Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ

В настоящее время  тема инклюзии в России  является актуальной. Проблемы ее внедрения в школы  выясняли специалисты Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента РФ «Народная экспертиза» Общероссийского народного фронта (ОНФ) в ходе экспертного опроса в 85 субъектах РФ. Практически все респонденты отметили в  числе положительных моментов последовательного внедрения инклюзии в школы повышение качества обучения детей с ОВЗ, успешную адаптацию их к социуму.

Вместе с тем эксперты отметили и объективные риски: возможное ухудшение качества образования здоровых детей, увеличение нагрузки на педагогов школ.  По мнению участников опроса, основные проблемы, заключаются в дефиците специалистов – тьютеров, логопедов, психологов, дефектологов, а также в отсутствии программ преподавания совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ.

Эксперты ОНФ также считают, что внедрение инклюзивного образования для детей-инвалидов проходит неэффективно,

“Предполагалось, что дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья смогут вписаться в общий образовательный процесс в обычных школах, и такое решение заодно снимет проблему их социализации. На практике же получилось, что ребенка выдернули из коррекционной школы, а качественного образования ему гарантировать не смогли, потому что ответственность за детей легла главным образом на плечи рядового учителя, не умеющего правильно работать с такими учениками. При этом сами коррекционные учреждения стали закрывать”, – отметила  член Центрального штаба ОНФ Любовь Духанина.

Главная же проблема, как считают эксперты Центра,  содержится в отсутствии “общего концептуального понимания системы (федеральной модели) внедрения инклюзивного образования” и отсутствие региональных “дорожных карт”.

Нормативная база и полезные материалы по ФГОС детей с ОВЗ

В настоящее  время Минобрнауки России принято ряд нормативных документов по вопросам инклюзивного образования, ряд документов находятся пока в формате проектов. Это:

1.Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 “Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”

4.Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (проекты РПГУ им. А.И. Герцена):

– для глухих детей

– для слабослышащих и позднооглохших детей

– для слепых детей

– для слабовидящих детей

– для детей с тяжелыми нарушениями речи

– для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

– для детей с задержкой психического развития

– для умственно отсталых детей

– для детей с расстройствами аутистического спектра

5.Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья(проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015)

6.Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 30.03.2015

7.Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 г. №. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования»
8.Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 “О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи” (вместе с “Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи”)
9.Правовое регулирование инклюзивного образования в Федеральном законе «Об образовании в РФ» – статья

Источник:

http://pedsovet.org/content/view/24927/251/

http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=574

Информационно-методический портал по инклюзивному ..

(http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=342)

http://tass.ru/obschestvo/1986816

Читайте также  в блоге

Инклюзивное образование по ФГОС — коррекционные школы сохраняются

110 комментариев к “Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ”

  1. Не знаете ли вы, в каких нормативных документах можно найти информацию о продолжительности одного урока в коррекционных школах для детей с умственной отсталостью? 45 мин? 35 мин?
    Также нет информации о предельной наполняемости класса коррекционной школы с умственной отсталостью.

    Ответить
    • Добрый день, Екатерина! Порядок организации образовательной деятельности коррекционных школ регулируется приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 раздел III. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Согласно п. 22 приказа, исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.Продолжительность занятий, продолжительность перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью определяется действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями – СанПиН 2.4.2821-10. Согласно п. 10.9. продолжительность урока в компенсирующем классе не должна превышать 40 минут.
      О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов можно прочитать в письме Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48 в ред. письма Минобразования РФ от 26.12.2000 N 3.

      Ответить
  2. подскажите, есть ли стандартные требования к написанию индивидуальной программы для ребенка с ОВЗ, например VIIIвида? где можно посмотреть? спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Светлана! Разработка подобных программ относится к компетенции образовательной организации и может регламентироваться соответствующим локальным актом. Общие требования изложены в ФГОС для обучающихся с ОВЗ (приказы от 14.12.2014 №1598, от 19.12.2014 № 1599, Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для детей с ОВЗ), а также в Комментарии Минобрнауки РФ к ФГОС ООО ( письмо от 07 августа 2015 года № 08-1228).

      Ответить
  3. Здравствуйте, написано все очень хорошо, а на деле-ничего не выполняется школами и сидит ребенок с ОВЗ вынужденно в норме. Никто нас, родителей особых детей, не спрашивает-хотим ли мы инклюзии вообще? Особенно хорошо детям с ЗПР досталось. Классы КРО позакрывали,оставив два на город миллионный. Чтобы добраться до одной школы-надо второе авто покупать, а в другой школе,заявленной, как место для обучения детей группы соц.риска, и где вовсю цветет девиант, там только уголовника выучить можно.
    Сидим в норме. Без адаптированной программы, без доп.занятий с психологом, без доп.часов у учителя. А про индивидуальный подход и прочее и мечтать не приходится.

    Ответить
  4. начала составлять тематическое планирование для 6 и 9 класса и вопрос такой сколько часов должно быть, если программа рассчитано на 3 часа в неделю( автор кауфман. английский язык)

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! Советуем Вам обратиться к методистам регионального учреждения повышения квалификации педработников либо на сайт Минобрнауки РФ.

      Ответить
  5. Здравствуйте. Какими нормативными документами регулируется продолжительность пребывания ребёнка в группе компенсирующей направленности в МБДОУ? Возникла ситуация: родители настаивают на том, чтобы ребёнок остался в детском саду и в специализированной группе до 8 лет, т.к. психиатр рекомендует отложить поступление в школу на год. Диагноз аутизм и ЗПР. Недостатки речи преодолены.
    Что будет являться законным основанием для такого исключения? Достаточно ли справки психиатра и рекомендации ПМПК?

    Ответить
    • Добрый день, Лариса! Для официального ответа и решения вопроса советуем обратиться в местный или региональный орган управления образованием либо в Минобрнауки РФ.

      Ответить
  6. простите но на счет рабочей программы педагога Вы не правы. Разработка подобных программ не относится к компетенции образовательной организации и не может регламентироваться соответствующим локальным актом. Рабочие программ разрабатываются на основе утвержденных Мин и Регион комиссиями примерных авторских программ. Не вводите учителей в заблуждение

    Ответить
    • Добрый день, Павел! Предоставляемая нами информация дается только на основании имеющихся документов и официальных материалов. Цитируем п.1 раздела 1 ст. 48 Федерального закона N 273-ФЗ): «1. Педагогические работники обязаны:
      1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».
      И еще цитата из того же документа ( п.п. 3, 5 части 3 статьи 47: педагоги имеют «право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»; а также «право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ».
      Цитата из письма Минобрнауки России от 07.08.2015 N 08-1228 п.11:
      «Рабочие программы учебных предметов разрабатываются образовательной организацией
      самостоятельно в соответствии со Стандартом с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (примерных рабочих программ учебных предметов).
      Педагоги имеют право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, а также право на участие в разработке образовательных программ, в том числе рабочих программ учебных предметов (пункт 3 части 3 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ).
      Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Федерального закона N 273-ФЗ педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой».
      Советуем также ознакомиться письмом Минобрнауки России от 03.03.2016 № 08-334, приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576 ,от 31.12.2015 г. № 1577 ,от 31.12.2015 г. № 1578.

      Ответить
    • Добрый день, Наталья Владимировна! Подобной информацией мы не располагаем. Советуем обратиться на сайт Минобрнауки России.

      Ответить
  7. Добрый день, разъясните, пожалуйста, в чем отличие адаптированной образовательной программы от адаптированной основной образовательной программы. Каковы основания их разработки.

    Ответить
    • Добрый день, Ольга! Согласно определениям, данным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптированные образовательные программы разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе основных образовательных программ и реализуются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
      Примерная адаптированная основная образовательная программа – это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. В её структуру включаются: примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов и иные компоненты. Адаптированная основная общеобразовательная программа разрабатывается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся. Проекты примерных основных программ разрабатываются по заданию Минобрнауки и проходят соответствующую экспертизу. Порядок разработки и экспертизы установлен приказом Минобрнауки от 28 мая 2014 г. N 594.
      Подробные разъяснения Вы найдете в письме Минобрнауки от 20 августа 2014 г. № ВК-1748/07 “О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью” по ссылке
      ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70643208/#ixzz4FP8GwZqL

      Ответить
  8. Подскажите пожалуйста, какие документы необходимы ФГОС для детей с ОВЗ основной школе

    Ответить
    • Добрый день, ИмяАйнга! Минобрнауки утверждены пока только ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью.

      Ответить
  9. Добрый день! Подскажите пожалуйста, есть ли требования к количеству детей с ОВЗ в общеобразовательном классе. Родителям кажется , что я обделяю вниманием обычных детей.

    Ответить
    • Добрый день, Лидия! Для официального ответа советуем обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется ваша школа.

      Ответить
    • Да, есть. Это новые СанПиН 2.4.2.3286-15 “САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ”
      Источник: http://prom-nadzor.ru/content/sanpin-2-4-2-3286-15http://prom-nadzor.ru/content/sanpin-2-4-2-3286-15

      Ответить
  10. Особого дефицита в логопедах, психологах и т.д. НЕТ. Просто не хотят вводить новые (дополнительные) ставки! Мне так и сказали (я, учитель-логопед МДОУ),что доп. ставок с привлечением специалистов НЕТ и не будет. Просили “войти в положение района” и молча “тянуть” всех детей с ОВЗ на 1 ставку. Наполняемость детей по СанПин с тяжелыми нарушениями речи НЕ выполняются!

    Ответить
  11. Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, какое количество обучающихся с ЗПР ( вариантВ) положено на ставку логопеда? Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Мила! Для официального ответа советуем обратиться в региональный орган управления образованием
      либо на сайт Общероссийского профсоюза образования рубрика “Ответы на вопросы”.

      Ответить
  12. Добрый день! Подскажите, пожалуйста, вступивший в действие ФГОС начальной школы для детей с ОВЗ не распространяется на детей, зачисленных в 1 класс ранее (2014г.)? Какими НПА регулируется тогда их обучение? (ребенок-инвалид по эндокринологическому профилю) Особенно интересует обязательность внеурочной деятельности, где она прописана, и как от неё отказаться, если ребенок не имеет возможности посещать? Спасибо!

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! В письме Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 “О введении ФГОС ОВЗ” приводится следующая последовательность введения ФГОС НОО ОВЗ:
      2016-2017 уч.г. – 1 классы
      2017-2018 уч.г. – 1 и 2 классы
      2018-2019 уч.г. – 1,2 и 3 классы
      2019-2020уч.г. – 1,2,3 и 4 классы
      Внеурочную деятельность – это часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, поэтому отказаться от нее нельзя. Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с планом мероприятий внеурочной деятельности в ходе организации и проведения специальных внеурочных мероприятий, таких как: игры, экскурсии, занятия по интересам, творческие фестивали, конкурсы, выставки, соревнования (“веселые старты”, олимпиады), праздники, лагеря, походы, реализация доступных проектов и др.

      Ответить
  13. Скажите, пожалуйста, какие документы должен иметь педагог-психолог в школе для организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ?

    Ответить
    • Добрый день, вера! При введении ФГОС ОВЗ педработники должны пройти соответствующую переподготовку, в т.ч. обязательную профессиональную переподготовку в области специальной психологии. Советуем обратиться в региональное методическое учреждение или региональный орган управления образованием.

      Ответить
    • Добрый день, Елена! Статья 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования.

      Ответить
  14. Добрый день. Подскажите, пожалуйста, где можно найти учебный план для ребенка (надомное обучение). В справке прописано: “рекомендовано обучение по программе ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями вариант 2”. Не могу разобраться к какой группе будет относиться данный ребенок (ЗПР, умственная отсталость???) Help!!!
    Благодарна за ответы)

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Советуем обратиться в образовательную организацию или методическую службу.

      Ответить
    • Здравствуйте. Если ПМПК рекомендовало обучение Пр.1599 вариант 2, это относится к детям с умеренной умственной отсталость. Следует составлять АООП для детей с умеренной умственной отсталостью на основе ФГОС ОВЗ для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями). Все программы примерные разработаны на сайте fgosreestr.ru РЕЕСТР ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

      Ответить
    • Добрый день, я поясню, что обозначает вариант 2. Это обучение детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью по программе СИПР. (специальная индивидуальная программа развития)

      Ответить
  15. может быть прописан тьютор ребенку ( синдром Дауна )для обучения в школе?
    ПМПК отказывает прописывать,говоря,что в школах нет такой единицы в штате.

    Ответить
    • Добрый день, елена! Введение должности тьютора в штат школы это компетенция ее директора. А для этого должен быть соответствующее решение региональной власти. Советуем обратиться в региональный орган управления образованием. Что касается ПМПК, то им, конечно, надо исходить из необходимости, а не из возможностей. Вам будет трудно что-то просить, если нет такой рекомендации. Попробуйте убедить комиссию дать такой документ, если это положено.

      Ответить
    • Ребёнку с синдромом Дауна ПМПК должна прописывать сопровождение в лице тьютора. Или же школа может ” выбить” ставку помощника воспитателя на класс.

      Ответить
      • Добрый день, Вера! Министерство просвещения России направило в регионы письмо от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью» (далее –Разъяснения), в приложении к которому даны соответствующие разъяснения.
        Как сказано в Разъяснениях, под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ «понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1 — 6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся».
        Эти должности вводятся в штатное расписание руководителем образовательной организации по рекомендации ПМПК либо по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации:
        — на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
        — на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
        — на постоянной основе.
        Советуем ознакомиться с этим письмом.

        Ответить
  16. Я закончила университет факультет психолог -педагог начальные классы и работаю в коррекционном школе интернате. В связи введенными стандартами нас заставляют проходить курсы связанные с работой с детьми олигофренами за свой счет. У вопрос разве не школа должна оплачивать эти курсы? И при чем школа коррекции и олигафрены?

    Ответить
    • Добрый день, Халимат! В соответствии с п.5 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Необходимость дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд в соответствии со статьей 196 ТК РФ определяется работодателем с учетом положений, предусмотренных статьями 187 и 197 ТК РФ. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. В соответствии с указанными статьями ТК РФ работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.
      Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с. 197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
      Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным. В случае нарушения этих положений педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда.
      Подробнее вы можете узнать в нашем блоге в материале “Повышение квалификации – и право и обязанность педагога”.

      Ответить
  17. Здравствуйте.
    31 марта в Москве состоялась Международная конференция “Логопедия: вчера, сегодня, завтра: традиции и инновации”. На конференции выступала представитель Мин. образования, которая сказала о том, что готовится новое Положение о работе школьных логопунктов. В настоящее время этот вопрос очень актуален. Когда предполагается выход Положения о работе школьных логопунктов ?

    Ответить
  18. Добрый день! Подскажите, пожалуйста! Я работаю учителем-логопедом В ДОУ, с детьми с ТНР (ОНР, 3 уровня). Не понимаю, почему данную категорию детей отнесли к группе детей с ОВЗ, и второе, какую программу необходимо для работы разрабатывать: рабочую или адаптированную? Спасибо!

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Советуем обратиться в региональный институт развития образования.

      Ответить
      • Здравствуйте. Если ПМПК определило статус ребёнка с ОВЗ, где была рекомендована программа для детей с ТНР, необходимо разрабатывать АОП. В помощь специалистам МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ АДАПТИРОВАННЫХ
        ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

        Ответить
  19. В настоящее время очень остро стоит вопрос о детях, обучающихся в массовых классах, которым ПМПК рекомендовала обучение по АООП вар. 7.2. Понятно, что идеально, если эти дети обучаются в классе КРО. Но такие классы есть далеко не во всех школах. Каким образом пролонгировать обучение в соответствии с учебным планом для вар. 7.2? Обязательно ли его пролонгировать за счет 1 доп. класса? Каким образом при обучении в массовом классе ребенок с ЗПР (вар. 7.2) будет изучать ин. яз., который в его уч. плане появляется лишь в 3 классе? Речь идет о ребенке, который худо-бедно освоил программу 1-го класса.

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Вам следует обратиться в местный орган управления образованием, т.к.все эти вопросы относятся к его компетенции.

      Ответить
  20. Правильно ли я поняла – на уровне региона должен быть разработан “Порядок организации обучения …”

    Ответить
  21. Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какую мнепрограмму использовать для ребёнка с тяжёлыми многочисленными нарушениями? Рекомендуют вариант 2 . Это какую именно? Какая должна быть недельная нагрузка? Девочка оч тяжёлая.

    Ответить
    • Добрый день, Людмила! Советуем обратиться к специалистам образования и здравоохранения по месту жительства.

      Ответить
    • Здравствуйте. Необходимо разработать программу ПР.1599 вариант 2. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) Разработать АООП на основе ФГОС ОВЗ для детей с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) либо с ориентировкой на примерную АООП на сайте http://fgosreestr.ru/

      Ответить
  22. Добрый день! А как регулируется законом оплата труда учителя в классе, где есть ребенок с ОВЗ? Я учитель начальных классов, у меня в классе ребенок с ЗПР (7.1). Столкнулась с тем, что при надбавке в 15 % из НТФ “за работу с воспитанниками (учащимися), имеющими отклонения в развитии”, по требованию администрации вынуждена эту надбавку “отрабатывать”: 2 ч в неделю заниматься с ребенком дополнительно коррекционной работой. Директор объясняет это необходимостью выполнения АООП и перегрузкой школьного психолога и логопеда.

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! По данному вопросу официальный ответ вы можете получить в местном органе управления образованием. Вы также можете обратиться на горячую линию по вопросам оплаты труда Минобрнауки РФ. Телефон для ответов на устные обращения 8-800-200-87-55 (режим работы: с 9.00 до 18.00 по рабочим дням)

      Ответить
  23. Добрый день!! Мой ребенок обучается по программе СИПР 2 вид в коррекционной школе. У нас было пропущено 3 недели занятий в связи с поездкой на лечение, учителя в журнале написали что уроки якобы были проведены. Когда я попрасила в каникулярное время эти пропущенные занятия провести, мне отказали, ссылаясь на то, что это нарушение ФГОС. Подскажите, пожалуйста, как мне правильнее поступить в данной ситуации. Должны ли быть эти пропущенные часы проведены???Обращалась к заучу по учебной части, на что она мне ответила что мы не можем заставить учителей работать.

    Ответить
    • Добрый день, Елена! В данном случае возможны занятия по индивидуальному учебному плану. Советуем для официального ответа обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется ваша школа.

      Ответить
  24. Здравствуйте.Существуют ли утвержденные конкретные, исчерпывающие, закрытые перечни имущества, товаров, предметов, работ и услуг, необходимых для реализации мероприятий по обучению детей-инвалидов и созданию универсальной безбарьерной среды для беспрепятственного доступа и оснащению организаций специальным, в том числе учебным , реабилитационным, компьютерным оборудованием и др.

    Ответить
    • Добрый день, надежда! Для официального ответа советуем обратиться на сайт Минобрнауки РФ.

      Ответить
  25. Добрый день! Прошу подсказать: ресурсный класс в котором дети обучаются по программам вида 8.2,8.3,8.4. Может ли учитель – дефектолог брать детей с уроков для индивидуальных занятий? Как документ это подтверждает? Спасибо

    Ответить
    • Добрый день, Виктория! Конечно, с уроков детей брать нельзя, иначе они не получать предусмотренные программой знания. А нормативный документ, на основании которого это происходит, попросите в учреждении.

      Ответить
  26. Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, существует ли такой документ, в котором был бы указан объем коррекционной помощи в часах дошкольникам с ОВЗ (ТНР и ЗПР)?

    Ответить
    • Добрый день, Екатерина! Для официального ответа советуем обратиться в Рособрнадзор либо в Минобрнауки РФ.

      Ответить
  27. Добрый вечер. На основании каких документов разрабатывается АООП НПО обучающихся с ОВЗ?

    Ответить
  28. Здравствуйте! Коррекционные занятия обучающихся с ОВЗ проводятся во внеурочное время, или можно заменить ими какие-то предметы.

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! Согласно СанПиН 2.4.2.3286-15 Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Реабилитационно-коррекционные мероприятия могут реализовываться как во время внеурочной деятельности так и во время урочной деятельности.

      Ответить
  29. Здравствуйте! Мой ребенок был принят в первый класс 2016г. по месту регистрации на общих основаниях. В октябре 2016г. ТПМПК ему был установлен статус ОВЗ и рекомендовано обучение по индивидуальному плану. В нашем классе 34 ученика (22 ученика по месту регистрации и 12 не по месту регистрации). Те родители, дети которых в нашем классе не по месту регистрации, очень хотят убрать моего ребенка из класса: пишут заявления и на моего ребенка (в том числе в отдел полиции), на меня во всевозможные инстанции . Во втором классе ТПМПК статус ОВЗ моему ребенку подтвердили и рекомендовали обучение по адаптированной программе, что еще больше разозлило родителей и они уже к заявлениям на нас с ребенком начали писать и заявления на школу, обвиняя их в бездействии по исключению моего ребенка. В режиме военных действий мы закончили второй класс. По закону, если мой ребенок со статусом ОВЗ, то в классе должно быть не более 25 учащихся. Скажите пожалуйста на каком основании и каким образом (без судов и проверок прокуратуры) директором может быть приведена численность класса в порядок? Спасибо большое за ответ!

    Ответить
    • Добрый день, Светлана! Если вы согласны на обучение по адаптированной программе, напишите об этом заявление на имя директора. Если в школе есть такое обучение, то ребенка должны перевести в этот класс. Если в школе такого обучения нет, то вам следует обратиться в орган управления образованием для решения вопроса.

      Ответить
  30. Здравствуйте, спасибо большое за ответ. Но вопрос заключался в том, как и на каком основании директор может сократить численность в классе до 25 человек, если в 1 классе (в ноябре), когда уже набрали 34 учащихся, был установлен статус ОВЗ одному ребенку. В классе более 10 учеников не по месту регистрации. Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Светлана! Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 с последующими изменениями (п.22 Порядка), исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек. Официальный ответ вы можете получить, обратившись в орган управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение.

      Ответить
  31. Здравствуйте, поясните пожалуйста, каким образом производится оплата коррекционных занятий, входящих во внеурочную деятельность согласно ФГОС ОВЗ ? Следует ли тарифицировать внеурочные часы коррекционной работы или эти часы должны вести дефектологи, психологи в рамках своих должностных обязанностей согласно приказа Минобрнауки РФ от 30.08.13 № 1015.

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Советуем обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется это учреждение.

      Ответить
  32. Добрый день! Работаю в учреждении дополнительного образования, занимаюсь с детьми ОВЗ (умственная отсталость, ДЦП, аутизм). Не могу найти документ в котором регламентируется продолжительность занятий в доп.образовании для детей этой категории. в СанПине доп. образования про это нет, для детей ОВЗ только касается школьных уроков и общей нагрузки внеурочной деятельности. Подскажите, чем руководствоваться, потому что реально такой ребенок не может заниматься 45 минут (театральная деятельность, изостудия)

    Ответить
    • Добрый день, Светлана! Извините, но Блог подобной информацией не располагает.

      Ответить
  33. Добрый день! Подскажите пожалуйста, какие документы должны быть в школе по обучению детей с ОВЗ в основной школе в 2018 – 2019 учебном году? Надо ли для обучающихся с ОВЗ 5-х классов разрабатывать отдельно рабочую программу по предметам в этом учебном году?

    Ответить
    • Добрый день, Лариса! Для официального ответа советуем обратиться в орган управления образованием.

      Ответить
  34. Здравствуйте! Вопрос по рабочей программе педагога, а именно по структуре. Сколько пунктов должно быть? К как в Приказе 15 99 – 7 пунктов? Или есть изменения, как, например, в общеобразовательных классах теперь осталось з раздела.

    Ответить
    • Добрый день, Юлия! В соответствии с приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576, N 1577 и №1578
      рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру. Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
      1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
      2) содержание учебного предмета, курса;
      3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
      Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
      1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
      2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
      3) тематическое планирование.
      P.S.Минпросвещения РФ ведет доработку ФГОС. Предполагается, что они будут кончательно приняты в декабре т.г.

      Ответить
  35. Скажите пожалуйста каким документом регламентируется возраст детей ,занимающихся на школьном логопункте? Школьному логопеду направили одиннадцатиклассника и десятиклассника на занятия по развитию речи. У обоих заключение от ПМПК. Программ нет, ПМПК отказало в помощи,в РИРО не знают. Все отвечают : “придумайте сами” Как быть?

    Ответить
    • Добрый день, Анна! Согласно ч.3 ст. 42 Федерального закона об образовании психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в специальных центрах или в образовательных организациях, в которых обучаются эти дети.Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей) в соответствии с рекомендациями ПМПК. В школе для этого организуется логопедический пункт или логопедические группы. Возраст обучающихся, зачисляемых в них, не оговаривается.Пока действующим документом является письмо Минобрнауки от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», согласно которому в логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (возраст не указан)
      на основе обследования речи обучающихся и заявления родителей.
      В школе должен быть соответствующий локальный акт.
      Что делать? Читайте вышеупомянутое письмо Минобра, загляните в Интернет и т.д. Сейчас это несложно – надо только захотеть!

      Ответить
  36. Добрый день!
    подскажите, пожалуйста, есть ли какой-то законодательный документ, в котором прописаны сроки – когда школой должны быть предоставлены специалисты ребенку по заключению ЦПМПК. У нас уже несколько недель. как предоставлено заключение цпмпк в школу, но специалисты ребенка в работу не берут, ссылаясь на отсутствие такой возможности из-за большого количества детей, с которыми работают. Поставили нас на очередь. Есть ли какой-то документ, в котором четко прописаны сроки предоставления данной услуги ребенку?! спасибо!

    Ответить
    • Добрый день, Ксения! Не совсем ясно, о чем и дет речь: о какой школе и каких специалистах.

      Ответить
  37. Здравствуйте! Подскажите пожалуйста. Ребёнок обучается по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями( вариант 1 АООП ) и не усваивает программу. Имеем ли мы право переводить его в другой класс?

    Ответить
    • Добрый день, Олеся! Перевод из класса в класс осуществляется решением педсовета школы. Советуем ознакомиться с соответствующим локальным актом школы.

      Ответить
  38. Добрый день! Ребенок обучался в 5 классе по программе 2.2.АООП для слабослышащих и позднооглохших. По какой программе обучать его сейчас. Где взять учебный план?

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Советуем обратиться в школу либо региональный орган управления образованием.

      Ответить
  39. Добрый день. Объясните, пожалуйста, какое содержание в рабочих программах для детей С ОВЗ (умственная отсталость) должно быть. 7 пунктов или 3.? Ведь изменения для программ с ОВЗ не были приняты министерством образования. И администрация школы заставляет писать программы по 7 пунктов. А это большой объём работы.

    Ответить
    • Добрый день, Людмила! Советуем обратиться в методическую службу региона.

      Ответить
  40. Добрый вечер! Работаю в школе педагогом-психологом. У нас есть 6 учащихся с ОВЗ. администрация требует работу дополнительные занятия с ними. я провожу всё это, но оплаты мне нет. Имею ли я право требовать дополнительную плату за работу с ОВЗ?

    Ответить
    • Добрый день, Лариса! См. трудовой договор и должностные обязанности педагога – психолога.

      Ответить
  41. Добрый вечер. В школе есть АООП, разработаны АОЛ, нужны ли еще и адаптированные рабочие программы?

    Ответить
    • Добрый день, Лариса! В школе должен быть соответствующий локальный акт, согласно с которому и готовятся все документы.

      Ответить
  42. В 1 классе учиться на дому ребенок -инвалид.
    У него в ИПРА указаны степени ограничения основных категорий жизнедеятельности:
    способность к самообслуживанию 3 степень
    способность к передвижению 3 степень
    способность к общению 2 степень
    способность к обучению 1 степень.
    Заключение ПМПК отсутствует. Вправе ли школа направить ребенка на ПМПК для определения комиссией по какой образовательной программе должен обучаться ребенок-инвалид, по основной образовательной программе или адаптированной образовательной программе?

    Ответить
      • Спасибо, я поняла. А что делать если ребенок не освоит программный материал за 1 класс? Ему придется повторно изучать программу … какие действия родителей будут правомерными?

        Ответить
  43. Здравствуйте. Я работаю учителем в коррекционной школе с детьми с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (АООП вариант 2). Я преподаю коррекционные курсы “Альтернативная коммуникация” и “Сенсорное развитие”. У меня такой вопрос: “Какова продолжительность индивидуальных и групповых коррекционных занятий? Может ли индивидуальное занятие проводиться в течение 40 мин.? Если может, то на какие документы можно ссылаться?

    Ответить
    • Добрый день, Любовь! Советуем обратиться в региональный орган управления образованием либо в региональную методическую службу.

      Ответить
  44. Добрый вечер. Правильно ли я поняла. Ребёнок 9 класс с лёгкой умственной отсталостью в этом году не должен обучаться по ФГОС ОВЗ , а значит и внеурочки не должно быть у него.

    Ответить
    • Добрый день, Екатерина! для официального ответа советуем обратиться в Минпрос РФ, например, направить свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form.

      Ответить
  45. Если ребёнку рекомендовано обучение по варианту 7.1. и он обучается в общеобразовательном классе с другими детьми. Положены ему часы коррекции?

    Ответить
    • Добрый день, Лира! Для официального ответа советуем обратиться в региональный орган управления образованием либо в Минпрос РФ
      через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form.

      Ответить
  46. Добрый день! Скажите, пожалуйста, будет ли принят ФГОС ОВЗ основного общего образования (нигде не могу найти никакой информации), 4-классники с ОВЗ завершили освоение ФГОС ОВЗ НОО, а дальше что? Спасибо.

    Ответить
  47. Здравствуйте! Разработан ли ФГОС для детей с ОВЗ для основной школы и если да когда он должен быть внедрен? Спасибо.

    Ответить

Оставьте комментарий