А так ли для школьника нужны репетиторы?

С началом учебного года у родителей появляются и новые заботы, в том числе: а не нанять ли их школьнику репетитора? По результатам опроса, проведенного среди родителей в начале сентября 2015 года “Фондом общественное мнение” (ФОМ), почти четверть (24%) российских школьников регулярно занимаются с репетиторами. Причины: как правило, неудовлетворительные результаты успеваемости, контрольных работ, а в выпускных классах – подготовка к ЕГЭ.

По данным опроса в столице дополнительные уроки берут 43% учеников, а в селах России – только 13%.  По-видимому, дело здесь в том, что в селе просто трудно найти хорошего репетитора да и финансовые возможности не такие как у москвичей.

Чаще всего для школьников требуются учителя иностранного языка (по России – 12% всех школьников, в Москве – 31%), математики (12 и 18% соответственно) и по русскому языку (9 и 16%). По остальным общеобразовательным предметам потребность в индивидуальных занятиях  1 – 3%. Репетиторы по литературе востребованы только у 2% выпускников. Среди всех одиннадцатиклассников по истории, физике и химии у репетиторов занимаются 15, 15 и 12% соответственно.

Опрос показал, что окончить школу без помощи репетиторов могут только 37% учеников, а подготовиться к ЕГЭ и получить на нем  хорошие баллы не могут обойтись без приглашения репетиторов – 56%  семей.

Если стремление родителей выпускников еще можно понять (результаты  ЕГЭ имеют судьбоносное значение), то для остальных школьников причины кроются  в качестве обучения, и репетиторы  в первую очередь помогают школьникам усвоить школьную программу. Об этом свидетельствуют и данные опроса:  большинство опрошенных родителей  хотят, чтобы ребенок лучше усвоил школьную программу, а среди родителей выпускников  – подготовился  к сдаче экзаменов и  поступлению в вуз.

Вот как оценивает сложившуюся ситуацию председатель Всероссийского Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин:  «Сейчас во многих регионах есть сильные, серьезные школы, которые без репетиторов, дополнительных занятий, просто на том высоком уровне, который удалось сохранить, готовят школьников. Но таких в стране осталось мало, я это вижу по тем результатам, которые мы получаем с помощью независимых замеров. Мы видим падение качества на уровне предметников, это обусловлено очень слабой переподготовкой учителей. К повышению квалификации и прохождению аттестации учителей в большей степени относятся формально» («Русская планета»).

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов считает, что это «абсолютно ненормальная ситуация»,  «ребенок должен хорошо в школе учиться без помощи репетиторов» и что «в нормальной школе у него времени-то нет на то, чтобы еще дополнительно заниматься» («Русская планета»). Как исправить данную ситуацию, министр не пояснил, добавив, что его собственные дети осваивают школьную программу без помощи репетиторов. Исключением стала лишь подготовка к выпускному сочинению старшего ребенка. «Но это точно не имело характер помощи к школе, была только некоторая подготовка к экзаменам», — цитирует министра «Русская планета».

В то же время главной причиной обращения к репетитору эксперты называют неуверенность в своих знаниях, и предлагают выход – проводить психологическую подготовку школьника.

И все же  без репетиторства обойтись невозможно. Школа не в состоянии обеспечить надлежащий индивидуальный подход к каждому ребенку. Если у ребенка возникают проблемы с учением, то понадобится специалист, который поможет их выявить и решить.

Как отмечает Марк Брэй, директор Научно-исследовательского центра по сравнительному образованию (CERC) в Университете Гонконга, более десяти лет занимающийся проблемой репетиторства в мире, у репетиторства есть самый главный и очевидный плюс – это гораздо больший образовательный эффект от индивидуального подхода к ученику, возможность для обучающегося в новых, отличных от школьных, формах, идеях и словах получить более широкий пласт знаний по конкретному предмету.

Репетиторство в России возникло еще в ХVIII веке. Первыми репетиторами как правило, были иностранцы.  Репетиторством подрабатывали  профессора университетов,  студенты, и гимназисты. Преподавали в основном математику, французский, немецкий и латинский языки, русскую словесность. После 1917 г. репетиторство прекратилось. Возрождение репетиторства произошло в 60 – 70-х гг. XX в., а в последние 15 лет оно приобрело массовый характер.

Кстати, по данным  Марка  Брэя, дополнительные занятия со своими учениками за отдельную плату считаются приемлемыми в Индии, государствах Африки, а вот, например, во Франции и Австрии законодательно запрещено заниматься со своими учениками платно. В скандинавских странах услуги репетиторов почти не востребованы — уровень образования позволяет получить все необходимые знания в стенах школы.

В России согласно части  2 статьи  48 Федерального закона  “Об образовании в Российской Федерации”  «педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника».

При подготовке использованы материалы интернет-сайтов:

http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/12304

http://www.rg.ru/tema/obshestvo/human/obrazovanie/

http://www.rg.ru/2015/09/14/repet-site.html

http://www.center-bereg.ru/l3271.html

http://rusplt.ru/society/shkolniki-ne-mogut-sdat-ege-bez-repetitora-16197.html

1 комментарий к “А так ли для школьника нужны репетиторы?”

Добавить комментарий для Николай Отменить ответ