Что такое «базовые школы РАН»?

1 сентября 2019 года в России начнут работать базовые школы РАН. Что это за школы и в каких регионах они будут открыты? Сибирским отделением РАН подготовлена презентация “Базовые школы РАН”, в которой подробно рассказывается об этих школах.

Что же такое «базовые школы РАН»?

14 февраля на Российском инвестиционном форуме — 2019 Минпросвещения России, Российская академия наук (РАН) и Группы Компаний «Просвещение» рассказали о запуске в России проекта по созданию базовых (опорных) школ РАН.
«Базовые школы РАН» – это совместный проект Российской академии наук и Министерства просвещения Российской Федерации, цель которого – создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий, что послужит развитию интеллектуального потенциала регионов и страны в целом.
С инициативой создания в регионах базовых школ РАН к Президенту РФ В.В. Путину обратился Президент Российской академии наук А.М. Сергеев. Минпросвещения России всецело поддержало эту инициативу.
Ежегодно России нужно примерно 10 тысяч тех, кто приходит в науку. Ожидается, что организация базовых школ РАН увеличит приток в науку талантливых детей, позволит воспитать новое поколение российских ученых.

Кто и как отбирал школы для проекта?
Школы для проекта выбирала сама Академия с учетом следующих условий: по результатам существующего в России рейтинга в регионах, где имеются крупные научные институты и исследовательские университеты. Всего РАН определено 110 школ в 32 регионах.

Базовая школ РАН – это школа, которая:
-показывает высокие результаты достижений школьников в предметных олимпиадах и конкурсах;
-использует ресурсы научных институтов РАН и других научно-практических площадок; – имеет традиционные связи с крупными университетами, научными центрами;
– является муниципальной и в ходе реализации проекта осуществляет необходимые действия для передачи учредительства на региональный уровень;
-обладает значительным кадровым потенциалом для формирования исследовательских умений обучающихся, развития у них основ научной деятельности;
– имеет опыт организации профильного обучения (углубленного изучения отдельных предметов), сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями

В каких территориях будут работать базовые школы РАН?
В Презентации перечислены следующие регионы:
Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Удмуртская Республика;

края: Краснодарский,, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;

области: Архангельская, Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская область, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Томская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская.

Определены также региональные координаторы, обеспечивающие поддержку базовых школ РАН на территориальном и федеральном уровне, а также региональные научно- образовательные центры.

Возможные модели базовых школ РАН
Предлагается 6 моделей базовых школ РАН: профильная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов на всех уровнях, начиная с начальной школы, школа-лаборатория, школа при университете (научной организации), школа-ресурсный (сетевой) центр, смешанная модель.

Направления деятельности базовых школ РАН
Определено три ключевых направления деятельности базовых школ РАН:
1.Повышение качества образования и его доступности для обучающихся, которые .ориентированы на освоение научных знаний и достижений науки.
Для обучающихся будут предложены:
профильные учебные курсы и факультативы;
– курсы внеурочной деятельности исследовательской направленности;
– индивидуальные консультации со стороны ведущих ученых;
– научно-популярные и образовательные проекты и сетевые лектории, способствующие вовлечению школьников в научноисследовательскую и творческую деятельность;
– интеллектуальные и творческие конкурсы и соревнования и другие формы.
2.Повышение профессиональной квалификации педагогических работников.
3. Укрепление материально-технической базы.

А что с учениками, которые сейчас обучаются в отобранных школах?
Как сообщила Министр просвещения России О.Ю. Васильева, «уже обучающихся в опорных школах РАН детей отсеивать никто не будет». Для них «организуют классы с углублённым преподаванием отдельных предметов».
А что с учителями?
Для педагогических работников базовых школ со стороны РАН будут предложены (как на региональном, так и на федеральном уровне):
информационные и обучающие семинары, мастер-классы и консультации;
– курсы повышения квалификации, предусматривающие рассмотрение сложных научных понятий и современных научных открытий (включая он-лайн и сетевые курс);
– новые методы обучения и образовательные технологии и другие формы.

Предполагается, что, организация базовых школ РАН увеличит приток в науку талантливых детей, позволит воспитать новое поколение российских ученых, а базовые школы РАН станут центрами дополнительного образования и внешкольной работы; будут сотрудничать с местными университетами и предприятиями; обеспечат возможность вовлечения школьников в собственные исследовательские проекты во взаимодействии с академическими центрами.

Источники:
При подготовке использованы материалы Презентации “Базовые школы РАН , подготовленной Сибирским отделением РАН
http://www.sbras.ru/files/news/docs/hohlov_shkoly_ran_26_02_2019.pdf ,

а также материалы с сайтов:
https://nsportal.ru/sites/2019/03/14/v-rossii-poyavyatsya-opornye-shkoly-ran
http://www.ug.ru/news/27201
oge.lancmanschool.ru
https://nsportal.ru/sites/2019/03/14/v-rossii-poyavyatsya-opornye-shkoly-ran
https://edu.gov.ru/press/1180/v-habarovske-obsudili-realizaciyu-nacproekta-obrazovanie/

Оставьте комментарий