Родители и учитель: союзники, противники, партнеры?

Если  ребенок учится в школе,  то отношения «родитель – учитель» неизбежны. В зависимости от успехов или неудач ученика отношения между ними складываются либо с  позиции «кто с кем», либо с позиции «кто кого», несмотря на то, что цель у них общая – обучить и воспитать ребенка.

Именно, исходя из этой общей целевой установки,  родители и учитель  должны быть единомышленниками или  как минимум, союзниками, лучше всего, партнерами, а не противниками.

Однако, в жизни, зачастую, бывает по-всякому.  На  интернет-сайтах, родительских форумах, в комментариях посетителей блога можно встретить как положительные, так и негативные примеры взаимоотношений «родители -учитель», при этом  у каждого из них своя правда.

Что же в основном волнует родителей?

Прежде всего родителей беспокоят постоянные денежные сборы на всевозможные школьные нужды: от покупки рабочих тетрадей до приобретения ложек и вилок в школьную столовую. Поскольку, как правило, деньги собирают учителя, то и весь свой гнев родители обрушивают на них.

Очень тревожит родителей качество школьного образования. Родители отмечают, что порой ребенок, имея «четыре» и «пять» по предмету в  элементарных вопросах толком не разбирается. Поэтому им приходится  выполнять задания вместе с ребенком, нанимать репетиторов, которые в настоящее время стоят недешево. Если в начальной школе родители еще могут чем -то помочь школьнику, то в старшей школе – это уже проблематично.  Так у них складывается впечатление, что современная школьная программа непосильна для обычного ученика, а учителя не справляются со своими обязанностями, что учителей не волнует, справляется ли ребенок со школьными нагрузками, остается ли у него время на дополнительные занятия и элементарный отдых.

Также  беспокоит родителей  отношение учителей к  ученикам. Они  отмечают, что учителя кричат на учеников, даже орут, унижают, шантажируют их, от чего детям по ночам снятся кошмары.

К некоторым ученикам, по мнению их родителей, учителя относятся предвзято: придираются, занижают отметки, необъективно оценивают, предъявляют завышенные требования.

Родителей также возмущает и тот факт, что учителя  не всегда общаются с родителями на равных, предпочитая доминирующую позицию, под которую должны подстраиваться родители. Поэтому они чувствуют себя бесправными, униженными, их захлестывают негативные эмоции от нежелания понять их ребенка, а также от стремления учителя продемонстрировать их родительскую несостоятельность. Особенно это проявляется на родительских собраниях, почему родители и не хотят на них ходить.

У учителей в свою очередь  тоже есть немало претензий к родителям школьников.

Например, учителей очень беспокоит:

– отсутствие со стороны родителей должного внимания к ребенку, вследствие чего он, будучи предоставлен самому себе, приходит на уроки с невыполненными домашними заданиями, пропускает уроки, нарушает дисциплину;

– несостоятельность отдельных  родителей в воспитании ребенка, в связи с чем ребенок не выполняет элементарных требований, например, приходит в школу не в школьной форме, опаздывает на уроки, вызывающе ведет себя, грубит работникам школы и т.д.;

– повышенные, нередко необоснованные требования к учителю, например,  учитель учит не тому и  не так, необъективно выставляет отметки, не помогает ребенку делать уроки и т.д.;

– неуважительное отношение к учителю, вследствие чего их общение с педагогом может зачастую начинаться с необоснованных обвинений, оскорблений и заканчиваться угрозами пожаловаться в вышестоящие инстанции. Некоторые  родители, общаясь с педагогом,  смотрят на него свысока, указывая, как ему работать.

Что же делать?

Советы на эту тему для родителей и учителей можно найти как в педагогической литературе, так и в  сети Интернет. Главное – надо любить детей.  Помнить, что в любом школьном конфликте страдающая сторона — ребенок, независимо от того, кто прав, кто одерживает победу, а кто терпит поражение.

Научиться слышать и слушать  друг друга, не создавать барьеры общения, а если они уже созданы — уметь преодолевать их.

Придерживаться элементарных правил общения.

Сроить отношения сотрудничества, а лучше всего партнерства.

P.S. 19-20 апреля 2017 года в Москве состоялась конференция «Московская модель управления образовательными системами», организованная  ассоциацией «Менторы столичного образования», на которой представители образования из  40 регионов России  обсудили, в том числе, как правильно взаимодействовать учителям и родителям школьников. Было отмечено, что  «опыт столичных специалистов показывает, что отношение родителей к педагогам изменилось, и некоторые из них воспринимают учителей только как объекты потенциальной опасности для своего ребенка»,  что  такое отношение надо менять, чтобы  родители видели в роли педагога помощника, коллегу, товарища.  Источник: http://www.aif.ru/society/education/dialog_uchitelya_i_roditeley_kak_sozdat_edinoe_obrazovatelnoe_prostranstvo

При подготовке использованы материалы сайтов:

«МКRU» – http://www.mk.ru/social/education/

«Педсовет» –  https://pedsovet.org/news

«МЕЛ» – http://mel.fm/2015/11/05/rules

AIF.RU – http://www.aif.ru/

и др.

 

Оставьте комментарий