Какие регионы теряют, а какие находят абитуриентов и выпускников вузов

На сайте Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в серии «Современная аналитика образования» выпуск 12 опубликован доклад “Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов“. В докладе дана оценка образовательной миграции в регионах России. Авторы доклада считают, что представленный в нем анализ «будет интересен представителям региональных и федеральных властей, экспертам в области высшего образования, людям, интересующимся вопросами региональной дифференциации и мобильности населения».
В результате исследования выделены пять категорий регионов: «магниты», «транзиты», «экспортеры», «замкнутые» и регионы с пограничными значениями показателей.
Регионы-магниты — вузы региона востребованы среди выпускников школ и работают на локальный рынок труда. В этой группе всего четыре региона: Санкт­Петербург с Ленинградской областью, Москва с Московской областью, Свердловская область и Республика Татарстан.
Это высокоразвитые территории с самыми сильными вузами, а также высоким валовым региональным продуктом на душу населения. У каждого участника группы число студентов-первокурсников превышает число выпускников школ региона — то есть вузы привлекают выпускников школ из других регионов.
Регионы-транзиты — вузы региона востребованы среди выпускников школ и работают на внешний и локальный рынки труда. Для этих регионов характерно наличие развитых систем высшего образования с исторически сильными вузами, что позволяет им привлекать абитуриентов из других регионов. Выпускники школ приезжают сюда в большей степени для обучения. Однако не во всех этих регионах уровень экономического развития и структура экономики позволяют «удержать» молодежь. Поэтому после окончания вуза большая доля выпускников покидает регион: они или возвращаются в свой домашний регион, или ищут работу в новом для себя регионе.
К таким регионам относятся: Томская, Воронежская, Тюменская, Омская, Ивановская, Орловская, Саратовская области, Республика Мордовия.
«Замкнутые» регионы — вузы региона не востребованы среди выпускников школ и работают на локальный рынок труда. Несмотря на значительный отток выпускников школ, они сохраняют у себя значительную долю выпускников вузов. Таких регионов выделено 20: Республика Коми, Забайкальский край, Чеченская Республика, Калининградская, Липецкая, Сахалинская области, Краснодарский край и др.
Регионы-экспортеры — вузы региона не востребованы среди выпускников школ и работают на внешний и локальный рынки труда. Их  16: Тверская, Владимирская Брянская, Тамбовская, Волгоградская, Псковская области, Республика Марий Эл, Республика Бурятия и др. Эта группа регионов характеризуется как оттоком потенциальных студентов, так и относительно высокой мобильностью выпускников вузов. Например, Тверь и Владимир отдают своих абитуриентов Москве, Псков — Санкт-Петербургу.
Остальные регионы – это регионы с пограничными значениями показателей, которые требуют дополнительного анализа. К ним отнесены: Курская, Самарская, Пензенская, Рязанская, Тульская, Ульяновская области, Красноярский край, Приморский край и др.
Эта группа неоднородна и по характеристикам системы высшего образования региона, и по экономическому развитию территорий.
«В определенной мере разделение регионов на данные группы носит теоретический характер. Для более точных выводов и разработки рекомендаций необходим более пристальный анализ ситуации в каждом регионе с использованием дополнительных количественных и качественных данных», – резюмируют исследователи.

Источник: Доклад “Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов
http://www.edu.ru/news/eksklyuzivy/regiony-rossii-kto-privlekaet-vypusknikov-a-kto-te/

Оставьте комментарий