
– итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
В образовательной организации в  соответствии с установленной Законом компетенцией  должны быть:
– в уставе организации отражены вопросы оценки и контроля качества образования;
– разработана внутришкольная система оценки качества образования;
– определена система оценки знаний обучающихся: пятибалльная или какая либо другая (при наличии системы оценивания отличной от пятибалльной должна быть шкала перевода);
– разработаны и приняты локальные акты, согласно которым выставляются текущие отметки, отметки за четверть, полугодие, год и в которых содержится подробная инструкция по выставлению этих отметок (как правило, в них прописываются критерии выставления отметок от единицы до пятерки за устные ответы, письменные, творческие работы,, порядок выставления отметок за контрольные работы, условия оценивания в случае пропуска занятий, сроки для оспаривания оценки с момента сообщения об отметке и т.д.);
– принято Положение о промежуточной аттестации, в котором указаны порядок и формы её проведения, подготовки проверочных материалов, критерии выставления отметок, состав и полномочия комиссии для повторной аттестации, содержатся указания на порядок пересмотра отметок и др.;
– разработан план внутришкольного контроля, в том числе и контрольно-оценочной деятельность деятельности педагогов.
Локальные акты организации должны быть размещены на школьном сайте, а родители с ними должны быть ознакомлены.
Кроме этого, учителя должны разъяснить родителям особенности оценки знаний обучающихся по своему предмету.
Отсутствие таких документов и разъяснений учителей позволяет учителям поступать по своему усмотрению, и, конечно, вызывает у родителей сомнения в объективности школьной отметки.
Что должны учитывать родители
Родителям следует обратить внимание, что Законом (статьи 43, 58) определено, что обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы, а в случае возникновения академической задолженности обязаны ликвидировать её.
Согласно Закону родители несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. При этом  они имеют право защищать права и законные интересы обучающихся, знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Таким образом, Закон не только обязывает, но и защищает права учителей и родителей.

Если родители убеждены, что учитель неправ

Если у родителей возникают сомнения в объективности оценки знаний ребенка, то они могут воспользоваться предоставленными им Законом (статья 45) правами и обжаловать отметку.
Для этого надо:
1. Ознакомиться с локальными актами школы о системе оценивания и определить, соответствуют ли действия педагога принятым в школе требованиям. Если в локальных актах школы прописан порядок пересмотра отметок – воспользоваться процедурой, которая предусмотрена в нем.
2.Побеседовать с учителем и заслушать его аргументацию.
3.Если действия педагога не соответствуют требованиям локальных актов школы о выставлении отметок либо в локальных актах этот случай не предусмотрен, но родители убеждены, что учитель был неправ, написать заявление (жалобу) на имя директора школы или в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в которой высказать просьбу о пересмотре отметки с изложением собственных аргументов.
Обратим внимание, что решение Комиссии обязательно для всех участников образовательных отношений.
4.Также родители могут воспользоваться и иными не запрещенными законодательством РФ способами защиты прав и законных интересов обучающихся. Например, обратиться в органы управления организацией, суд.
Учителю не следует давать поводов для конфликтов
Для того, чтобы у родителей не возникало оснований в объективности полученных учеником отметок, учителю необходимо придерживаться известных педагогических требований, например:
– в начале учебного года ознакомить обучающихся и их родителей с системой текущего контроля, принятыми нормами оценки за письменные, лабораторные работы и другие виды оценивания, за устные ответы по предмету;
– разъяснить ученикам понятным для них языком критерии оценки проводимых проверочных и контрольных работ, зачетов, тестов;
– объективно оценивать знания учеников, обосновывая оценку понятным для них языком;
– предоставлять ученикам возможность оспорить отметку, привести свои обоснования;
– не выставлять текущую отметку за поведение обучающегося на уроке или на перемене, за отсутствие у обучающегося необходимых учебных материалов, формы, письменного домашнего задания, за работу, которую обучающийся не выполнял, потому что отсутствовал на уроке, на котором эта работа проводилась;
– информировать родителей об успеваемости ученика в установленном локальным актом школы порядке.

Вместе с тем каждый человек, в том числе и родитель, и учитель, индивидуален. Поэтому даже соблюдение всех требований законодательства не исключает возможности возникновения конфликтных ситуаций. Наличие же нормативной базы и соблюдение учителем педагогических требований при оценивании обучающихся позволят успешнее разрешать конфликтные ситуации.

Уважаемые родители и учителя! Конфликтуя между собой, не забывайте, что главное не ваши амбиции, а ребенок, его благополучие, успешность и здоровье.

Также в блоге
“Кто и как осуществляет федеральный государственный контроль качества образования””
Родители и учитель: союзники, противники, партнеры?”
“Обязана ли школа организовать дополнительные занятия со школьниками, пропустившими уроки по болезни”
“Ликвидация академической задолженности школьником по закону об образовании”
“Возможно ли исключить ученика из школы за плохую успеваемость?”
“Могут ли родители посещать уроки учителей?”

130 комментариев к “Как выставляют отметки ученикам в школе”

  1. “Приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N 115 установлено, что:
    — итоговые отметки за 9 класс по русскому языку, математике и двум учебным предметам, ”
    Не дурите народ! В приказе только математика и русский!!!

    Ответить
    • Добрый день, Евгений! Как правило, в документы с течением времени вносятся изменения и дополнения. Так и в данном случае в приказ № 115 приказом Минобрнауки России от 9 января 2017 г. N 3 в подпункт “б” внесены указанные изменения. Советуем при обращении к документу пользоваться его последней версией, тогда дурить никого не придется.
      Очень жаль, Евгений!!!

      Ответить
  2. Здравствуйте! Моя дочь учится в 10 классе. Нам сказали в школе, чтобы за полугодие вышло “5” надо чтобы в электронном журнале было не менее 4, 75, т.к. изменились правила выставления оценок.Так ли это? И где посмотреть новые правила округления оценок в эл. дневнике для 10-11 классов. И правила получения золотой медали.

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! 1. Следует ознакомиться с соответствующим локальным актом школы о выставлении отметок. 2.Согласно ст.34 закона об образовании, лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости “отлично” по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом, образовательная организация одновременно с выдачей соответствующего документа об образовании вручает медаль “За особые успехи в учении”. Как такового понятия “золотая медаль” нет 3. В настоящее время подготовлен проект приказа, которым предлагается аттестат о среднем общем образовании с отличием и приложение к нему выдавать выпускникам 11 (12) класса, «завершившим обучение по образовательным программам среднего общего образования, имеющим итоговые отметки «отлично» по всем учебным предметам учебного плана, изучавшимся на уровне среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (без учета результатов, полученных при прохождении повторной государственной итоговой аттестации), набравшим не менее 70 баллов на ЕГЭ по русскому языку и математике профильного уровня или 5 баллов на ЕГЭ по математике базового уровня (при выборе выпускником 11 (12) класса для прохождения государственной итоговой аттестации ЕГЭ по математике как базового, так и профильного уровней, учитываются результаты ЕГЭ по математике профильного уровня, результаты ЕГЭ по математике базового уровня не учитываются; в случае прохождения выпускником 11 (12) класса государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ – ‎5 баллов по обязательным учебным предметам, в случае выбора выпускником различных форм прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ) – 5 баллов по сдаваемому обязательному учебному предмету в форме ГВЭ и ЕГЭ по математике базового уровня, а также не менее 70 баллов по сдаваемому обязательному учебному предмету в форме ЕГЭ)».

      Ответить
      • А если в локальном нормативном акте указывается что итоговая отметка округляется в сторону увеличения от 0,8. например при 4,79 ставится отметка 4, а не 5. Как можно влиять на этот процесс? Ведь это математически неправильно и дети потом сидел путаются в том как надо правильно округлять числа

        Ответить
        • Добрый день, С! Возьмите учебник математики, найдите правила округления и прочитайте их. Подайте апелляцию.

          Ответить
  3. Правильно ли то,что учитель поставил оценку 2,за то,что ученик дал списать однркласснику?
    Дело в том,что я трудилась весь день при выполнении домашнего задания,моя одноклассница забыла о дз,и учитель внезапно ее спросил,она взяла мою тетрадь,учитель заметил,и поставил 2 обеим.Что делать в таком случае?Я ведь не виновата,а вот оценкт подпортились 2.

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Отметки ставят за знания. В подобных случаях следует руководствоваться соответствующим локальным актом школы, в котором должны быть указаны случаи и порядок подачи апелляций (должен быть на сайте школы). например, действия учителя вы можете опротестовать, обратившись с заявлением к директору школы либо в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

      Ответить
  4. Добрый день! Подскажите , пожалуйста, прав ли учитель в нашем случае? Учимся во 2-м классе , недавно была самостоятельная работа по математике , было 3 задания , выполнены верно , есть две орфографические ошибки и одна -обозначил фигуру прописными, а не заглавными буквами. Оценка 3 . И ещё вопрос , писали диктант по русскому языку под диктовку ученицы того же 2-го класса !!! Это нормально???

    Ответить
    • Добрый день, Лилия! 1. По поводу отметок советуем ознакомиться с соответствующим локальным актом школы. 2. Всё зависит от конкретных обстоятельств. 3.Советуем побеседовать с учителем. В любых случаях следует заслушивать обе стороны.

      Ответить
  5. Добрый день! Подскажите, пожалуйста, если в нашей школе не разработан локальный акт, согласно которому выставляются текущие отметки (есть только положение по промежуточной аттестации) и нет никакой инструкция по выставлению отметок (от единицы до пятерки за устные, письменные ответы и другие работы), к какому документу можно обратиться, существует ли “общий” нормативный акт, содержащий критерии оценок по предметам? Очень тяжело аргументировать свою позицию без документального подтверждения. У нас со следующего понедельника начинаются каникулы, поэтому времени для пересмотра оценки практически не остается, а двойка (выставленная объективно неверно) после трёх четверок опустила средний балл до оценки “3” за четверть. Пожалуйста, помогите!

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! Может вам внимательнее отнестись к поискам – это может быть локальный акт типа об отметочной системе оценки знаний, обратитесь к Уставу школы. Подобный документ в школе должен быть, ибо в соответствии со ст. 28 закона об образовании к компетенции школы относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.
      Если такого документа нет, то учитель это делает по своему усмотрению, руководствуясь ФГОС.

      Ответить
  6. В школе моего сына учителя оценки в дневник не ставят, електронного журнала нет, выписку об успеваемости делают в лучшем случае раз в две недели. Имеет ли школа право на доведение до родителей оценок детей с такой периодичностью?

    Ответить
    • Добрый день, Валерий! Согласно ст.44 ФЗ об образовании родители имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. Советуем написать заявление на имя директора школы, почему классный руководитель (или другой учитель), которому поручено за отдельную плату заполнять электронный дневник, не делает этого.

      Ответить
      • Это где же Вы нашли информацию насчёт отдельной оплаты за ведение электронного журнала? Это входит в стимулирующие примерно как 0,3 балла. И то при условиях, определяемых локальным актом ОУ.

        Ответить
        • Уважаемая Татьяна! Советуем ознакомиться с приказом Минобрнауки РФ от 11 мая 2016 г. №536. В п.2.3 приложения к приказу сказано:
          Другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:
          в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, – ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме. Обратите внимание на фразу – “в электронной (либо бумажной) форме”. То есть Минобрнауки само исключает одновременное ведение двух журналов. Т.о., если учитель ведёт два журнала, то другой ведется за отдельную плату. В этом случае юристы рекомендуют обратиться к директору о дополнительной оплате.
          также советуем ознакомиться с Письмом Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде». Цитата из Письма:
          “…При введении электронных форм учета необходимо соблюдение трудового законодательства. Недопустим неоправданный рост трудозатрат на ведение двойного учета, рабочие места должны быть оборудованы надлежащим образом».

          Ответить
  7. Здравствуйте! Помогите пожалуйста разобраться с “взаимопроверкой” в школах.
    Дети в 6 классе проверяют работу (диктанты, тесты, задания в классных работах и т.п.) у друг друга. Оценивают выполненную работу сами.
    Учителя не проверяя выполненых работ, выставляют сразу эти оценки в журнал. Оценки учителю оглашают сами ученики.
    Имеют ли право так делать учителя? Ведь оценивать работу ученика по всем критериям обязан учитель, а не сосед по парте.

    Ответить
    • Добрый день, Анастасия! Согласно ст.28 ФЗ об образовании осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции школы. Согласно ст.47 этого же ФЗ педагогическим работникам предоставлено право на свободу преподавания, выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. Для решения вопроса советуем ознакомиться с локальными актами школы по вопросу контроля и оценки результатов учебной деятельности. Если положения этих локальных актов в школе нарушаются, вы вправе обратиться в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

      Ответить
  8. Здравствуйте, помогите разобраться. У ребенка за четверть выходят все пятерки, но по музыке учитель вывела 4. Текущая одна оценка была 3, остальные 4 и 5. Но самое интересное, на уроках музыки дети не поют, постоянно задает домашнее задание, что-то написать в тетради про муз.инструменты, википедия в помощь нам постоянно. Можно ли опротестовать 4 по музыке, ведь он не выходит отличником в четверти, да и предмет музыка не столь важен. Первая четверть была все 5.

    Ответить
    • Добрый день, Олеся! Попробуйте поговорить с учителем, чтобы узнать в чём проблема и можно ли исправить отметку, например, сдать зачетную работу, выполнить допзадание и т.д. Советуем разговор вести в доброжелательном тоне, без претензий и выяснения отношений. Также настоятельно советуем ознакомиться с школьным локальным актом типа Положение об оценке (контроле)знаний обучающихся (должно быть на школьном сайте).

      Ответить
  9. Добрый день! Прошу Вас о помощи. Не уверена, что мой вопрос “по сути”, но всё же… Я учитель с большим стажем (не математик). Первый рабочий день после каникул принёс мне конфликт с директором (математиком). Она пыталась меня убедить, что при среднем арифметическом 4, 46 я должна поставить отметку “5” за полугодие по правилам округления чисел. Мои доводы, что мы округляем до целого числа (4), а не сначала до десятых (4,5), а потом до целых (5) слушать не стала. Я 23 года так выставляю отметки, волею судьбы сменила 3 школы. Ни один проверяющий не сомневался в объективности выставления мною отметок. Может, я заблуждаюсь? Спасибо огромное за ответ.

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! Всё очень просто: обратитесь к коллеге математику и попросите учебник математики, найдите в нём правила округления чисел. Вероятно, они будут такими:
      Правило №1. Если первая из отбрасываемых цифр больше или равняется 5, то последняя из сохраняемых цифр усиливается, т. е. увеличивается на единицу.
      Правило №2. Если первая из отбрасываемых цифр меньше, чем 5, то усиление не делается.
      Правило №3. Если отбрасываемая цифра 5, а за ней нет значащих цифр, то округление производится на ближайшее четное число. Т. е. последняя цифра остается неизменной, если она четная и усиливается, если – нечетная.
      В вашем случае последняя цифра 4 чётная, значит эта цифра остается неизменной.
      Это математика. Но в обучении действует такое правило: при возможности решайте в пользу ученика.

      Ответить
      • Добрый день! Мой педагогический стаж 46 лет. Я против такого математического округления итоговой оценки. Знания определяются многогранными практическими, контрольными и иными индивидуально обозначенными работами. Если они выполнены на “4”, а промежуточные между ними пятерки, то нужно ставить “4”! Что значит, в пользу ученика? Нужно объективно оценивать в пользу знаниям, умениям и навыкам, которые просматриваются именно на индивидуальных контрольных отрезках оценивания ЗУН(ов)!

        Ответить
        • Абсолютна с вами согласна. Поэтому в электронном журнале и есть такой способ выставления отметки-средневзвешенный балл, только этим способом мало кто пользуется.

          Ответить
    • Добрый день. Сын учится в 6 классе, учитель литературы сама ещё учится в институте. Вопрос в том, что ребёнок хорошо подготовлен к уроку, но учитель ставит “3” по литературе за устный ответ. На вопрос почему? Она говорит, да, отвечал хорошо видно что готов к уроку, но за урок отвечал один раз. Это правильно?
      Ведь дети, которые не готовились получают тоже 3. Как так?

      Ответить
      • Добрый день, Галина! Оценка знаний школьника довольно сложное дело, тем более для учителя, не имеющего достаточной практики, даже при наличии критериев. А как вы определяете уровень подготовки к уроку сына? По каким критериям – собственным или школьным? Заметим, что в школе должен быть локальный акт типа Положение об оценке качества знаний обучающихся, система оценки знаний, в котором должно быть расписано за что ставится отметка 1,2,3,4,5 (см на школьном сайте). Советуем попробовать приложить эту систему к оценке уровня подготовки ребенка к уроку по разным предметам. Обратите внимание также на тот факт, что вы оцениваете сразу после подготовки, а учитель на следующий день. Свойство нашей памяти – забывать, и чем дольше, тем больше.

        Ответить
  10. Здравствуйте! Вопрос об оценивании обучающихся очно-заочной формы обучения. В нашем центре образования эта форма обучения существует очень давно. Оценивание происходило по зачетным разделам, а не по четвертям, полугодиям. Учебный материал рабочей программы по предмету разбит на зачетные разделы, по каждому предмету локальным актом определено количество зачетов, в Положении о получении образования в очно-заочной форме прописана зачетная система (дифференцированный зачет). Следовательно, итоговая отметка выставляется по предмету по совокупности отметок, полученных за зачетные разделы. Но в приказе Министерства образования и науки РФ № 115 от 14.02.2014 “Об утверждении порядка заполнения…” говорится: “Итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления”. Период оценивания обозначен как ПОЛУГОДИЕ. Имеется ли нарушение в системе оценивания при очно-заочной форме обучения? И как быть с экстернами, которые приходят их других ОО (например, техникумов) с результатами по части предметов или проходят промежуточную аттестацию за год, но при этом допускаются к государственной итоговой аттестации и получают аттестат? У них же нет результатов за полугодие, а аттестат выдается?

    Ответить
    • Добрый день, Гаврилова Татьяна! Для официального ответа советуем обратиться в Рособрнадзор либо Минпросвещения РФ.

      Ответить
  11. Подскажите, пожалуйста, мой ребёнок учится в 8 классе с углубленной матеиатикой. Учитель задал такую контрольную в начале четверти,что основная масса детей не справилась. Итог в начале четверти сразу двойки. Насколько педагогично начинать учится с двоек.? Может надо было начать с заданий полегче. Учитель молодой.

    Ответить
    • Добрый день, Светлана! Свои предложения вы можете обсудить с руководителем школьного методического объединения либо с завучем школы, курирующем методическую работу.

      Ответить
  12. Добрый день! Такой вопрос: в связи с обстоятельствами, мне пришлось забрать ребенка из одной школы и перевести в другую, которая находится в другой области, по середине учебного года. Учится 5 день, ещё не адаптировался, друзей пока нет (кроме сестры). Классный руководитель сказал, что даст ему время для адаптации и оценки в первую неделю ставить не будут, но учитель русского и литературы, видимо на своей волне ( к тому же кандидат пед. наук) начала ставить оценки с первого же дня, при чем в той школе он учился на 5, а тут сплошные 3. Программы обучения разные. Так вот в чем вопрос имеет ли ребенок право на адаптацию и то чтобы оценки ему не ставили, а дали ему влиться в школьную программу? Так же интересно, классный руководитель мне сказал, чтобы я не ожидала тех оценок, которые были у него (а это 4 и 5) и то что он будет учиться хуже! Это было сказано на 3 день посещения ребенка школы, каким образом она это определила?

    Ответить
    • Добрый день, Гуля! Конечно педагоги должны учитывать эту ситуацию, и каждый из них решает её по-своему. Законом это не регламентировано. Советуем поговорить с классным руководителем или учителем, а в первую очередь с ребенком. Конфронтация с педколлективом уже с первых дней ни к чему и никому.

      Ответить
  13. Здравствуйте!
    Ребёнок писал тест по биологии (5 класс). Часть заданий в тестовом варианте ( закрытая), другая часть открытая. Должны ли быть у учителя ответы с которыми он сверяется, и которые может предоставить родителю для сверки ответов своего ребёнка. Особенно в открытой части теста? Спасибо за ответ

    Ответить
    • Здравствуйте. В нашей школе по некоторым предметам, в том числефизкультура, музыка, ИЗО, Кубановедение в конце четверти, если нет оценок в журнале, учитель ставит тройки . К примеру, физрук весь урок сидит с телефоном или с какими-то бумагами, ничего не требуя с учеников. Ученики занимаются другими уроками. А в конце четверти вдруг появляются тройки, и итоговая тоже тройка. Как с этим бороться?

      Ответить
      • Добрый день, Светлана! Если вы имеете доказательства (если нет – собирайте), то можете обратиться с письменным заявлением к директору школы с просьбой провести служебное расследование и дать вам ответ в письменной форме. Можете также обратиться в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

        Ответить
  14. здравствуйте,подскажите , ребенок учится в 7 классе, за четверть выходит 4,но учитель поставил 3 , обратились к класс.руководителю чтобы она побеседовала, и после беседы в этот же день учитель в электр. дневнике задним числом выставила три тройки(в марте поставила 3 за январь). Законно это? И куда следует обратиться ?

    Ответить
    • Добрый день, Олеся! Вы вправе обратиться к директору школы с письменным заявлением с просьбой провести служебное расследование. При этом вы должны привести доказательства, а также воспользоваться школьным локальным актом, в котором регламентируются правила выставления отметок при оценке текущей успеваемости, за четверть, полугодие год.
      Совет: если не хотите обострения отношений с учителем, не затевайте тяжбу. Решите проблему мирно. Доказать правильность выставленной текущей отметки всегда проблематично.

      Ответить
  15. У сына средний балл 4.625, учитель же хочет ставить 4, несмотря ни на что. Есть ли какие-то нормативные акты, регулирующие это. Заранее спасибо!

    Ответить
    • Добрый день, Дмитриев Анатолий! Советуем ознакомиться с письмом Минпросвещения России от 05.02.2019 N ТС-357/04 «О порядке заполнения и выдачи документов об образовании», в котором дано разъяснения как выставляются годовая и итоговая отметки. Нормативным документом является локальный акт школы типа Положение о контроле и оценке качества знаний обучающихся.

      Ответить
  16. Здравствуйте! Ребенок вышел после больничного и в этот день была проверочная работа по окружающему миру! Всё домашнее задание на больничном всегда делаем, но этой темы не было в электронном дневнике. В итоге 2. Пришли переписывать – переписали на 3 (при чём дали переписывать проверочную работу по другой теме)! В электронный дневник выставили обе оценки! В итоге средний бал получился меньше, чем был до переписывания! Разве учитель не должен был убрать ту двойку? В чём смысл тогда переписывания? К учителю подходила с этим вопросом – она сказала что выставляются обе.

    Ответить
    • Добрый день, Светлана! Советуем обратиться в региональный орган управления образованием либо Рособрнадзор.

      Ответить
  17. Добрый день! Подскажите, существует ли документ или, может быть, существовал, который “запрещает” выставление неудовлетворительных оценок (“2”) по предметам музыка, ИЗО, физкультура, технология, возможно, МХК? Оценивание по этим предметам, за исключением МХК, зависит не только от знаний, но и от способностей ученика.

    Ответить
    • Добрый день, Вера! На федеральном уровне такого нормативного документа нет, ибо ИЗО, технология, физкультура, музыка входят в федеральный минимум и обязательны для изучения. Вот что сказала по этому поводу на пресс-конференции в Москве, посвященной подведению итогов работы министерства в 2016 году и планам на 2017 год: “Думаю, школа вправе решить ставить по музыке, изо и физкультуре оценку или зачет — незачет. Но если вы идете дальше учиться, и вам нужны эти предметы, то лучше, чтобы оценка была”.

      Ответить
  18. Добрый день меня зовут Наталья подскажите пожалуйста мой сын учится в 8 классе. Нам дали санаторий на май . Сыну учитель алгебры сказал что его аттеставать не сможет так как он не будет присутствовать на промежуточной аттестации. У него на данный момент уже 554 стоит . Разве нельзя вывести среднюю оценку за четверть по оценкам которые он получит в апреле? Спасибо за ответ.

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! В соответствии с ч.6 ст. 41 ФЗ об образовании порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Советуем поискать этот документ на сайте органа власти субъекта РФ либо регионального органа управления образованием, а в школе – локальный акт типа Положение об учете качества знаний…
      Как правило, итоговая отметка выставляется с учетом отметок, которые получит ученик при обучении в медицинской организации с переносом их в журнал.
      Согласно ч.2 ст. 58 ФЗ об образовании академической задолженностью признается непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин. В вашем случае ученик не проходит промежуточную аттестацию по уважительной причине (лечение). Советуем написать заявление на имя директора об освобождении от промежуточной аттестации или переносе её и приложить соответствующий медицинский документ.

      Ответить
  19. Здравствуйте! Прошу помочь мне с вот такой вот ситуацией. Я ученик 7 класса 37 школы города Орёл.Последняя оценка по информатике стоит 2, а выходит 3. Учитель сказал что поставит мне за полугодие оценку 2 по скольку последняя оценка в журнале стоит 2. Прав ли учитель и можно ли как то решить данную проблему?

    Ответить
    • Добрый день, Николай! Решить проблему можно: 1. Переговорите с учителем, позанимайтесь по теме, за которую получена “2” и ликвидируйте задолженность. 2.Почитайте школьный локальный акт типа Положение о контроле и учете качества знаний обучающихся, найдите описание как выводится итоговая отметка и если есть что-то в вашу пользу, оспорьте действия учителя, обратившись с письменным заявлением к директору школы либо в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 3. Ничего пока не делать. Поиметь академическую задолженность и в назначенное время ликвидировать её. 4.Если и это не поможет, то вы переводитесь в 8 класс условно и будете обязаны ликвидировать академическую задолженность, а если не ликвидируете, то по решению родителей вы можете быть оставлены на второй год, перейти на обучение по индивидуальному учебному плану или на обучение по адаптированным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК (класс коррекции, если он есть в школе).
      Как видите, простор широк. Совет: вы, вероятно, умный парень, поэтому не мудрите и договоритесь с учителем.

      Ответить
  20. Здравствуйте, очень важный для меня вопрос. Через пару дней выставляют годовые отметки (9 класс), скажите пожалуйста как выставляют годовые оценки если у меня в 1 и 2 четвертям стоит 5, а в 3 и 4 стоит 4(знаю,что учитывается сред. ариф при выставлении в аттестат, а что касается года постоянные сомнения подскажите пожалуйста). Один из учителей говорил, что существует положение согласно которому в год идёт среднее. арифмет четвертей, я искала это положение, но так и не нашла. По всем предметам 5 выходит, а по математике учитель постоянно меня заваливает, помогите пожалуйста, подскажите как все таки ставятся годовые оценки.

    Ответить
    • Добрый день, Милана! Ознакомьтесь с локальным актом школы типа Положение, в котором вы найдёте, как выставляются итоговые отметки в вашей школе (можно найти на школьном сайте). Если не найдёте, спросите этот документ у классного руководителя или завуча.Если итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое, то действуют правила округления. Надеемся, что вы их не забыли.

      Ответить
  21. Здравствуйте! Скажите пожалуйста, насколько правомерно решение учителя не разрешать детям переписывать (исправлять) работы по предметам? Мне всегда казалось логичным, дать возможность ребенку исправить допущенные ошибки. Тем более, на контрольных работах зачастую ошибки допускаются не из-за незнания предмета, а от волнения или от излишней торопливости, т.к. присутствует страх не успеть доделать работу. А если дать возможность исправит, то и знания прибавляются, и оценка улучшается. Есть ли какое-нибудь предписание по этому поводу или же всё зависит от желания конкретного учителя? И если предписания нет, то что можно предпринять в такой ситуации, кроме варианта “поговорить с учителем”?
    И второй вопрос. Действительно ли учащимся второго класса оценки выставляют со второго полугодия? Везде об этом пишут, но в нашей школе четвертные ставили начиная с первой четверти. И как тогда считать итоговую оценку? Брать результаты только за 3 и 4 четверти или же все? И если стоят четвертные 3443, то какая должна получится годовая в таком случае? По моему мнению, должна стоять 4, но учитель выставил 3. Кто из нас прав? Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Ольга! Согласно ст.28 ФЗ об образовании осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации и устанавливается её локальными актами, которые вы можете найти на её сайте.

      Ответить
  22. Здравствуйте! Средний балл при выставлении годовой отметки 3,5. Учитель ставит 3. В локальном акте: Определение итоговых оценок:
    · предметные четвертные оценки/отметки определяются как среднее арифметическое баллов;
    · при возникновении «спорной» ситуации в выставлении четвертной оценки нужно руководствоваться средним показателем не ниже 0,7 баллов;
    · итоговая оценка за ступень начальной и основной школы определяется на основе положительных результатов, накопленных обучающимся в «Портфеле достижений», а также на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов. При выставлении годовой, что должны поставить 3 или 4? Спасибо!

    Ответить
    • Добрый день, Ольга! В вашей ситуации надо вспомнить математическое правило №3 округления чисел: если отбрасываемая цифра 5, а за ней нет значащих цифр, то округление производится на ближайшее четное число. Т. е. последняя цифра остается неизменной, если она четная и усиливается, если – нечетная. Т.о., балл 3,5 округляется до 4.

      Ответить
  23. Здравствуйте, у нас такая ситуация. Отметки в аттестате за 9 класс по английскому языку по четвертям: 3, 3, 4,4. ОГЭ по английскому не сдается, учитываются только текущие годовые отметки в журнале. Учитель выставляет годовую 3(уд). Я считаю что необходимо выставить 4(хор), так как среднее арифметическое число 3,5 округляется до 4 -х. Но в 115 приказе Минобр моя ситуация не прописывается. Получается
    опять же бездоказательная и беспроигрышная ситуация -“на усмотрение учителя”. Что посоветуете?

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! Советуем ознакомиться с школьным локальным актом по учету знаний, обратив внимание на пункт выставления годовых отметок. Если они выставляются как средне арифметическое четвертных отметок, то в вашем случае применяется правило округления №3: “Если отбрасываемая цифра 5, а за ней нет значащих цифр, то округление производится на ближайшее четное число. Т. е. последняя цифра остается неизменной, если она четная и усиливается, если – нечетная”. Т.о., вы правы – отметка должна быть 4. Напишите заявление на имя директора школы.

      Ответить
      • Здравствуйте, я сомневаюсь в правильности выставления оценок учителя , так как у нас 1 четверти 4.5 ; 2 четверть 4,8; 3 четверть 4,9; 4 четверть 4,2 ; , какая оценка должна стоять за год.

        Ответить
        • Добрый день, Юлия! Система оценивания и контроля качества обучения в соответствии с ФЗ об образовании относится к компетенции школы и регламентируются её локальными актами. Советуем ознакомиться с ними (на сайте) и обратить внимание на положение как выставляется годовая отметка.

          Ответить
  24. Здравствуйте! Ребенок по уважительной причине неаттестован за 1 полугодие, во 2 полугодии проводилось обучение на дому. Оценки за 2 полугодие выставлены, но оценку за год учителя выставляют на 1 балл ниже полугодовой, хотя программа обучения за год пройдена полностью. Это правильно?

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Согласно ст. 28 ФЗ об образовании осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относятся к компетенции образовательной организации. Советуем ознакомиться со школьным локальным актом об учете знаний обучающихся.

      Ответить
  25. Добрый день!Сложилась такая ситуация. Ученик 11 класса имеет по одному предмету оценку “2” по 1 и 2 полугодию. Промежуточную написал на “3”. Получается годовая у него “2”? Или с учетом промежуточной – “3”?Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Светлана! Для этого надо ознакомиться с соответствующим локальным актом школы. Если в нем сказано, что годовая отметка выставляется как среднее арифметическое полугодовых и промежуточной аттестации, то получаем 7:3 = 2,33. Округляем и получаем “2”, а не “3”. И т.д. См. локальный акт школы.

      Ответить
  26. Добрый день! можно ли выставить итоговую оценку в аттестат выпускнику 11 класса только по годовым за 10 и 11 класс? Школа имеет право решать этот вопрос ? Ведь Положение – это приказ МО !

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! В соответствии с приказом Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115 (ред. от 17.12.2018) итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.

      Ответить
  27. Добрый день! Сколько обучающихся за 1 урок должен опросить учитель? Может ли учитель выставить текущие оценки 30 обучающимся за 1 урок, если это ни контрольная ни самостоятельная работа… На какие нормативно-правовые документы можно ссылаться при аргументации ответа?

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! 1. В соответствии со ст.28 ФЗ об образовании осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации.
      2.В соответствии со ст.47 ФЗ об образовании педагогические работники пользуются такими академическими правами и свободами как:
      свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
      свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
      право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
      P.S. Подобные методики опроса существовали ещё в советской школе. В настоящее время использование компьютерных технологий позволяет это делать учителю без больших затруднений.

      Ответить
  28. Здравствуйте.
    Может ли школа локальным актом определить выставление отметок в 10, 11 классах по четвертям, а не за полугодие?

    Ответить
    • Добрый день, Нина! Согласно ст.28 ФЗ об образовании осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации. В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115 (ред. от 17.12.2018), итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.

      Ответить
    • Добрый день, Юлия! Это не совсем так – всегда есть возможность подать апелляцию.

      Ответить
  29. Здравствуйте!
    Как быть, если в ЛНА ОУ не сказано о форме выставления отметки по аттестации (любой)
    На каком основании тогда преподавателю выставлять отметку за знания обучающемуся?
    Т.е. если в ФЗ не указано в явной форме требования к оценке знаний учащихся и ЛНА ОУ по данной тематике нет (или отсутствует в явной форме указания).
    Может ли он руководствоваться объемом изученности материала? Например, 50% – “удовлетворительно”, 75% -“хорошо” и т.д.

    Ответить
    • Добрый день, Иван! В соответствии со ст.28 ФЗ об образовании к компетенции образовательной организации относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.
      В соответствии сч.7 этой же статьи образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
      В соответствии с ч.4 ст.48 педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.
      Советуем внимательно ознакомиться с уставом школ.

      Ответить
      • Т.е. если в уставе и ЛНА ОУ ничего о качественной оценке знаний учащихся не сказано, то учитель может выставлять отметки даже исходя из личных впечатлений, к примеру? Ответил хорошо, по делу – “отлично”. Много “воды” – “неудовлетворительно”.
        Спасибо, почитаю устав ОУ более внимательно и придирчиво.
        Благодарю.

        Ответить
        • Добрый день, Иван! Да, это так. учитель выставляет отметки по своему усмотрению. Но в школе обязательно должен быть локальный акт о системе оценивания качества обучения школьников.

          Ответить
  30. Добрый вечер. В нашей школе оценки во втором классе выставлялись со 2 четверти в соответствии с локальным актом школы . В школе в декабре ожидается комиссия. Наша администрация засомневалась в правомерности выставления оценок только со второй четверти. На какие документы можно сослаться, чтобы разобраться в данной ситуации? Не является ли нарушением выставление оценок во втором классе со второй четверти?
    С уважением.

    Ответить
    • Добрый день, Сусанна! В соответствии с п.10 ч. 3 ст.28 ФЗ об образовании осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относятся к компетенции образовательной организации.

      Ответить
  31. Здрастуйте. Я учусь в 6 классе. Мне поставили 3 за четверть, а должна стоять 4. Мой средний балл 3.82. Но вот проблема: урок ведет ДИРЕКТОР. Она говорит, сто она хочет ставить только полную оценку, то есть: 4.00 – 4
    3.99 – 3. Что делать в такому случае?

    Ответить
    • Добрый день, Роман! Советуем ознакомиться с школьным локальным актом типа Положение о системе оценки качества обучения (системе оценки знаний). Если допущены нарушения, пишите апелляцию.

      Ответить
  32. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста! Прав ли учитель поставить “2” в первую неделю четверти? И если ребёнка не было 6 ноября, но за 7 ноября стоит “2” ? С уважением

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Такой регламентации нет. Если вас это напрягает, поговорите с учителем. Причины могут быть разные.

      Ответить
  33. Добрый день!
    Сын учится в лицее, в 3-м классе. Недавно получил две двойки за тестирование по математике и русскому. Я обратилась с просьбой к учителю о пересдаче. В итоге он пересдал один предмет на 4, но двойку не убрали, а поставили рядом 4. На мой вопрос, почему так, учитель ответил, что по каким-то там правилам это делается именно так. Я перерыла все документы на сайте лицея, но ни в уставе, ни где-то еще нет у лицея локального акта, устанавливающего систему и критерии оценивания знаний. Есть положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и все. Но в нем говорится только об округлении оценок по закону математики. Не понятно, чем руководствуются учителя при выставлении оценок? Учитель заявил, что вообще текущий контроль не пересдаётся, мол, скажите спасибо, что хоть так! Как быть, если этот текущий контроль у них почти каждый день, дети пишут то тесты, то самостоятельные, то еще что-то?
    1)Подскажите, пожалуйста, как нам действовать в таком случае?
    2)Каким нормативным актом должен руководствоваться учитель, выставляя оценки, если в ОУ нет внутреннего документа, регламентирующего это?
    3)Имеет ли право ученик пересдать тест или самостоятельную работу?

    Ответить
    • Добрый день, Светлана! Блог может вам предоставить следующую информацию.
      1.В соответствии со ст.28 ФЗ об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К её компетенции относится осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения.
      2. Учитель в соответствии с квалификационной характеристикой (приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н
      оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
      Т.о., если в школе отсутствуют соответствующие локальные акты или в них не прописаны формы, периодичность и порядок проведения текущего и промежуточного контроля, а также в школе не разработана система оценки качества образования, в том числе и нормы оценок, и др, то учитель, как следует из приведенного выше, поступает по своему усмотрению. В любом случае у ученика должно быть право на апелляцию. Вы вправе обратиться к директору школы, в школьную Комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

      Ответить
  34. Здравствуйте. Если в задании не указано каким способом решать задачу, можно ли снижать оценку?

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! Если предложенный способ привел к нужному результату и не был ошибочным (подгонка под ответ), то это как правило, поощряется. Особенно приветствуется нестандартное, более рациональное решение.

      Ответить
  35. Здравствуйте. Имеет ли право педсовет школы ввести в локальные акты систему выставления оценок отличную от выведения среднего арифметического, причем всегда не в пользу ученика. Чтобы получить 5, необходимо набрать не ниже 4.6, т. е. 4.58 например, это 4. В итоге, даже имея больше хороших оценок ребенок получает низший балл. Насколько это правомерно? Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Ольга! Согласно п.10 ст. 28 ФЗ об образовании осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции школы.
      Напомним правила округления:
      Правило №1. Если первая из отбрасываемых цифр больше или равняется 5, то последняя из сохраняемых цифр усиливается, т. е. увеличивается на единицу. 45,769 = 45,8.
      Правило №2. Если первая из отбрасываемых цифр меньше, чем 5, то усиление не делается. 45,749 = 45,7.
      Правило №3. Если отбрасываемая цифра 5, а за ней нет значащих цифр, то округление производится на ближайшее четное число. Т. е. последняя цифра остается неизменной, если она четная и усиливается, если – нечетная. 0,0465 = 0,046 и 0,0415 = 0,042.

      Ответить
  36. Здравствуйте. Мой ребенок учться в 4 классе. У него не было урока музыки ни одного часа. Но учитель сказала выучить гимн России и пересказать. На основе этого высьавила оценку три за четверть. Правомерны ли его действия?

    Ответить
    • Добрый день, Марина! По каждому предмету, в том числе и по музыке, ФГОС установлен определённый объем знаний, умений и навыков (планируемые результаты), которым обязан научить учитель. В соответствии с ч.1 ст.48 ФЗ об образовании учитель обязан обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой.
      Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 ст. 48, учитывается при прохождении ими аттестации.
      Вы вправе обратиться с письменным заявлением на имя директора с просьбой провести служебное расследование, либо в школьную комиссию по урегулированию с поров между участниками образовательных отношений. Как это сделать, читайте в нашем блоге статьи:
      “Порядок обращения в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений”,
      “Права, порядок создания и функционирования комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений”

      Ответить
      • Здравствуйте. Большое спасибо за ваш ответ. В свою очередь я сходила в школу на приём к директору и сказала, что действие учителя по музыке были не правомерны. Директор в свою очередь ответила, что они имеют право обучать детей дистанционно т.к у них не было возможности проводить урок по музыке. Скажите, правомерно ли это. За ранее спасибо.

        Ответить
        • Добрый день, Марина! в соответствии со ст.16 ФЗ об образовании школа вправе использовать дистанционное обучение, но для этого должны быть созданы соответствующие условия, должен быть соответствующий локальный акт. Советуем ознакомиться с таким локальным актом и методиками дистанционного обучения. Так ли в вашей школе? Не кажется ли вам странным, что вы об этом не знали?

          Ответить
  37. Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, ребенок в контрольной работе не написал (см) за это ей снизили оценку на 4. Такое возможно?

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Оценка любой работы, тем более детской, – хлопотное дело. Чтобы минимизировать ошибки, разрабатывают критерии, нормы оценок, инструкции. Да и в этом случае не исключены ошибки. Поэтому, как правило, представляют возможность подать апелляцию. Вы либо ученик также вправе обратиться за разъяснением к учителю. Советуем сделать это, дабы не быть в недоумении и обиде на учителя.

      Ответить
  38. Здравствуйте. Пожалуйста, подскажите, если ребёнок (учится в 10 классе), боясь пропустить новую тему по алгебре, пришел на урок (в это время он находился на амбулаторном лечении) и вместе с другими учениками ему пришлось писать самостоятельную работу, за которую он получил оценку “3”. Ребёнок попросил учителя не ставить оценку в журнал, сказав, что был на больничном. Учитель ответил: ” Ну ты же был.” Кто в этой ситуации прав?

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Нужно было предупредить учителя перед выполнением работы. Возможен вариант: напишите апелляцию.

      Ответить
  39. Здравствуйте! Подскажите ,пожалуйста, какие отметки ставятся за поведение? (примерное, удовлетворительное, неудовлетворительное или удовлетворительное и неудовлетворительное) Где можно увидеть эту информацию?

    Ответить
    • Добрый день, Елена! В настоящее время выставление обучающимся отметок за поведение нормативными документами федерального уровня не предусмотрено. Однако, в ряде регионов такое практикуется. Советуем поискать информацию на сайте школы, органа управления образованием.

      Ответить
  40. Добрый день. Прошу разъяснить следующее: мой ребенок (7класс) находился три недели в санатории. При санатории имелась школа, привезли табель с оценками. Кл.руководитель отказал перенести оценки в эл.журнал. Прав ли кл.руководитель? Если нет, на основании каких Актов, положений я могу это оспорить.
    Заранее спасибо

    Ответить
    • Добрый день Галина! Вот что сказано по этому поводу в Методических рекомендациях Минпросвещения и Минздрава об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации (можно найти например по ссылке:
      https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72797314/):
      Справка об обучении является обязательной к приему и учету в образовательной организации по месту жительства обучающегося.
      Школа по месту жительства обучающегося, в которую родителями (законными представителями) ребенка представлена справка об обучении, подтверждающая освоение им общеобразовательной программы в период обучения в медицинской организации, допускает обучающегося к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам или засчитывает результаты обучения на основании указанного документа.
      Рекомендовано при выборе форм текущего контроля успеваемости особый акцент сделать на информирование родителей и ребенка о применяемой системе оценивания, акцентировав внимание не на текущей оценке, а на важности достижения поставленных совместно с ним целей обучения на каждом занятии. Каждое занятие с ребенком рекомендовано завершать рассмотрением достигнутого прогресса и оставшихся вопросов для работы, избегая категоричных оценочных суждений.
      Вместе с тем не рекомендуется завышать оценки больным детям, так как в силу этого могут быть сформированы ложные представления о результатах обучения.
      Советуем вам ознакомиться с этими Рекомендациями и ознакомить с ними учителя.

      Ответить
  41. Доброго времени суток.
    Подскажите пожалуйста, имеет ли право педагог ставить 2 за отсутствие на уроке, если нет документа от родителей/классного руководителя, о том, что у ученика уважительная причина? Если коротко, то может ли учитель выставлять 2 за прогулы?

    Ответить
    • Добрый день, Валерия! нет, не может – отметка ставится за знания, умения и навыки в соответствии с фГОС. Нормативным документом является локальный акт школы типа Положение о системе оценивания ЗУН обучающихся (см на сайте школы). вы можете обратиться с заявлением к директору школы.

      Ответить
  42. Здравствуйте.
    Ситуация такая. Я решал тест св электронном задании на 5. Учитель сказала, что подозревает, что списано и попросила уточнить, как я решал и какие правила использовал. Я отказался, и она просто убрала оценку из журнала. Если оценка попала в журнал, то ведь ее незаконно убирать?

    Ответить
    • Добрый день, Руслан! А как бы поступили вы на месте учителя? Если вы всё делали законно, т.е. самостоятельно, почему бы и не объяснить, как это у вас всё получилось на “5”! Радуйтесь, что учитель не поставила вам “1” или “2”. На ЕГЭ, который предстоит вам сдавать, за списывание результат просто аннулируют.

      Ответить
  43. Здравствуйте, помогите пожалуйста мне. Я Учитель Истории, в этом году у меня была параллель 5 классов, где только начинают изучать этот предмет. В конце года я ученику вывела годовую оценку в пользу ученика те у него за все четверти вот такие оценки 5544 и в году я поставила 5. В локальном акте Школы отмечено что за такую конфигурацию я должна поставить 4 в году,я не согласна с этим. Мне вынесли административное замечание. Подскажите на какие нормативные документы ч могу сослаться чтобы аппелировать это замечание.

    Ответить
    • Добрый день, Гульнара Николаевна! Согласно ч.3 ст.28 ФЗ об образовании в РФ,
      осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения, а также индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ относится к компетенции школы и регламентируется её локальными актами. Если в локальном акте сказано, что годовая отметка выставляется как среднее арифметическое четвертных отметок, то формально администрация права, т.к.(5+5+4+4):4 = 4,5. По правилу округления №3 итоговая отметка должна быть “4”, т.к. предшествующая цифра четная. Просто вам это надо было иметь ввиду.

      Ответить
  44. Добрый вечер. Ответьте пожалуйста. Ребёнок закончил 11 класс. Оценки в электронном журнале нет возможности было смотреть, где я могу запросить выписку о успеваемости за 10-11 класс.

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Для этого вам нужно обратиться в школу. Отметки должны быть в классном журнале и личном деле школьника. Основание: п.4 ч.3 ст.44 ФЗ об образовании в РФ: родители имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

      Ответить
  45. добрый день. Подскажите, пожалуйста, на сколько правомерно выставление оценок за четверти согласно такому правилу:
    от 4,65 — это 5
    от 3,65 — это 4 и так далее
    Ссылка на локальный акт школы
    https://s-211.edusite.ru/sveden/files/47a24d895c17c65e974b8984e0fe44d3.pdf
    сайт школы
    https://s-211.edusite.ru/

    Тем не менее знаю, что в других школах округление происходит по математическому правилу. И получается, что для одних 4,6 — это 4, для других — это 5. Город один, страна одна, школы разные и итоговые оценки разные. Не дискриминация ли тут?

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Приводим правила округления из математики:
      Правило №1. Если первая из отбрасываемых цифр больше или равняется 5, то последняя из сохраняемых цифр усиливается, т. е. увеличивается на единицу. Пример 1. Дано число 45,769, которое нужно округлить до десятых. Первая отбрасываемая цифра – 6 ˃ 5. Следовательно, последняя из сохраняемых цифр (7) усиливается, т. е. увеличивается на единицу. И, таким образом, округленное число будет – 45,8. Пример 2. Дано число 5,165, которое нужно округлить до сотых. Первая отбрасываемая цифра – 5 = 5. Следовательно, последняя из сохраняемых цифр (6) усиливается, т. е. увеличивается на единицу. И, таким образом, округленное число будет – 5,17.
      Правило №2. Если первая из отбрасываемых цифр меньше, чем 5, то усиление не делается. Пример: Дано число 45,749, которое нужно округлить до десятых. Первая отбрасываемая цифра – 4< 5. Следовательно, последняя из сохраняемых цифр (7) не усиливается, т. е. округленное число будет - 45,7. Правило №3. Если отбрасываемая цифра 5, а за ней нет значащих цифр, то округление производится на ближайшее четное число. Т. е. последняя цифра остается неизменной, если она четная и усиливается, если - нечетная.Пример 1: Округляя число 0,0465 до третьего десятичного знака, пишем - 0,046. Усиления не делаем, т. к. последняя сохраняемая цифра (6) - четная.Пример 2. Округляя число 0,0415 до третьего десятичного знака, пишем - 0,042. Усиления делаем, т. к. последняя сохраняемая цифра (1) - нечетная. Если все заглянут в эти правила, то у всех будет одинаково. Надеемся они вам помогут при доказательстве. Дискриминация тут не при чем, просто надо учить матчасть.

      Ответить
  46. Здравствуйте! С учителем идет спор о выставлении оценки в аттестат за 9 класс по русскому языку. Все триместры и годовая были 3, а за ОГЭ 4. Говорят,что имеют право решением педсовета поставить итоговую оценку 3.

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! В аттестат выставляется среднеарифметическая отметка на основе правил округления: (3+4):2 = 3,5. Применяется правило №3: Если отбрасываемая цифра 5, а за ней нет значащих цифр, то округление производится на ближайшее четное число. Т. е. последняя цифра остается неизменной, если она четная и усиливается, если – нечетная.
      Пример 1: Округляя число 0,0465 до третьего десятичного знака, пишем – 0,046. Усиления не делаем, т. к. последняя сохраняемая цифра (6) – четная.
      Пример 2. Округляя число 0,0415 до третьего десятичного знака, пишем – 0,042. Усиления делаем, т. к. последняя сохраняемая цифра (1) – нечетная.
      Так что педсовет здесь не при чем. Основание: Приказ Минпросвещения РФ от 5 октября 2020 года N 546

      Ответить
  47. Учитель во втором классе поставил на 2м уроке ребенку 2ку, это была первая в дизни оценка, ребенок не рассказал правило по русскому не до конца понял задание и не выучил его, у ребенка травма слезы и страх после этого, верно ли поступил учитель?

    Ответить
    • Добрый день, Оксана! Для любого человека, а особенно ребенка, оценка оказывает большое эмоциональное воздействие. В данной ситуации учитель поступил как,а принято выражаться на языке профессионалов, крайне не педагогично. Постарайтесь успокоить ребенка. Если в школе есть грамотный психолог, можно обратиться к нему, чтобы он поработал с ребенком. Что касается учителя, то можно с ним поговорить, но очень-очень осторожно! Все зависит от его характера, а то и можно навредить. Удачи!

      Ответить
  48. Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, имеет ли право учитель двойную оценку за один диктант поставить как за два разных дня? Например, оценка 3/4, а учитель ставит одним числом 3, а в следующий день 4. получается, что не одна за один день, а две разные оценки за два разных дня. Есть ли какой-то нормативный акт по такому выставлению двойных оценок?

    Ответить
    • Добрый день, Екатерина! В диктанте могут быть разные задания, за которые выставляются отметки. Обычно они и выставляются в журнал дробью в день написания диктанта. Нормативным актом по этому поводу является локальный акт школы.Посмотрите на школьном сайте либо спросите у учителя, классного руководителя

      Ответить
  49. добрый день. Моя дочь учится в 9 классе и в этой четверти у них проходила ВПР по физике. Весь класс очень плохо написал эту работу (всего три тройки и остальные двойки). Моя написала на трояк. Средняя оценка за четверть в эл.журнале 4.77. За четверть учитель ставит 4, аргументируя, что ВПР на 3, значит и отметка снижается на балл. Я могу опротестовать эту отметку и на какие документы можно сослаться?

    Ответить
    • Добрый день, Елена! По этому поводу Рособрнадзор много раз давал разъяснения. О них вы найдете в нашем блоге в материалах о ВПР. Выставлять или не выставлять отметки в журнал – это дело школы. Регламентируется школьным локальным актом. Найдите такой локальный акт типа Положение об оценке знаний обучающихся, о промежуточной аттестации и пр. Там должен быть прописан и порядок апелляции. См на школьном сайте или спросите у администрации, классного руководителя. Удачи!

      Ответить
  50. Что-то с округлением у Вас не то! Всегда при выставлении оценок используется математическое округление или округление к ближайшему целому. а Вы все время ссылаетесь на Округление до ближайшего четного!

    Математическое округление — округление всегда в бо́льшую по модулю сторону (предыдущий разряд всегда увеличивается на единицу).
    Округление до ближайшего чётного (в английском языке известно под названием англ. banker’s rounding — «округление банкира») — округление для этого случая происходит к ближайшему чётному числу, то есть 2,5 → 2; 3,5 → 4.
    Случайное округление — округление происходит в меньшую или большую сторону в случайном порядке, но с равной вероятностью (может использоваться в статистике).
    Чередующееся округление — округление происходит в меньшую или большую сторону поочерёдно.

    Ответить
    • Добрый день, Мария! В математике существуют 3 правила округления:
      Правило №1. Если первая из отбрасываемых цифр больше или равняется 5, то последняя из сохраняемых цифр усиливается, т. е. увеличивается на единицу.
      Пример 1. Дано число 45,769, которое нужно округлить до десятых. Первая отбрасываемая цифра – 6 ˃ 5. Следовательно, последняя из сохраняемых цифр (7) усиливается, т. е. увеличивается на единицу. И, таким образом, округленное число будет – 45,8.
      Пример 2. Дано число 5,165, которое нужно округлить до сотых. Первая отбрасываемая цифра – 5 = 5. Следовательно, последняя из сохраняемых цифр (6) усиливается, т. е. увеличивается на единицу. И, таким образом, округленное число будет – 5,17.
      Правило №2. Если первая из отбрасываемых цифр меньше, чем 5, то усиление не делается.
      Пример: Дано число 45,749, которое нужно округлить до десятых. Первая отбрасываемая цифра – 4< 5. Следовательно, последняя из сохраняемых цифр (7) не усиливается, т. е. округленное число будет - 45,7. Правило №3. Если отбрасываемая цифра 5, а за ней нет значащих цифр, то округление производится на ближайшее четное число. Т. е. последняя цифра остается неизменной, если она четная и усиливается, если - нечетная. Пример 1: Округляя число 0,0465 до третьего десятичного знака, пишем - 0,046. Усиления не делаем, т. к. последняя сохраняемая цифра (6) - четная. Пример 2. Округляя число 0,0415 до третьего десятичного знака, пишем - 0,042. Усиления делаем, т. к. последняя сохраняемая цифра (1) - нечетная.

      Ответить
  51. Не ставить отметку за отсутствие письменного ДЗ? Это ваше личное мнение?

    Ответить
    • Добрый день, Ильяс Ахмедович Табанов! Советуем ознакомиться с соответствующим локальным актом школы.

      Ответить
  52. Здравствуйте! У моей дочери был конфликт с учителем в этом году и после этого резко ухудшились оценки. При попытки беседы с педагогом, та явно отрицала этот факт заявляла,что у моей дочери просто проблемы с её предметом. Пытались поговорить с директором, но тот только отмахнулся. Это её заключительный год и оценка очень важна. Что делать? Обращаться в суды и подобное не хотелось бы

    Ответить
    • Добрый день, Ксения! Подобное в школе не редкость – как видно, учитель не знает другого способа решить проблему, а жаль!
      Для вас, если это крайний случай, решение проблемы – сменить учителя, т.е перейти в другой класс или школу.

      Ответить
  53. Здравствуйте! У меня вопрос. В каком случае оценки ставятся за четверть, а когда за полугодие. Зависит ли это от количества учебных часов в неделю?
    Спасибо

    Ответить
    • Добрый день, Юлия! Систему оценивания разрабатывает школа самостоятельно, закрепляя это своими локальными актами. В российских школах принято делить учебное время на четверти (по две в каждом полугодии) и отметки выставлять по четвертям в начальной и основной школе, а по полугодиям – в средней школе и выставлять отметки по полугодиям (1 полугодие:сентябрь – декабрь, второе: январь-май). Возможно деление оценочных периодов на триместры.

      Ответить
      • здравствуйте! Подскажите пожалуйста, может ли школа вводить новую оценочную систему в середине учебного года? То есть первый триместр дети обучались с выставление балла от 6 десятых (2.6=3, 3.6=4, 4.6=5), а второй и третий триместр уже будут оцениваться от 75 сотых (2.75=3, 3.75=4, 4.75=5).
        Интересует законно ли вводить данные меры именно в середине учебного года, а не в начале? Спасибо!

        Ответить
        • Добрый день, Наталья! Согласно ФЗ Об образовании установление системы оценивания относится к компетенции школы. В Законе не оговариваются сроки ее введения. Следует исходить из соображения необходимости и целесообразности. Возможно это в порядке апробации. Постарайтесь ознакомиться с документом (локальном актом, приказом), уточните у администрации.

          Ответить

Оставьте комментарий