Режим рабочего времени педагогических работников, в том числе и учителя, регламентируется ТК РФ (ст.333), Законом РФ  от 29.12.2012 г.№273 (ст.47), приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»,  приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

Однако, как полагают юристы, указанные документы не дают чёткого определения, что такое рабочее время  педработника, вследствие  чего отдельные руководители школ трактуют  это понятие по своему, в частности,  требуют от учителя  присутствия  в школе 36 часов в неделю. 

Где можно  найти разъяснения по данному вопросу?

Разъяснения, касающиеся нормы рабочего времени учителя, даны Минобрнауки России в письме от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849 «О продолжительности рабочего времени и особенностях, связанных с режимом рабочего времени педагогических и других работников образовательных организаций»;

в Комментарии к нормативным правовым актам, регулирующим продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы  за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки, а также особенности режима их рабочего времени, который подготовлен экспертом ЦС Профсоюза работников народного образования и науки РФ В.Н. Понкратовой;

в письме ЦС Профсоюза 10 февраля 2016 г. № 73;

в Комментарии заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Павла Сергоманова, размещенном  на сайте «Учительской газеты» «УГ Москва», №45 от 10 ноября 2015 года (http://www.ug.ru/archive/62612) под заголовком «Директор, заставляющий учителя отсиживать 36 часов в неделю в школе, должен понять, что это противозаконно». 

Что считается  рабочим временем учителя?

Из указанных документов и разъяснений коротко  можно сделать следующие выводы.

1. Рабочее время — это «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности».  Для учителей — это время не может превышать 36 часов в неделю. 

2.Для учителей, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. «Продолжительность рабочего времени не более 36 часов» – не общеустановленная и обязательная для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени, а всего лишь ее предельная норма, которая может быть установлена педагогическим работникам Правительством РФ или уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

3.Учителям установлена норма часов педагогической работы в неделю за ставку заработной платы (18 часов), которая является:

нормируемой частью их педагогической работы;

расчетной величиной для исчисления заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю.

Обратим внимание: ни в одном нормативном  документе  ставка учителя  не приравнена к указанным выше 36 часам общего рабочего времени.

4.Рабочее время учителя  состоит из нормируемой и ненормируемой частей.

Нормируемая часть педагогической работы учителя  – это фактическая учебная нагрузка, которая с его письменного согласия может быть выше или  ниже установленной нормы часов педагогической работы, что, соответственно,  увеличивает или уменьшает нормируемую часть рабочего времени.

За учебную нагрузку педагогических работников принимается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Нормируемая часть определяется в астрономических часах,  регламентируется школьным расписанием и учитывается в табеле учета рабочего времени учителя. В эти часы учитель обязан находиться в школе.

Ненормируемая часть педагогической работы  учителя – это другая часть педагогической работы  учителя, требующая затрат  рабочего времени,  которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из его должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника: выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой школы и др.

Как видим, ненормируемая часть — это все то, что предусмотрено тарифно-квалификационными характеристиками, должностными инструкциями, все, что вытекает из его трудового договора и не имеет четкой конкретизации по времени и месту исполнения.

С письменного согласия учителя за дополнительную плату он может выполнять и другую работу: классное руководство, проверка письменных работ,  заведование учебным кабинетом, пришкольным участком, учебными мастерскими и др. Это тоже входит в рабочее время учителя.

Т.о., рабочее время учителя состоит из:

  • педагогической работы в пределах нормируемой его части;
  • других должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по занимаемой должности;
  • дополнительных видов работ, выполняемых с письменного согласия работника за дополнительную плату.

 Что в итоге

Размер ставки заработной платы учителям в месяц за норму 18 часов преподавательской работы в неделю устанавливается как за выполнение преподавательской работы, так и за выполнение других обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой по должности учителя (нормируемую и ненормируемую части).

Поскольку  рабочее время учителей может быть конкретизировано по времени (то есть в часах, в минутах) только в части проводимых уроков и других учебных занятий, не превышающих 45 минут, коротких перерывов (перемен), а также в части периодических кратковременных дежурств в школе в период образовательного процесса, к которым педагогических работников привлекают в дни проведения ими уроков и учебных занятий не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия, дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п.

Следовательно, если учитель отвел свои уроки и у него в этот день нет ни педагогических советов, ни иных обязанностей, он не встречается с родителями, не занимается с детьми дополнительно, не проверяет тетрадей и др.,  руководство школы не имеет права обязывать его находиться в этом учебном учреждении.

Обратим внимание: ни в одном из упомянутых в начале статьи документов нет указания о том, что учитель должен находиться в школе все 36 часов  в неделю.

Примечание. Согласно ТК РФ работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, считается сверхурочной работой.

P.S. При возникновении вопросов по поводу использования  рабочего времени учителя советуем обращаться на сайт Минобрнауки России либо на сайт Общероссийского профсоюза работников образования и науки РФ (http://www.eseur.ru).

Справочно

Откуда взялась ставка 18 недельных часов

Декретом СНК от 20.06.1918 «О нормах оплаты учительского труда» была установлена месячная оплата учительского труда, принятая за нормальную продолжительность рабочего времени 4 учебных часа в день (24 часа или урока в неделю). В этом же Декрете была определена оплата труда учителей за исправление письменных работ, подготовку опытов, классное наставничество и т. д.

Таким образом, норма 24 ч или урока в неделю изначально была связана с оплатой труда учителя за месяц и принималась как продолжительность рабочего времени. 

Норма 18 ч в неделю за ставку  была установлена в 1936 году. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) 9.04.36 г. «О повышении заработной платы учителям и другим школьным работникам» было установлено, что ставки заработной платы учителей должны выплачиваться за 4 часа преподавательской работы в день в первых четырех классах и за 3 часа – в остальных классах, т.е. соответственно за 24 и за 18 часов в неделю. Учителям также  было разрешено доплачивать за часы работы сверх установленной нормы.

Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 15.07.64 г № 620 указанные нормы за ставку  были сохранены.

Таким образом, норма 18 ч в неделю за ставку стала условным расчетным показателем учета учительского труда с 1936 года. С этого времени  принципы установления рабочего времени учителя сохраняются.

Сокращенная продолжительность рабочего времени для педагогических работников образовательных учреждений  установлена Законом РФ  от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании»  в ст. 55,  пункт 5 которой в  редакции Федерального закона от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ был сформулирован  следующим образом: «Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю».

 Источники:

http://www.eseur.ru

Письмо Общероссийского профсоюза образования №73 от 10.02.2016 г.

http://www.ug.ru/archive/62612

http://www.edustandart.ru/chto-schitaetsya-rabochim-vremenem-uchitelya/

http://zavuch.info/news/news_main/638/

Информационный бюллетень № 2 — «Рабочее время работников образовательных учреждений: общие положения и особенности правового регулирования (сборник нормативных правовых актов с комментариями)», г. Москва, март 2015 года.

Нормативные документы:

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ); Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Скачать Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». Скачать

Письмо Минобрнауки России от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849 «О продолжительности рабочего времени и особенностях, связанных с режимом рабочего времени педагогических и других работников образовательных организаций». Скачать

18 или 36 часов в неделю должен находиться учитель в школе?

18 или 36 часов в неделю должен находиться учитель в школе?: 38 комментариев

  • 17.03.2017 в 02:27
    Постоянная ссылка

    было бы интересно такое же разъяснение по поводу учителей начальных классов. Почему при отдаче часов физры специалисту, когда учитель начклассов имеет 17 часов в неделю, при этом бегает к индивидуальщику, ведет субботнюю школу — ему не защитывается данный год с нагрузкой в 17 ч. в педстаж: абсурд

    Ответить
    • 18.03.2017 в 15:17
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена Мельникова! Вот как об этом сказано в п.2.2 Приложение 2 к приказ Минобрнауки РФ
      от 22 декабря 2014 г. № 1601: Выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догруз-ки до установленной нормы часов другой педагогической работой гарантируется следующим учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю:
      1-4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам. В остальном за разъяснениями советуем обратиться в отделение пенсионного фонда.

      Ответить
  • 09.04.2017 в 00:02
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте,хотела уточнить на счет Ненормируемой части педагогической работы учителя дополнительного образования… Т.е этот порядок сохраняется в этой сфере образования?
    Дело в том что , у меня на работе возник вопрос ,по какому праву за мои 28 рабочих часов моё руководство считает что я должна находиться на работе 56 часов…Что вроде мои методические часы считаются обязательном времени провождения на работе.А так же сверх урочная деятельность на летнее время летних площадок составляет 56 часов.Соответственно я жить должна на работе имея 28 часовую рабочую неделю?

    Ответить
    • 12.04.2017 в 14:57
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Снежана Альбертовна Биктимирова! Согласно приказу Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536, рабочее время педагога дополнительного образования состоит из:
      времени, необходимого по проведению учебной (преподавательской) работы;
      затрат времени на выполнение других должностных обязанностей по занимаемой должности, для которых не могут быть установлены конкретные нормы времени.
      Последнее от величины учебной нагрузки не зависит и определяется должностной характеристикой, локальными актами образовательной организации, планами, графиками.

      Ответить
  • 16.04.2017 в 17:46
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте я педагог работаю в школе имею нагрузку 34 часа в неделю .Зарплата у меня 11 000 вопрос ? В месяц я выдаю 136 часов один час у нас стоит 345 руб Бухгалтерия плотит мне за 34 часа которые я выдаю за неделю вопрос почему если один час стоит 345 р я работаю месяц и выдаю 136 часов а получаю только за 34 часа моя директор говорит что это почти 2ставки ?Так ли это на самом деле или оплата должна идти по часам ?

    Ответить
    • 18.04.2017 в 15:31
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Айна! Как сказано в Комментарии Общероссийского Профсоюза работников образования к приказам Минобрнауки России №1601 и № 536 в соответствии с положением, предусмотренным в примечании 4 приложения 1 к приказу № 1601, за педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическими работниками сверх установленной за ставку заработной платы нормы часов либо ниже такой нормы, оплату педагогических работников следует производить из установленных им в месяц размеров ставок заработной платы пропорционально фактически определенным объемам педагогической работы или учебной (преподавательской) работы. Месячный заработок этого учителя исчисляется по следующей формуле:
      Зфн ═ (Ст × Фн):Нч
      где:
      Зфн – заработная плата учителя в месяц, исчисленная исходя из фактического объема преподавательской работы в неделю (из фактической учебной нагрузки в неделю)
      Ст – размер ставки заработной платы учителя в месяц, установленный исходя из нормы часов педагогической работы в неделю
      Фн – фактический объем учебной нагрузки учителя в неделю
      Нч – норма часов педагогической работы учителя в неделю за ставку заработной платы в месяц (18 ч. у учителя)
      Подробности см. Информационный бюллетень ЦС профсоюза образования июль 2016 года.

      Ответить
  • 04.05.2017 в 09:30
    Постоянная ссылка

    Доброго времени суток. У меня 41 урок в неделю. (!!!) В расчётном листке написано: 1 ставка. Правомерно ли это?

    Ответить
    • 04.05.2017 в 15:59
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Вадим! Согласно п.2.8.1 Приложения 1 к приказу Минобрнауки РФ от от 22 декабря 2014 г. № 1601 учителям организаций,осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным) устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы. А что у вас в расчетном листе, спросите у бухгалтера.

      Ответить
  • 09.05.2017 в 10:53
    Постоянная ссылка

    Мне вынесли акт за неявку якобы на дежурство по школе. ситупция такова. В начале года во всех школах вывешивается лист , где каждый учитеь выбирает день для дежурства по школе. Согласно федерального акта соблюдается желание учителя. В Школе п Подгорный Самарской области такого не было. Быстро вручили положение о дежурстве и график. Написала я в нем: не согласна. Мне постаивли в среду день дедурства, когда уроки у меня начинались в 12-10. И в этот день всего 2 урока. Бесполезно было ходить к так называемому директору Ямщиковой. Согласно федеральному приказу о дежурстве мИнистерство образ РФ день дежурства не должен был ставиться , когда мало уроков. Наиисано: запрещено. То есть, директор нарушает приказ министерства заокн об образовании. И , следовательно, выпускает незаконный акт, то есть злоупотребляет своим служебным положением. Юристы также говорят, как и , следуя заону. Поясните пожалуйста.

    Ответить
    • 12.05.2017 в 07:57
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья! «Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденными приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. 536 (п. 2.3), определено, что периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса относятся к другой части педагогической работы, определяемой локальными нормативными актами организации. Они при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приёма ими пищи.
      При составлении графика дежурств в организации работников, ведущих преподавательскую работу, в период проведения занятий, до их начала и после окончания занятий, учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий, а также другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.
      Советуем обратиться в Государственную инспекцию труда.

      Ответить
  • 09.05.2017 в 11:00
    Постоянная ссылка

    И еще. У меня мет день -четвергж в каниулы мы работаем столько часов, сколько их в данный день уроков. Уроков по четвергам нет. Мет работу учитель может выполнять вне школы. Но сказано, что в каникулы мет дни являются рабочим временем. 9 января был днем каникул. И, следовательно, уроков этот день не было. назначили мет объединение учит ест мтаем цикла. Нигде не был объявления об этом. Ну и вынесли мне выговор. Юрист обл профсоюза учителей мне разяснила, что мет день уроков нет, я могу все выполнять или дом, или в библиотеке. С приказе министерства сказано, что мет дни явл раб временем. Но там же сказано, что столько часов. сколько уроков в этот деь учитель должен отрабатывать. А отрабатывать , пяснено, может вне школы. За это выговор. Правомерно ли?

    Ответить
    • 12.05.2017 в 07:56
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья! «Особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденными приказом Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. 536 (раздел IV), определено, что периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлинёнными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, являются для них рабочим временем. В это время они выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объёма учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определённой им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящих Особенностей (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время). В каникулярное время режим их рабочего времени уточняется.
      Режим рабочего времени всех работников в каникулярное время регулируется локальными нормативными актами организации и графиками работ с указанием их характера и особенностей.
      Так как заседание МО проводилось по графику, вы должны были на нем присутствовать.
      О методическом дне. В соответствии с вышеупомянутыми «Особенностями» (п.2.4) в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется. При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.
      Обратите внимание на два нюанса: 1. «в дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности…»; 2. «рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день».
      P.S. Постарайтесь все же писать без ошибок!

      Ответить
  • 12.05.2017 в 18:09
    Постоянная ссылка

    Добрый день!
    Я работаю в школе педагогом — психологом. Моя ставка — 36 часов в неделю. Начинаю работу в 9 утра, заканчиваю в 16. 42. Из этого времени — официальный обед = 30 минут. Работаю каждый день, кроме субботы и воскресенья.
    Вопрос: пожалуйста, разъясните мне,действительно ли я должна- обязана все 36 часов находиться на рабочем месте. С нашим руководством , мне даже трудно представить свой методический день, в который я могла бы так же работать дома за компьютером. Честно отрабатываю все свои часы, опасаясь вопроса администрации «Куда же это Вы на 1 час раньше уходите, Вы за это зарплату получаете!»
    Спасибо заранее за ответ!
    С Уважением, Наталья.

    Ответить
    • 13.05.2017 в 15:33
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья! В соответствии с разделом 8 Приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от «11» мая 2016 г. 536 режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учётом:
      выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
      подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчётной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за её пределами.

      Ответить
  • 24.05.2017 в 13:36
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Я работаю в школе- интернате учителем начальных классов. Имею учебную нагрузку 19, 75ч. Вопрос: какой должна быть продолжительность моего рабочего времени при работе на летней оздоровительной площадке?

    Ответить
    • 02.06.2017 в 14:47
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Татьяна! Для официального ответа по вопросам трудовых правоотношений советуем обращаться за консультациями в юридический отдел органа управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение, либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ Ответы на вопросы.

      Ответить
  • 26.05.2017 в 17:45
    Постоянная ссылка

    Добрый день, прошу разъяснить, за что у учителей отпуск продолжительностью в 56 календарных дней. Не могу найти в нормативных документах эту информацию. А то нам в школе говорят, так как у вас ненормированный рабочий день, то и отпуск такой. И ещё, регламентировано ли каким-либо образом рабочее время в каникулярный период? Согласно нагрузки и школьному плану мероприятий или руководство может для всех сотрудников установить рабочее время, к примеру, с 10-15? Интересует также законодательная база. Спасибо

    Ответить
    • 29.05.2017 в 08:51
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Евгения! Продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. № 466, в котором не разъясняется по каким основаниям устанавливается та или иная их продолжительность. Вероятно за особый характер работы, но только не по причине ненормированного рабочего дня.
      Продолжительность рабочего времени педагогических работников, в т.ч. и в каникулярное время, регулируется приказом Минобрнауки от 11 мая 2016 г. №536 (раздел IV). В соответствии с п.4.2. Приложения к к этому приказу
      в каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, уточняется режим их рабочего времени. Педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объёма учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определённой им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящих Особенностей (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время).
      Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, используется также для их дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.
      В соответствии с п. 4.6 режим рабочего времени всех работников в каникулярное время регулируется локальными нормативными актами организации и графиками работ с указанием их характера и особенностей.

      Ответить
  • 30.05.2017 в 22:45
    Постоянная ссылка

    Хотелось бы уточнить норму рабочих часов для работников молодежной политики,мы относимся к системе образования,но не являемся работниками образования.Я работаю педагогом-организатором подростково-молодежного клуба по месту жительства.Рабочая неделя нормируется при 5-ти рабочих днях,как 20-ти часовая с 15.00-до 20.00-работа с детьми и 20 часов методической и организационной работы.Итого -40 часов.Правомерно ли это.И где найти подтверждающие документы?И подскажите пожалуйста какой отпуск нам положен-56 или 28 дней?

    Ответить
    • 03.06.2017 в 14:46
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Алена Хисамеева! Для официального ответа советуем обратиться в юридический отдел органа управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение, либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ Ответы на вопросы.

      Ответить
  • 31.05.2017 в 09:15
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Подскажите, права ли директор, которая не дает отгулы за отработанные субботы в качестве работника ППЭ на ГИА в 9 классах (дежурный вне аудитории по 5-6 часов) на базе нашей школы, если в субботу у меня нет уроков, а в остальные дни я отрабатываю то количество часов, сколько у меня уроков в этот день? Насколько я знаю, никаких письменных соглашений на такие условия не существует. Заранее спасибо!

    Ответить
    • 31.05.2017 в 14:10
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Белецкая Татьяна! Для решения вопроса Вам следует обратиться в региональный орган управления образованием.

      Ответить
  • 03.06.2017 в 15:33
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте. Я работаю в техникуме. Как должен работать преподаватель в июне, мае, когда выдал всю годовую нагрузку? Администрация требует, чтобы отрабатывали дневную нагрузку (установленную тарификацией на учебный год), но в течение года мы работали с большей нагрузкой. Вместо положенных 4-5 уроков в день по 6-8. Для установления недельной или месячной нагрузки вся годовая нагрузка (кол-во часов) делится на 10 месяцев или 40 недель. Спасибо.

    Ответить
    • 03.06.2017 в 15:48
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена! Поскольку вам нужен официальный ответ, советуем обратиться в юридический отдел органа управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение, либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ Ответы на вопросы.

      Ответить
  • 03.06.2017 в 15:38
    Постоянная ссылка

    В июне мы работаем, а студенты уходят на производственную практику. В отпуск уходим в июле. (продолжение к предыдущему комментарию)

    Ответить
  • 10.06.2017 в 23:03
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Интересует вопрос выхода на работу учителя, который в каникулярное время работает в летнем пришкольном оздоровительном лагере и выполняет функции воспитателя. Если смена организована день через день, то должен ли учитель выходить на работу в тот день, когда не его смена? Какой нормативный акт это регулирует? Спасибо большое за ответ.

    Ответить
    • 11.06.2017 в 08:58
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена! Для официального ответа советуем обратиться в юридический отдел органа управления образованием, которому подчиняется ваше учреждение, либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ Ответы на вопросы.

      Ответить
  • 18.06.2017 в 23:40
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте!
    Я внимательно прочитала Ваши ответы на вопросы о рабочем дне учителя. И все-таки хочу задать свой вопрос. У меня нагрузка 19 часов, 36-19=17 часов. Директор школы требует заявление, в котором я прошу решения отрабатывать эти 17 часов дома. Разумеется, это касается всех учителей школы. Директор школы имеет право требовать такие заявления?

    Ответить
    • 19.06.2017 в 09:31
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Марина! Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2016 г.№536. Согласно этому документу педагогическая работ учителей состоит из нормируемой части, связанной с учебной (преподавательской) работой, которая выражается в фактическом объёме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в соответствии с приказом № 1601, и другой части педагогической работы,
      требующей затрат рабочего времени, неконкретизированной по количеству часов, к которой относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату.Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.
      Другая часть педагогической работы регулируется самостоятельно, правилами внутреннего трудового распорядка, планами, графиками и расписаниями организации, трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору),локальными нормативными актами организации.
      В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.
      При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.
      Никаких заявлений от учителя при этом не требуется, кроме заявления о согласии на выполнение дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты). Также согласие в письменном виде дается при нагрузке меньше или больше установленной нормы часов за ставку.

      Ответить
  • 20.06.2017 в 13:01
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте. В летнее каникулярное время нас обязывают работать 36 часов в неделю. Причем всех учителей, не зависимо от нагрузки, тех, у кого 18 часов и тех, у кого 36 часов в неделю. Зарплату мы все получаем разную в зависимости от количества часов, а не от времени пребывания в школе. Скажите, пожалуйста, имеют ли право нас задерживать на рабочем месте (при отсутствии общих мероприятий и педсоветов) дольше, чем количество часов, равное нагрузке?

    Ответить
    • 20.06.2017 в 14:18
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ольга! Советуем вам и вашим руководителям внимательно ознакомиться с разделом IV. Режим рабочего времени педагогических и иных работников в каникулярное время Приложения, к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от «11» мая 2016 г. № 536, где четко сказано обо всем, что вас интересует. Если администрация школы не будет исполнять эти требования, можно обращаться в региональный орган управления образованием, Госинспекцию труда.

      Ответить
  • 26.06.2017 в 15:42
    Постоянная ссылка

    Добрый день! В школе у меня нагрузка 18 часов, но по мимо этого я работаю еще на пол ставки педагогом-организатором, выполнив все свои учительские обязанности какое время я должна еще находиться в школе как педагог-организатор (9 часов в неделю или 18 часов)? Какова моя общая нагрузка в неделю будет?

    Ответить
    • 27.06.2017 в 08:40
      Постоянная ссылка

      Добрый день, надежда! Как сказано в Постановлении Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству — выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.
      Продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать для педагогических работников — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.
      Согласно Приложению 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 педагогам-организаторам установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.

      Ответить
  • 10.07.2017 в 11:35
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте. Я работаю учителем технологии. Мне оплачивают проведенные уроки и кружки по расписанию. Но специфика моего предмета такова, что я затрачиваю достаточно много времени, помимо проведенных уроков, для подготовки к следующему учебному дню. Технология — предмет материальный. Для детей нужно подготовить все материалы для работы: нарезать заготовки из бумаги, ткани, картона, ниток, проволоки и т. д. Подобрать другие материалы: бросовые, природные, для рукоделия. После уроков помыть кисти, сложить материал обратно в коробки, собрать оставшуюся бумагу, убрать неиспользованные материалы. Своё рабочее место дети убирают сами. А я, как учитель, каждый день закладываю одни материалы на хранение и достаю другие. Кроме этого, слежу за состоянием инструментов и оборудования: затачиваю ножницы, чищу и смазываю механизмы швейных машин, разливаю по баночками клей, слежу за состоянием учебной кухни. Часто делаю для детей образцы новых работ, подбираю иллюстрации, пишу технологические карты. Так как каждый учебный год одни и те же работы не делаю. Нужно же развиваться, пробовать новые методы, повышать свою квалификацию, участвовать в выставках и конкурсах. И детям чтобы было интересно. Вопрос: должна ли оплачиваться эта дополнительная работа? Как ее сосчитать? После уроков я трачу на эту работу ежедневно от двух до шести часов.

    Ответить
    • 12.07.2017 в 09:23
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Светлана! Данные вопросы решаются на уровне образовательной организации. Советуем обратиться к директору школы.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.