18 или 36 часов в неделю должен находиться учитель в школе?

Опубликовано: 28.02.2016 10:24
Рубрика: Страничка директора

Режим рабочего времени педагогических работников, в том числе и учителя, регламентируется ТК РФ (ст.333), Законом РФ  от 29.12.2012 г.№273 (ст.47), приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»,  приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

Однако, как полагают юристы, указанные документы не дают чёткого определения, что такое рабочее время  педработника, вследствие  чего отдельные руководители школ трактуют  это понятие по своему, в частности,  требуют от учителя  присутствия  в школе 36 часов в неделю. 

Где можно  найти разъяснения по данному вопросу?

Разъяснения, касающиеся нормы рабочего времени учителя, даны Минобрнауки России в письме от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849 «О продолжительности рабочего времени и особенностях, связанных с режимом рабочего времени педагогических и других работников образовательных организаций»;

в Комментарии к нормативным правовым актам, регулирующим продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы  за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, а также особенности режима их рабочего времени, который подготовлен экспертом ЦС Профсоюза работников народного образования и науки РФ В.Н. Понкратовой;

в письме ЦС Профсоюза 10 февраля 2016 г. № 73;

в Комментарии заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Павла Сергоманова, размещенном  на сайте «Учительской газеты» «УГ Москва», №45 от 10 ноября 2015 года (http://www.ug.ru/archive/62612) под заголовком «Директор, заставляющий учителя отсиживать 36 часов в неделю в школе, должен понять, что это противозаконно». 

Что считается  рабочим временем учителя?

Из указанных документов и разъяснений коротко  можно сделать следующие выводы.

1. Рабочее время — это «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности».  Для учителей — это время не может превышать 36 часов в неделю. 

2.Для учителей, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. «Продолжительность рабочего времени не более 36 часов» – не общеустановленная и обязательная для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени, а всего лишь ее предельная норма, которая может быть установлена педагогическим работникам Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

3.Учителям установлена норма часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы (18 часов), которая является:

нормируемой частью их педагогической работы;

расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю.

Обратим внимание: ни в одном нормативном  документе  ставка учителя  не приравнена к указанным выше 36 часам общего рабочего времени.

4.Рабочее время учителя  состоит из нормируемой и ненормируемой частей.

Нормируемая часть педагогической работы учителя  – это фактическая учебная нагрузка, которая с его письменного согласия может быть выше или  ниже установленной нормы часов педагогической работы, что, соответственно,  увеличивает или уменьшает нормируемую часть рабочего времени.

За учебную нагрузку педагогических работников принимается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Нормируемая часть определяется в астрономических часах,  регламентируется школьным расписанием и учитывается в табеле учета рабочего времени учителя. В эти часы учитель обязан находиться в школе.

Ненормируемая часть педагогической работы  учителя – это другая часть педагогической работы  учителя, требующая затрат  рабочего времени,  которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из его должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника: выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой школы и др.

Как видим, ненормируемая часть — это все то, что предусмотрено тарифно-квалификационными характеристиками, должностными инструкциями, все, что вытекает из его трудового договора и не имеет четкой конкретизации по времени и месту исполнения.

С письменного согласия учителя за дополнительную плату он может выполнять и другую работу: классное руководство, проверка письменных работ,  заведование учебным кабинетом, пришкольным участком, учебными мастерскими и др. Это тоже входит в рабочее время учителя.

Т.о., рабочее время учителя состоит из:

  • педагогической работы в пределах нормируемой его части;
  • других должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по занимаемой должности;
  • дополнительных видов работ, выполняемых с письменного согласия работника за дополнительную плату.

 Что в итоге

Размер ставки заработной платы учителям в месяц за норму 18 часов преподавательской работы в неделю устанавливается как за выполнение преподавательской работы, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по должности учителя (нормируемую и ненормируемую части).

Поскольку  рабочее время учителей может быть конкретизировано по времени (то есть в часах, в минутах) только в части проводимых уроков и других учебных занятий, не превышающих 45 минут, коротких перерывов (перемен), а также в части периодических кратковременных дежурств в школе в период образовательного процесса, к которым педагогических работников привлекают в дни проведения ими уроков и учебных занятий не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия, дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п.

Следовательно, если учитель отвел свои уроки и у него в этот день нет ни педагогических советов, ни иных обязанностей, он не встречается с родителями, не занимается с детьми дополнительно, не проверяет тетрадей и др.,  руководство школы не имеет права обязывать его находиться в этом учебном учреждении.

Обратим внимание: ни в одном из упомянутых в начале статьи документов нет указания о том, что учитель должен находиться в школе все 36 часов  в неделю.

Примечание. Согласно ТК РФ работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, считается сверхурочной работой.

P.S. При возникновении вопросов по поводу использования  рабочего времени учителя советуем обращаться на сайт Минобрнауки России либо на сайт Общероссийского профсоюза работников образования и науки РФ (http://www.eseur.ru).

Справочно

Откуда взялась ставка 18 недельных часов

Декретом СНК от 20.06.1918 «О нормах оплаты учительского труда» была установлена месячная оплата учительского труда, принятая за нормальную продолжительность рабочего времени 4 учебных часа в день (24 часа или урока в неделю). В этом же Декрете была определена оплата труда учителей за исправление письменных работ, подготовку опытов, классное наставничество и т. д.

Таким образом, норма 24 ч или урока в неделю изначально была связана с оплатой труда учителя за месяц и принималась как продолжительность рабочего времени. 

Норма 18 ч в неделю за ставку  была установлена в 1936 году. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) 9.04.36 г. «О повышении заработной платы учителям и другим школьным работникам» было установлено, что ставки заработной платы учителей должны выплачиваться за 4 часа преподавательской работы в день в первых четырех классах и за 3 часа – в остальных классах, т.е. соответственно за 24 и за 18 часов в неделю. Учителям также  было разрешено доплачивать за часы работы сверх установленной нормы.

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 15.07.64 г № 620 указанные нормы за ставку  были сохранены.

Таким образом, норма 18 ч в неделю за ставку стала условным расчетным показателем учета учительского труда с 1936 года. С этого времени  принципы установления рабочего времени учителя сохраняются.

Сокращенная продолжительность рабочего времени для педагогических работников образовательных учреждений  установлена Законом РФ  от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании»  в ст. 55,  пункт 5 которой в  редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ был сформулирован  следующим образом: «Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю».

 Источники:

http://www.eseur.ru

Письмо Общероссийского профсоюза образования №73 от 10.02.2016 г.

http://www.ug.ru/archive/62612

http://www.edustandart.ru/chto-schitaetsya-rabochim-vremenem-uchitelya/

http://zavuch.info/news/news_main/638/

Информационный бюллетень № 2 — «Рабочее время работников образовательных учреждений: общие положения и особенности правового регулирования (сборник нормативных правовых актов с комментариями)», г. Москва, март 2015 года.

Нормативные документы:

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ); Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Скачать Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». Скачать

Письмо Минобрнауки России от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849 «О продолжительности рабочего времени и особенностях, связанных с режимом рабочего времени педагогических и других работников образовательных организаций». Скачать

Поделиться

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Автор:
* * *
  • 14.01.2017 Светлана писал(а):
    Светлана

    Благодарю за столь краткое разъяснение по данному вопросу!

Есть что добавить?

Ваш e-mail не будет опубликован.
You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>