Модернизация образования: что дальше?

По материалам совещания у Президента РФ В.В.Путина.

О проекте

Проект модернизации региональных систем общего образования взял старт в апреле 2011 года и расчитан на 2011-2013 годы. Его основные цели: достижение позитивных изменений в системе школьного образования, способствующих  повышению его качества, улучшение условий обучения детей, повышение открытости системы и для родителей, и для учителей, и для учеников, внедрение современных образовательных технологий,  повышение социального статуса педагогических работников, и в первую очередь учителей. Основные требования: система общего образования должна соответствовать запросам граждан, развиваться на принципах доступности, справедливости и равенства возможностей.

О совещании

7 ноября 2012 года Президент России В.В.Путин провёл совещание  о ходе модернизации региональных систем общего образования.  На совещании  рассмотрено, как решаются в регионах и в целом по России такие ключевые вопросы нашей политики  как качество образования, повышение квалификации и социального статуса педагогов, заслушаны отчеты министра образования и руководителей ряда регионов, а также определены задачи на последующие годы.

Наши достижения

1.По данным минобрнауки  по результатам прошлого 2011 года во всех регионах, кроме  одного, достигнуто выполнение ключевых показателей, индикаторов проекта в соответствии с планами. Такие регионы как Краснодарский и Приморский края, Тюменская, Новгородская, Псковская области, Республика Татарстан, Москва и Московская область, работают наиболее эффективно и  наиболее быстро продвигаются вперёд.

2.В 2011–2012 годах из федерального бюджета в регионы направлено 80 миллиардов рублей. В 2013 году поступит ещё 40 миллиардов рублей. За счёт бюджетов регионов в 2011 году поступило 8,8 миллиарда рублей, а в 2012 году – ещё 10,8 миллиарда рублей. Всего за  2011-2013 годы  на федеральном уровне вложения в образование составят 120 миллиардов рублей, а софинансирование регионов – примерно 35 миллиардов.

Средства из федерального бюджета направляются на приобретение учебного оборудования, транспортных средств, ремонт школ, покупку учебников и учебных пособий, повышение квалификации учителей, развитие технологий дистанционного обучения, а высвобожденные и дополнительные средства регионов – на повышение заработной платы учителей.

3.Задача по доведению средней заработной платы учителей до средней по экономике в  прошлом году выполнена в  62 субъектах Федерации. Наибольший рост заработной платы составил в Карачаево-Черкесии и в Москве – свыше 50 процентов, в Рязанской и Тюменской областях – более чем на 30 процентов. Существенного прогресса в уровне оплаты  труда добиваются те регионы, которые активно переходят на нормативно-подушевое финансирование и на новую систему оплаты труда учителей.

4.В школах меняются кадровая система и принципы, по которым работают учителя. Введена обязательная аттестация (раз в пять лет) всех учителей. Все педагоги начальных школ прошли повышение квалификации для преподавания по новым федеральным государственным образовательным стандартам, что  предполагает овладение ими современными информационными технологиями,  умениями организовывать коллективную работу учащихся, помощь ученикам в выборе индивидуальной программы обучения.

Вместе с тем имеются  примеры бездействия и формального отношения к выполнению программы модернизации образования. Есть и проблемные регионы.

Где отстаём

1.Ещё не все  учителя, не все классы получили современное оборудование, а из тех, кто получил,  пятая часть педагогов не может пока им воспользоваться из-за плохого доступа в интернет, отсутствия необходимых инструкций и программного обеспечения.

2. В части регионов средние зарплаты учителей не достигли среднего уровня по экономике региона, хотя и были подняты на 30 и более процентов, в ряде отмечается их снижение.

Президент привел данные опроса, из которых следует, что  рост заработной платы в конце 2011 года отметили 61,3 процента респондентов, в 2012 году –  51,6 процента; 40,5 процента полагают, что зарплата осталась на уровне предыдущего года; а 7,9 процента педагогов получили меньше, чем в конце 2011 года. Быстрее всего росла зарплата учителей с высокими и средними доходами. В некоторых регионах вместо роста наблюдается снижение. «…Недопустимо, когда некоторые регионы, чтобы показать хорошую статистику, в конце года начинают накачивать заработную плату учителей, а в начале следующего года подкручивают это всё вниз, в обратную сторону, в сторону уменьшения. Я прошу никого такой «арифметикой» не заниматься. Она не только унижает граждан, но и дискредитирует саму идею и саму власть в целом. Мы обещали, что средняя заработная плата учителей будет расти вместе с зарплатой по экономике – и должны выполнять эти обещания», – подчеркнул Президент РФ В.В.Путин.

3.Иногда повышение зарплаты осуществляется только за счёт роста учительской нагрузки, за счет увеличения количества ставок, на которых работает учитель. «Мы считаем, это неправильно» – заявил министр образования Д.Ливанов.

3. Недостаточная информированность и недостаточное вовлечение учительского сообщества конкретной школы в выбор той или иной модели оплаты труда,  вследствие чего у учителей возникают вопросы, связанные с начислением заработной платы.

Задачи, поставленные Президентом  РФ

В ходе совещания Президент РФ В.В.Путин определил задачи и дал ряд порученияй руководителям министерств и регионов по дальнейшему  осуществлению модернизации региональных систем образования.

1.Создание в каждой школе необходимых условий для обучения детей (температурный режим, обеспечение горячим и холодным водоснабжением, канализация, туалеты и так далее), включая меры по благоустройству и оснащению. Нужны реальные изменения качества самого образовательного процесса.

2.Доведение средней заработной платы учителей до средней по экономике во всех регионах, увязывая ее рост со структурными изменениями в образовании, с повышением профессиональных требований к самим учителям,  используя наиболее эффективные практики стимулирования качественного, добросовестного труда.  Труд учителей должен оцениваться не на основе мнений отдельных руководящих работников, а по понятным, прозрачным критериям, как для самих педагогов, так и для общества в целом. Большую зарплату должны получать лучшие педагоги.

3.Укрепление кадрового состава:

-необходимо создать все условия для того, чтобы педагог, работающий в школе, мог постоянно совершенствовать свои знания и навыки, повышать свою компетенцию;

-повышать качество подготовки студентов: обеспечить будущим учителям сильное фундаментальное образование,   шире использовать возможности классических университетов для подготовки преподавателей школ;

-регионам чётко определить, сколько учителей и какие дисциплины необходимы школам и, исходя из реальных потребностей, формировать заказ для вузов по подготовке специалистов;

-добиваться постоянного роста качества знаний детей, уровня жизни педагогов.

Что же дальше

Начиная с середины будущего года выполнение проекта, включая обеспечение необходимыми ресурсами, полностью переходит в зону ответственности субъектов Российской Федерации. После окончания федерального финансирования модернизация региональных систем образования не должна заканчиваться. Эта работа рассчитана на годы.

В целях реализации поставленных Президентом РФ В.В.Путиным задач минобрнауки планирует:

– ввести с  2013 года методику расчёта уровня средней заработной платы отдельных категорий педагогических работников, которая обеспечит в каждом регионе единый подход к вопросам, связанным с повышением зарплаты труда педагогических работников;

– ввести с 2013 года новые единые профессиональные стандарты, чтобы оценка труда учителя была сопоставима во всех регионах во всех школах;  прежде всего это начнется с учителей математики, литературы, русского языка;

– предоставить в 2013 году каждому старшекласснику,  имеющему интерес, потребность и возможность освоить интересный ему профиль с использованием дистанционных технологий;

– в 2013 году оснастить средствами транспорта все базовые сельские школы, где учатся дети из других сел и поселков, чтобы каждый ребенок, который нуждается в подвозе, был обеспечен транспортными средствами;

– иметь в 2013 году в каждой без исключения школе мультимедийный комплект оборудования (компьютер, проектор, мультимедийная доска, экран);

– в 2013 году в каждой школе должны быть обеспечены современные бытовые условия: надлежащий температурный режим, горячее и холодное водоснабжение, канализация, туалеты и так далее;

– обеспечить снижение школьной отчётности, используя единую систему мониторинга.

Подводя итоги совещания, Президент высказал надежду,  что регионы подхватят начатую работу и будут держать соответствующую планку на том уровне, на котором договаривались с начала реализации проекта, а соответствующие министерства и ведомства внимательно за этим наблюдать, следить, анализировать, где нужно, оказывать своевременную методическую помощь,  а если необходимо, то и  поддержать их, там, где явно регионы не справляются.

Примечание. В Думу направлен законопроект, который устанавливает декларирование доходов руководителей бюджетных организаций и вводит право Правительства устанавливать типовой контракт для руководителей, где будет обязательное соотношение средней заработной платы в учреждении и в регионе.

Источник: президент.рф

 

Оставьте комментарий