Актуальные вопросы начала 2018-2019 учебного года: учебники, рабочие тетради, школьная форма, питание, подвоз и многое другое. Часть 2

Более 5 лет в России действует Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее- Закон), но каждый раз перед началом учебного года возникают проблемы с обеспечением школьников учебниками, рабочими тетрадями, школьной формой, питанием, подвозом детей к школе и др., пути решения которых определены Законом и нормативными документами во вопросам школьного образования. Напомним некоторые их положения. Надеемся, что они помогут родителям, у которых возникнут подобные проблемы, при подготовке детей к школе.

Перевести ученика в другую школу можно в любое время по заявлению родителей и при наличии в ней свободных мест
Согласно п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.03.2014 № 177, перевод обучающихся не зависит от периода (времени) учебного года. В соответствии с п. 5 Порядка в случае перевода совершеннолетнего обучающегося по его инициативе или несовершеннолетнего обучающегося по инициативе его родителей (законных представителей) совершеннолетний обучающийся или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося:
– осуществляют выбор принимающей школы;
– обращаются в выбранную школу с запросом о наличии свободных мест, в том числе с использованием Интернета;
– при отсутствии свободных мест в выбранной школе обращаются в местный орган управления образованием для определения другой принимающей школы организации;
– обращаются в исходную школу с заявлением об отчислении обучающегося в связи с переводом в принимающую школу. Заявление о переводе может быть направлено в форме электронного документа с использованием Интернета.
Перевод ребенка на семейную форму получения образования и обратно может осуществляться на любом этапе обучения 
В соответствии со статьёй 63 Закона общее образование может быть получено вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование также может быть получено в форме самообразования.
При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного управления образованием.
Школьник в любое время может вернуться в школу. А вот если он не ликвидирует в установленные сроки академическую задолженность, он должен продолжать получать образование в школе (ст.58 Закона).
Компенсации родителям (законным представителям) на ребенка при получении им общего образования в форме семейного образования не предусмотрены Законом. Вопрос решается на уровне полномочий субъекта РФ.
Разъяснения об организации получения образования в семейной форме даны в письме Минобрнауки России от 15.11.2013 № НТ-1139/08.
За пребывание детей в ГПД взимается плата, которую устанавливает учредитель
Согласно ст. 66 Закона за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер. Учредитель, как правило орган управления образованием, разрабатывает нормативные акты о предоставлении этой услуги и вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.
В школе обязательно должны быть документы, определяющие перечень услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД, методику расчета платы, перечень льготных категорий (если они есть) и образец договора между школой и родителями о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД. Методические рекомендации по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня изложены в письме Минобрнауки России от 24 сентября 2014 г. № 08-1346.
Обучение детей, нуждающиеся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, осуществляются школой на дому или в медицинских организациях по заявлению родителей
Обучающийся, нуждающийся в длительном лечении, это обучающийся, которому по заключению медицинской организации проводятся лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия продолжительностью 21 день и более в организации, осуществляющей лечение, реабилитацию и оздоровление (включая дневной стационар).
В соответствии со ст. 66 Закона, для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях и регламентируется  нормативным правовым актом уполномоченного органа               государственной власти субъекта РФ.
Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме заявление родителей.
Соответствующие разъяснения содержатся в письмах Минобрнауки России от 27.05.2016 № ВК-1179/07 и от 31.08.2015 № ВК-2101/07.
Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому, утверждается соответствующим приказом Минздрава России.
Учителям можно дарить подарки стоимостью не более 3 тысяч рублей
Согласно п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса РФ работникам образовательных организаций не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тысяч рублей.

Наполняемость класса зависит от площади учебного кабинета и площади на одного ученика

Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 расчетное количество учеников зависит от площади учебного кабинета, площади на одного ребенка и расстановки мебели. При этом на одного ученика должно приходиться не менее двух с половиной квадратных метров площади, не занятой мебелью для хранения учебных пособий и оборудования.
Продолжительность учебной недели устанавливается школой самостоятельно
Продолжительность учебной недели 5 или 6 учебных дней определяется школой самостоятельно в зависимости от реализуемой ею основной образовательной программы. Чем длиннее учебная неделя, тем больше учебных часов отводится на изучение предмета. Например, согласно. СанПиН 2.4.2.2821-10 в 5 классе максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка при 6-дневке составляет 32 часа, а при 5-дневке – 29, в 8-9 классах соответственно – 36 и 33. Согласно Закону школа не может уменьшать количество обязательных учебных предметов и часов, отводимых образовательными стандартами на изучение предметов и несет ответственность в случае нарушения этого требования.
В первом классе шестидневная учебная неделя не допускается.
В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня не должен превышать:
– для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
– для обучающихся 2 – 4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
– для обучающихся 5 – 7 классов – не более 7 уроков;
– для обучающихся 8 – 11 классов – не более 8 уроков.

Бесплатная перевозка детей до образовательных организаций и обратно осуществляется их учредителями
В соответствии со ст.40 Закона бесплатная перевозка обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательной организации и обратно, а также предоставление мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
Порядок организации бесплатной перевозки обучающихся и предоставления им мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Согласно СанПиН 2.4.2.282-10 в сельской местности пешеходная доступность для обучающихся образовательных организаций составляет:
– во II и III климатических зонах для обучающихся начального общего обра-зования – не более 2,0 км, для обучающихся основного общего и среднего общего образования — не более 4,0 км;
– в I климатической зоне — 1,5 и 3 км соответственно.
Оптимальный пешеходный подход обучающихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 км.
Подвоз обучающихся осуществляется специально выделенным транспортом, предназначенным для перевозки детей (школьный автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет,). Время в пути не должно превышать 30 минут в одну сторону.
Ответственность за безопасность школьников несет школа.
Школьники обеспечиваются бесплатным питанием по решению органов власти на местах
Как сказано в ст.37 Закона, обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.
Таким образом, категории льготников, величина дотации на школьное питание в муниципальных образовательных организациях зависят от финансового положения органов местного самоуправления, региона.
Как правило, к льготникам преимущественно относят такие группы нуждающихся:
• дети, которые воспитываются в многодетных или малоимущих семьях;
• дети-инвалиды;
• дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
• школьники, утратившие одного из родителей и получающие материальную помощь от государства по потере кормильца;
• дети инвалидов I-II группы;
• дети ликвидаторов аварии на ЧАЭС;
• дети, родители которых оказались в сложных жизненных обстоятельствах.
Согласно ст. 79 Закона ученики с ограниченными возможностями здоровья обязательно обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
О льготном питании можно узнать, обратившись к администрации школы. При этом потребуется представить определенный комплект необходимых документов.
Родители не обладают правом выбирать учителя, классного руководителя, но могут высказывать свои пожелания
В соответствии с квалификационной характеристикой (приказ Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 г. N 761н), руководитель образовательной организации утверждает структуру и штатное расписание, осуществляет подбор и расстановку кадров. При принятии решения он может учесть мнение родителей (законных представителей).
Родители (законные представители) могут обращаться к директору с просьбой замены учителя, классного руководителя, перевести их ребенка к другому учителю, если это является единственным способом разрешения конфликтной ситуации, но не могут настаивать на переводе в другой класс чужого ребенка, ибо Законом не предусматривается защита своих прав за счет ущемления прав и интересов другого.

Охрана в школе должна быть, но сдавать деньги на ее содержание родители не обязаны
Согласно Закону (ст. ст. 28 ,41) школа обязана обеспечивать безопасность учеников во время пребывания в школе и создавать безопасные условия обучения, обеспечивающие жизнь и здоровье учеников и работников школы.
Все эти мероприятия должны финансироваться за счет бюджета муниципалитета (ст. 9 Закона об образовании и ст. 14 Закона о местном самоуправлении).
По словам Министра просвещения РФ О.Ю. Васильевой, при реализации проекта «Российская цифровая школа» безопасность в школе будет контролироваться через систему видеоидентификации по лицу, которая не пропустит в школу посторонних.

Охрана обязана обеспечивать пропускной режим, но не может не пустить в школу ребенка, забывшего пропуск или без школьной формы
Недопуск ученика на урок только по причине его забывчивости или отсутствии школьной формы является нарушением конституционного права ребенка на общедоступность школьного образования (ст. 43 Конституции РФ).

Охранник может не пропустить родителей в школу
В законодательстве нет отдельной нормы, которая давала бы родителям (законным представителям) право на беспрепятственный проход в образовательное учреждение, как и нет запретительной нормы.
При этом родителям не отказывают в проходе на территорию школы вообще, а порядок допуска родителей (законных представителей) в школу определяется локальными актами школы (Устав, правила внутреннего распорядка, Положение о пропускном режиме).
Охранник может проводить осмотр вещей школьника только при входе-выходе
Закон об охранной деятельности разрешает службе охраны проводить осмотр вносимого в школу и выносимого оттуда имущества в присутствии владельца только при осуществлении пропускного режима.
Согласно Закону об охранной деятельности частным охранникам разрешается применять физическую силу в отношении детей только в двух случаях:
– оказания детьми вооруженного сопротивления;
– совершения несовершеннолетними группового либо иного нападения, и если оно при этом угрожает жизни и здоровью охранника или охраняемому имуществу.

Источник:
Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»
РИА Новости https://ria.ru/society/20160404/1402314719.html
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Письмо Минобрнауки России от 02 февраля 2015 года № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»
Письмо Минобрнауки России от 29 апреля 2014 г. № 08-548
Письмо Минобразования России 28.03.2013 г. № ДГ-65/08 «Об установлении требований к одежде обучающихся»
Приказ Минобрнауки России от 30.03.2016 N 336 “Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения…”
ГАРАНТ: http://base.garant.ru/57337757/#ixzz5MLctRA83
http://base.garant.ru/12183577/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#ixzz5Mk3ffswh
http://base.garant.ru/12183577/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#ixzz5Mk3CEKOl

Также в блоге
«Актуальные вопросы начала 2018-2019 учебного года: учебники, рабочие тетради, школьная форма, питание, подвоз и многое другое. Часть 1»

4 комментария к “Актуальные вопросы начала 2018-2019 учебного года: учебники, рабочие тетради, школьная форма, питание, подвоз и многое другое. Часть 2”

  1. Здравствуйте! В нашей образовательной организации ФГОС ООО были введены в опережающем режиме, то есть девятиклассники будут выпускаться уже по ФГОС (они идут по ним с 5 класса), но второй иностранный язык у них не изучался, и его не будет в аттестате. Будет ли это считаться нарушением выполнения ФГОС? Нужно ли вносить изменения в учебный план, чтобы второй иностранный язык все-таки был?

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Для официального ответа советуем обратиться в региональный орган управления образованием либо Рособрнадзор.

      Ответить
  2. Добрый день, наша школа готова закупить для первоклассников прописи по реализуемым программам, чтобы не требовать их с родителей, но мы не можем их закупить, т.к. прописи не входят в Федеральный перечень. Что делать?

    Ответить
    • Добрый день, Наталья Новикова! По словам Министра просвещения России, если школа включила их в свой перечень, то ученики должны быть обеспечены ими бесплатно. Решать вопрос надо с региональным и муниципальным органом управления образованием.

      Ответить

Оставьте комментарий