Дополнительное образование детей, являющееся важнейшей частью их воспитания, направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей ребенка в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. Оно позволяет обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.
Вопросы реализации Концепции развития дополнительного образования детей и Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года обсуждались на проходившем с 16 по 18 ноября 2016 года в Москве III Всероссийском съезде работников сферы дополнительного образования детей.
В своем выступлении на Съезде Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева рассказала об основных задачах в сфере дополнительного образования, а также ответила на вопросы участников в формате свободного микрофона.
«Развитие дополнительного образования – это важнейшее направление образовательной политики в России», – отметила глава Минобрнауки.
По словам Министра, за последние годы в данной сфере есть немало успехов, а главное – удалось преодолеть тенденцию сворачивания сети организаций дополнительного образования детей. Сейчас охват детей сферой дополнительного образования в целом по стране – 68%.
К сожалению, в настоящее время дополнительное образование детей сосредоточено преимущественно в организациях дополнительного образования, причем достаточно удаленных от школы, что затрудняет реализацию доступности и свободу выбора детьми занятий по интересам в соответствии с их возможностями и потребностями.
По мнению главы ведомства, в каждой школе следует организовать реализацию дополнительных общеобразовательных программ по таким направлениям, как литературный или театральный кружок, музыка, шахматы, научно-техническое творчество и спорт.
«В каждой школе эти направления должны быть бесплатными», – подчеркнула Министр.
О.Ю. Васильева поддержала предложение участников Съезда о переносе даты введения профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» с 1 января 2017 г. Отсрочка позволит провести более тщательную подготовительную работу, связанную, в том числе, с совершенствованием процедуры аттестации, подготовки и переподготовки кадров. Минобрнауки отправит в Минтруд России свои предложения о переносе даты введения профстандарта педагога допобразования на январь 2018 года.
По итогам Съезда была подготовлена резолюцию, где предложены варианты совершенствования государственно-общественных механизмов управления, возможности обновления содержания программ, обозначена необходимость развития региональных программ воспитания и многое другое.
Справочно
Дополнительное образование детей осуществляется по образовательным программам дополнительного образования детей Минобрнауки по 6 направлениям:
- естественнонаучное, включая эколого-биологическое;
- техническое творчество, включая робототехнику;
- туристско-краеведческое;
- художественное;
- социально-педагогическое (лидерство, волонтёрство /добровольчество/, работа с группами детей, имеющими особые нужды (с ограничениями здоровья), одарённые и талантливые дети);
- физкультурно-спортивное.
Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”
Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р)
Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
СанПиН 2.4.4.3172-14 (для образовательных организаций дополнительного образования детей)
Источник: http://минобрнауки.рф/новости/9128
P.S. На сайте “Внешкольник.ru ” в разделе Виртуальный справочник «Дополнительное образование детей» (ДОД) представлены сайты организаций дополнительного образования детей России, ссылки на другие справочники и каталоги.