Одна из проблем, которая волнует родителей школьников — это внеурочная деятельность, о чем можно судить по их отношению к внеурочной деятельности, представленному на форумах в сети «Интернет»:

— Внеурочная деятельность сводится к насильственному принуждению посещения занятий, организованных самими же учителями, которые вряд ли что-то могут дать детям в области
дополнительного образования.
— Внеурочка в наших российских школах — это лишь способ получить финансирование. И никого не волнует, что ради этого дети должны высиживать скучные занятия шестым и седьмым уроками.
— Задумка хорошая, но выбора особо нет.
— У нас внеурочка — это не кружки, а обязательные предметы. Учителя ругаются на собраниях, а принудить все равно не могут.
— У нас все дни поставили внеурочку, по 2 урока, в т. ч. динамическую паузу, которая моему ребенку нафиг не нужна. Слоняться по школьной площадке.
Но не везде так плохо:
— У нас очередь на внешкольные занятия, есть языки, шахматы, спорт и т.д. по интересам. И дети рады, и родители.
— У нас эта «внеурочка» — реально интересные кружки. Причём, по каждому направлению выбор есть. Детям нравится.
— У нас школа «полного дня пребывания». Дети в ней с утра и до 18 часов. Вся внеурочка добровольная.

Что такое внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность школьников в основной образовательной программе образовательной организации
Согласно Федеральному закону об образовании содержание образования образовательной организации определяется её основной образовательной программой (далее -ООП), разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно.
Согласно ФГОС ООП  реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Организационными механизмами реализации ООП являются Учебный план и План внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и включается в организационный раздел ООП. Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяет образовательная организация.
Из Федерального закона об образовании:
«образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
Основные направления внеурочной деятельности
Согласно ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное.
Формы реализации основных направлений внеурочной деятельности
Как сказано в ФГОС, внеурочная деятельность реализуется в таких формах как кружки, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, конференции, школьные научные общества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и в других формах на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Это же положение подтверждено и СанПин 2.4.2.2821-10:
— «Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений».

В нем также отмечено, что «часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий».
В каком объеме реализуется внеурочная деятельность
Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
— для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения;
— на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.
Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.
О наполняемости групп при внеурочной деятельности
Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 количество учащихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося не менее 2,5 кв. метра и не менее 3,5 кв. метра на 1 обучающегося при организации групповых форм. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью.
Значение внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные черты личности, школьник учится коммуникации не только в обществе, но и вне его.
В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.
Кроме того для большинства родителей, у которых нет физической или финансовой возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или какие-то частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность образовательного учреждения позволяет  предоставить своим детям такую возможность на бесплатной основе.

Что обязательно и что по выбору
Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится.
В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности образовательной организацией являются обязательной, ибо она  составная часть ООП. При этом образовательная организация обязана предоставить участникам образовательных отношений право выбора различных форм внеурочной деятельности на добровольной основе.
Также согласно СанПин 2.4.2.2821-10 внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Откуда следует, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.
Обратим внимание на положения ст.34 Федерального закона об образовании, согласно которой обучающиеся имеют право:
— «на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
— «на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами».
Таким образом, если обучающийся посещает кружки, спортивные секции и т. д. в учреждениях дополнительного образования, то он может обратиться в администрацию образовательной организации, в которой он обучается, с просьбой зачесть его результаты по соответствующему направлению внеурочной деятельности при условии, если в образовательной организации имеется соответствующий локальный акт.

Источник:
Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
Примерная основная образовательная программа начального общего образования
Примерная основная образовательная программа основного общего образования

http://www.happy-giraffe.ru/community/15/forum/post/62532/

http://plotnikova.ucoz.ru/load/standarty_2_pokolenija/vneurochnaja_dejatelnost_v_voprosakh_i_otvetakh/2-1-0-175
http://base.garant.ru/55170507/#ixzz4y6YibEHjhttp://kirovipk.ru/sites/default/files/files/malova_vneurochnaya_deyatelnost.pdf

 

Внеурочная деятельность в школе: что обязательно и что по выбору

Внеурочная деятельность в школе: что обязательно и что по выбору: 24 комментария

    • 02.10.2018 в 16:16
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Антон! Нет, это не так. Внеурочные занятия вы посещать обязаны. Это закреплено ст.43 Федерального закона об образовании. См разъяснения Министерства просвещения РФ в письме от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности».

      Ответить
  • 08.10.2018 в 14:34
    Постоянная ссылка

    Добрый день! Исходя из вышесказанного посещая спортивную секцию и официальные курсы иностранного языка — я беру справки из этих учреждений, и нас освобождают от внеурочной деятельности в стенах школы?

    Ответить
    • 09.10.2018 в 09:26
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Юлия Валентиновна! Да это так, но при условии, что в школе должен быть соответствующий локальный акт, определяющий порядок зачета.

      Ответить
  • 15.10.2018 в 09:26
    Постоянная ссылка

    Добрый день! «Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится» разве фраза из статьи не указывает на то , что внеурочная деятельность дело добровольное или по крайней мере необязателное.

    Ответить
    • 16.10.2018 в 16:47
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Юлия! Ответ смотрите в нашем блоге в статье «Мипросвещения РФ разъяснило, обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия». Статья, которую вы прочитали, писалась в то время, когда Минобрнауки не определило еще свою позицию в этом вопросе.

      Ответить
  • 16.10.2018 в 21:33
    Постоянная ссылка

    Подскажите, пожалуйста, у нас есть посещение одного и того же учреждения на платной основе, причем, говорят, что это обязательно. Скорее всего, это и есть внеурочная деятельность. Как я могу отказаться от этих скучных занятий, да еще и платных?

    Ответить
    • 17.10.2018 в 09:37
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена! Внеурочная деятельность финансируется из бюджета и для родителей обучающихся осуществляется бесплатно. Платные занятия в рамках образовательной программы являются нарушением законодательства об образовании. Платные занятия за пределами программы осуществляются на основе добровольности. Обучающийся их посещать не обязан. В случае обязаловки вы вправе обратиться в прокуратуру.

      Ответить
  • 17.10.2018 в 19:55
    Постоянная ссылка

    Подготовка к егэ может ли проводиться в рамках внеурочной деятельности как элективный курс

    Ответить
    • 18.10.2018 в 17:19
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Вера Борисовна! Советуем ознакомиться с Методическими рекомендациями Минобрнауки РФ по вопросам организации внеурочной деятельности изложенными в письме Минобрнауки от 18.08.2017 № 09–1672 и в письме от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216.

      Ответить
  • 17.10.2018 в 20:03
    Постоянная ссылка

    В рамках внеурочной деятельности может ли проводиться занятия по подготовке к ЕГЭ как элективный курс

    Ответить
    • 19.10.2018 в 09:48
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Вера Борисовна! Вы смешали эти два понятия.
      1.Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности.
      2.Электив — это дополнительна форма индивидуального образования, при которой ребенок из предложенного образовательным учреждением списка предметов должен сделать выбор, основываясь на своей заинтересованности. Далее ученик обязан посещать все занятия и выполнять предлагаемые ему задания. Другими словами, данный вид деятельности с момента выбора становится неотъемлемой частью основного образовательного процесса ученика. В школьном образовании выделяют два вида элективов:
      предпрофильного содержания (8-9 классы);
      профильного содержания (10-11 классы).
      Элективные курсы являются компонентом учебного плана, поэтому элективные курсы включены в расписание занятий и проводятся наравне с другими уроками.

      Ответить
  • 23.10.2018 в 13:21
    Постоянная ссылка

    хочу всем добавить, что письма министерств и ведомств не являются нормативными документами и уж точно не могут их отменять, следовательно, внеурочная деятельность для учащихся остаётся на добровольной основе, как гласит закон об образовании и санпин.

    Ответить
    • 23.10.2018 в 15:08
      Постоянная ссылка

      Уважаемый С.В.! Авторы писем могут отзывать свои рекомендации. В частности, в письме Минобрнауки от 18 августа 2017 г. N 09-1672 сказано следующее: «Дополнительно Департамент сообщает, что методические рекомендации «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ», направленные в субъекты РФ письмом от 14.12.2015 N 09-3564, отозваны как утратившие силу (письмо от 20.09.2016 N 09-2312). В настоящее время следует руководствоваться разъяснениями Министерства просвещения РФ, изложенными в письме от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности», в котором разъяснено, почему внеурочные занятия являются обязательными. Подробности в статье нашего блога «Мипросвещения РФ разъяснило, обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия»

      Ответить
  • 06.11.2018 в 14:33
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! А если в ОО есть группы продленного дня в начальной школе,то можно ли занятие по внеурочной деятельности включить в режим работы гпд, после спортивного часа?

    Ответить
    • 07.11.2018 в 08:54
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Рима! Это относится к компетенции школы. Как сказано в письме Минобрнауки от 18.08.2017 № 09–1672, внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов основных образовательных программ – личностных, метапредметных и предметных. Достигать планируемые результаты ООП ребенок может за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации. Рабочие программы внеурочной деятельности школа разрабатывает самостоятельно на основе требований ФГОС и с учетом примерных Основных образовательных программ общеобразовательной организации (ООП).

      Ответить
  • 07.11.2018 в 20:55
    Постоянная ссылка

    Добрый день.
    1) Скажите пожалуйста , действительно ли , что на внеурочке должно быть не более 15 учеников?
    2)Если ребенок посещает или не посещает ( по причине доп занятий в секциях или муз.школе) внеурочную деятельность каким образом он сдает зачет?
    3) я правильно понимаю, что основной целью внеурочной деятельности является воспитательная задача а так же нравственная и т.п?
    4) И каждый ли ученик должен посетить 10 часов внеуроч.деятельности в неделю?
    Спасибо.

    Ответить
    • 08.11.2018 в 13:31
      Постоянная ссылка

      Добрый день, О.Ш.! В настоящее время следует руководствоваться Федеральным законом об образовании в РФ, письмом Минобрнауки от 18 августа 2017 г. N 09-1672, письмом Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 и ФГОС. Согласно этим документам основная образовательная программа образовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы образовательной организации и обязателен к исполнению.
      Состав и структура направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности фиксируются в плане внеурочной деятельности образовательной организации, который должен обеспечивать учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, её кадровых и иных возможностей. Т.к.внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
      основной общеобразовательной программы то для обучающихся она является обязательной. Количество обучающихся на занятиях по внеурочной деятельности нормативными документами отдельно не регламентируется. Как сказано в методических рекомендациях, под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.
      ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности в зависимости от уровня общего образования:
      — до 1350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования;
      — до 1750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования;
      — до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования.
      Это примерно 10 час в неделю. Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным. Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно, разрабатывая рабочие программы.

      Ответить
  • 07.11.2018 в 23:01
    Постоянная ссылка

    Добрый вечер! Сегодня в школе нам раздали заявления на внеурочную деятельность , который мы родители должны подписать. В заявлении прописаны 5 предметов спортивно-оздоровительный, нрав-этический, общеинт-ое, обще-культурное, социальное. И все эти предметы ,сказали должны быть написаны. В неделю у нас на внеурочку отводится 10 часов. Ставят эту внеурочку во 2 классе 5 и 6 уроком. Вообще это законно? И что мы должны все это выбирать? или мы имеем право выбирать из этого списка что одно ?

    Ответить
    • 08.11.2018 в 09:25
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Эльвира! В настоящее время следует руководствоваться разъяснениями Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации, изложенными в письме Министерства просвещения РФ от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности», согласно которому
      участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным.План внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы образовательной организации, разрабатываемой организацией самостоятельно и обязателен к исполнению. Состав и структура направлений, формы организации, объём внеурочной деятельности фиксируются в плане внеурочной деятельности образовательной организации, который должен обеспечивать учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, её кадровых и иных возможностей. Методические рекомендации по внеурочной деятельности изложены в письме Минобрнауки от 18.08.2017 № 09–1672, а предыдущие рекомендации (письмо Минобрнауки от 14.12.2015 № 09–3564), которыми судя по вашему комментарию руководствуются в школе, утратили силу.
      Согласно Методическим рекомендациям, под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
      Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации. Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно. Рекомендуется использовать формы, носящие исследовательский, творческий характер.
      Объем часов внеурочной деятельности определяется образовательной программой, которая утверждается образовательной организацией с учетом запросов семей, интересов обучающихся и возможностей общеобразовательной организации. Как видите, тех направлений, которые предлагает ваше школа, в методических рекомендациях уже нет.

      Ответить
  • 13.11.2018 в 14:57
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте. Подскажите, а может ли внеурочная деятельность стоять 6 и 7 уроком, а основной предмет-8 уроком и что делать в том случае, если по времени не успеваем на занятия вне школы( справка имеется)?

    Ответить
    • 13.11.2018 в 16:43
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ольга! Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. В нормативных документах и письмах Минобра нет прямого указания, в какое время проводить внеурочную деятельность. Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Как видим, внеурочная деятельность находится за этими пределами. Вашу проблему следует решать с администрацией школы.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.