Для любого работника, в т.ч. и учителя, зарплата — ключевой вопрос: всегда хочется, чтобы она была как можно больше. В соответствии с майским 2012 года Указом Президента РФ зарплата учителя должна быть не ниже средней по экономике в регионе, где он трудится.

Такая разная

Практически во всех регионах России, за некоторым исключением,  зарплата учителей превышает среднюю заработную плату по субъекту Федерации. Однако разница в зарплатах по отдельным  регионам очень большая.

Так, по данным Росстата по итогам  9 мес.2014 года в муниципальных образовательных организациях больше всего получали учителя в Ненецком автономном округе (67 723 рубля), Ямало-ненецком  автономном округе (73 580 рублей), Чукотском автономном округе  (77 711 рублей). Вместе с тем в  разы была ниже зарплата у учителей Кабардино-Балкарской Республики  (19 942 рубля), Республики Мордовия   (19 293 рубля), Алтайского  края   (19 037 рублей), Республики Северная Осетия – Алания   (18 445  рублей). И самая низкая зарплата отмечена в Республике Дагестан -16 651 рубль.

В Москве средняя зарплата учителей муниципальных образовательных организаций составляла — 51 689  рублей (по субъекту — 58 923 рубля), в Пензенской области — 21 964 рубля  (по субъекту -21 834 рубля). Как  сообщил на заседании президиума правительства Москвы в начале февраля 2015 г. глава департамента образования Исаак Калина , в настоящее время большинство столичных педагогов в среднем получают по 70 тыс. рублей в месяц.

Разница в зарплатах, порой также значительная,  характерна и для различных  образовательных организаций, и для учителей в конкретной образовательной организации (далее — организации).

Почему такая разная

1.Величина оплаты труда учителей зависит от их места жительства, поскольку определяется уровнем средней зарплаты в экономике по региону: чем она выше в регионе, тем больше учитель должен получать. Кроме того, в ряде регионов действуют районные коэффициенты, которые также существенно влияют на зарплату.

2.На оплату труда учителя влияет не только место жительства, но и его образование, стаж работы, квалификация, учебная нагрузка, личные достижения, в т.ч. наличие государственных наград или ведомственных знаков отличия, ученой степени и т.д., а также условия, в которых он трудится, качество и результаты его труда, количество обучающихся в организации, величина фонда оплаты труда  и некоторые другие факторы.

До 2008 года в России действовала единая тарифная сетка. Зарплату платили по разрядам,  и учителя с одинаковыми разрядами получали одинаковый оклад.

С 2008 года образовательные организации начали переходить на новую систему оплаты труда (НСОТ), согласно которой зарплата состоит из 3 частей:

  • фиксированной (базовой);
  • компенсационной;
  • стимулирующей.

За отдельные успехи, достижения учителю могут выдаваться разовые премии. Однако, ежемесячная премия — скорее исключение, чем правило.

Базовая часть  делится на общую и специальную. Общая часть зависит  от количества часов, которые отрабатывает учитель (аудиторная нагрузка),  количества учеников в классе. Специальная часть — это то, что учитель делает помимо уроков (внеаудиторная нагрузка): ведение педагогом проектов, проверка тетрадей, классное руководство, заведование кабинетом,  занятия с одаренными детьми, доплата за работу в коррекционных классах и т.д.

Компенсационные выплаты  учитывают работу педагога в особых условиях. Например, учитель химии работает с вредными реактивами.

Стимулирующие выплаты —  это поощрение за то, что учитель не просто добросовестно работает, а обеспечивает высокие достижения, применяет  новые формы и методики, которые выходят за пределы должностных обязанностей,  за качество подготовки учеников и др.  Каждая школа осуществляет учет достижений учителя  и  устанавливает шкалу оценок самостоятельно,  например, с помощью баллов. Доля стимулирующих выплат в фонде оплаты труда может варьироваться от 20 до 40%. Федеральными отраслевыми соглашениями на 2015 год рекомендовано соотношение между базовой и стимулирующей частями  60% и 40%

Как правило, в организациях зарплата состоит из двух частей: базовой и  стимулирующей.

В настоящее время используются  три модели систем оплаты труда, в основе которых лежат некоторые общие  принципы:

1.Фонд оплаты труда (ФОТ) каждой организации формируется на основании подушевого норматива и рассчитывается по формуле:             ФОТ = N * У,

где N – величина норматива на одного ученика, установленная в субъекте РФ,

У – количество учащихся в организации.

Организация  получает деньги по государственному (муниципальному) заданию на обучение каждого ребенка – по числу детей, а не на основании того, нравится или не нравится образовательное учреждение местному начальству.

Организация  стремится создать привлекательные условия для каждого ученика и сама решает, какие кадры ей для этого нужны;

2.Организация самостоятельно формирует свое штатное расписание в объеме доведенных до нее средств. Она стремится сформировать оптимальное штатное расписание в соответствии с приоритетами, особенностями её образовательной программы, увеличивая оплату труда в первую очередь штатным сотрудникам;

3.Фонд оплаты труда организации делится на базовую и стимулирующую части.

Базовая часть фонда оплаты труда организации обеспечивает работникам выплаты постоянной части их зарплаты (за выполнение должностных обязанностей, с учетом объемов выполняемой работы и условий труда).

Стимулирующую часть фонда оплаты труда организации распределяется с участием органов государственно-общественного управления организации по утвержденным показателям качества труда работников организации (не за увеличение объемов выполняемой работы);

4.В зарплате учителя учитываются не только учебные часы, но и другие виды деятельности, которые он осуществляет: заведование кабинетом, проверка тетрадей, изготовление наглядных пособий и раздаточных материалов, консультации с родителями и др.;

5.Зарплата директора организации пропорциональна средней зарплате учителей, мотивируя его не раздувать штаты сверх необходимости, но обеспечить приемлемый уровень оплаты труда учителей;

6.В каждом регионе принимаются соответствующие нормативные правовые акты. В образовательных организациях принимаются  нормативные локальные акты по вопросам оплаты труда: Положения, коллективные договоры, правила трудового  распорядка, разрабатываются показатели, критерии оценки качества труда, формируются общественные комиссии по  распределению стимулирующей составляющей и др.

Примечание. Чем больше базовая часть, тем меньше стимулирующие выплаты, и наоборот. При этом следует учесть, что из фонда оплаты труда организации выплачивается зарплата всем работникам организации, в т.ч. и административно-управленческому персоналу.

P.S. Так как пока зарплата учителя не позволяет выплачивать ипотеку без ущерба для семьи,  Ассоциация молодых учителей в структуре Всероссийского педагогического собрания готовит предложение в Госдуму: установить для учителей базовый социальный стандарт, в котором одним из первых пунктов будет предложение  возобновить программы льготного ипотечного кредитования для всех педагогических работников (http://www.rg.ru/2015/02/10/obr.html).

Читайте также в настоящем блоге:

О формировании системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях на 2015 г.

При подготовке использованы материалы сайтов:

http://opensalary.ru/nsot/

Share on vkShare on facebookShare on twitterShare on googleShare on favoritesMore Sharing Services

Share on vkShare on facebookShare on twitterShare on googleShare on favoritesMore Sharing Services

Share on vkShare on facebookShare on twitterShare on googleShare on favoritesMore Sharing Services

http://www.rosbalt.ru/moscow/2015/02/03/1363995.html

http://www.rosbalt.ru/main/2015/01/27/1361489.html

ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/593070/#ixzz3OfyIihqw

http://www.utro.ru/news/2015/02/03/1232253.shtml    и другие

Почему у учителей такая разная зарплата

Почему у учителей такая разная зарплата: 43 комментария

  • 02.06.2015 в 14:28
    Постоянная ссылка

    «На оплату труда учителя влияет не только место жительства, но и его образование, стаж работы, квалификация, учебная нагрузка, личные достижения, в т.ч.» Объясните пожалуйста, каким образом СТАЖ работы влияет на заработную плат????

    Ответить
    • 04.06.2015 в 12:09
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена! Стаж работы может учитываться при определении фиксированной части размера оплаты труда в виде коэффициента к окладу по профессионально-квалификационным группам (ПКГ), устанавливаемому региональным органом власти. Советуем ознакомиться с локальными актами по вопросам оплаты труда организации.

      Ответить
  • 08.06.2015 в 10:51
    Постоянная ссылка

    При расчете средней заработной платы учитывается ли стимулирующая часть, или берется только базовая? И берется ли во внимание заработная плата директора?

    Ответить
    • 10.06.2015 в 20:19
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Дмитрий! Заработная плата работника состоит из фиксированной, стимулирующей и компенсирующей частей. Согласно методике Росстата, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 12 марта 2014 г. N 171, в соответствии со статистическим инструментарием, утвержденным приказом Росстата от 19 ноября 2014 г №671, средняя заработная плата по образовательному учреждению, муниципальному образованию, по региону рассчитывается путем деления фактически начисленного фонда оплаты труда за период на среднесписочную численность педагогических работников (без учета внешних совместителей) соответственно и на количество месяцев в периоде. Заработная плата управленческого и обслуживающего персонала не учитывается при определении размеров средней зарплаты учителя.

      Ответить
  • 27.07.2015 в 21:27
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Я работаю учителем английского языка в одной из школ города Москвы. Я пришла работать в эту школу в 2011 году, имела 20 часов нагрузки в неделю и моя зарплата при высшей категории составляла 58000 рублей. После объединения нашей школы в комплекс, моя зарплата стала стремительно уменьшаться. Сначала на 10000 руб, потом на 15000 рублей. В данный момент я имею соответствие занимаемой должности, нагрузка 18 часов в неделю. Моя зарплата теперь составляет 29000 руб. Боюсь, что при таком спаде она может дойти и 20000 руб… Что делать не знаю… Говорят сняли все надбавки за приоритетность, коэффициенты, сняли все что можно было. Более того нас буквально заставляют вести развивающие часы во второй половине дня (готовить с детьми домашнее задание по англ.яз). В том году это составляло 2850 руб. в месяц. В след. году будет по факту прихода детей. Сижу в школе «до посинения». О репетиторстве уже и речи быть не может. Как быть? Как кормить семью, растить ребёнка при таких ценах в Москве? Нет отказаться от этих развивающих часов можно, но какое отношение ко мне будет со стороны руководства страшно подумать. Как заикаешься о зарплате говорят так: «Вы учитель или только о деньгах думаете?! Вы учитель и не о материальной стороне должны думать! Стыдно вам должно быть!!!»

    Ответить
    • 29.07.2015 в 11:50
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Мария! Советуем обратиться в Общероссийский профсоюз работников образования РФ или профсоюз «Учитель».

      Ответить
  • 19.10.2015 в 02:01
    Постоянная ссылка

    На оплату труда влияет процесс деления. Педагог 10 тысяч рублей, директор 100 тысяч рублей. Средняя зарплата 55 тысяч рублей. Вот и вся арифметика.

    Ответить
    • 25.10.2015 в 20:41
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Иван! Не совсем так. Упрощенно: средняя зарплата учителей определяется, исходя из учительского фонда заработной платы и контингента учителей путем деления первого показателя на второй.

      Ответить
  • 19.10.2015 в 20:26
    Постоянная ссылка

    Директор Ульяновской школы выплатил учителю начальных классов стимулирующие не полностью . Начислено 2500 руб выплачено 700 руб . Поступил ли он по закону????

    Ответить
  • 25.10.2015 в 18:48
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте, я вообще окончательно запуталась с начислением зарплаты. В моём корешке не прописан оклад. Напротив слова оклад стоит 00,0 руб. Всё остальное прописано. Мне интересно, что такое оклад. Это только количество учащихся или еще и количество часов? Школа маленькая. У Меня 23 часа. 5 класс — 2 человека, 7 класс- 5 человек ,9 класс — 2 человека. История в 8 и 9 классе. 5,8,9 — классное руководство. Получила 11 тыс рублей.

    Ответить
    • 26.10.2015 в 08:37
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Татьяна! Вопросы, связанные с введением системы оплаты труда, относятся к компетенции органов власти субъектов РФ, которые принимают соответствующий нормативный акт. Советуем ознакомиться с таким документом. Его можно найти на сайте региональной, муниципальной администрации или органов управления образованием.
      Предоставляем следующую информацию. 1.Заработная плата педработника состоит из фиксированной, компенсирующей, стимулирующей частей и социальных выплат. Должностные оклады (оклады) — это фиксированные размеры оплаты труда работников за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В соответствии с положениями ТК РФ должностной оклад не подлежит пропорциональному изменению в зависимости от проработанного времени или увеличения объема выполняемой работы. Поэтому понятие «должностной оклад» не применяется для исчисления заработной платы педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, в зависимости от объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы.
      2.Фиксированная часть заработной платы учителя определяется в зависимости от принятой в регионе модели оплаты труда: на основе базовой единицы и повышающих коэффициентов, на основе стоимости одного ученико-часа и др.
      При подготовке информации использованы материалы Комментариев, подготовленных экспертом ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ В.Н. Понкратовой.
      См. также в настоящем блоге:
      Почему у учителей такая разная зарплата и как заработать больше
      Почему у учителей такая разная зарплата
      О формировании системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях на 2015 г.

      Ответить
  • 01.11.2015 в 15:15
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Можно ли точно определить сколько должен получать учитель в простой школе с нагрузкой 26 часов, без учета стимулирующей, но с проверкой тетрадей+стаж не менее 12 лет? Спасибо

    Ответить
    • 02.11.2015 в 09:21
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Вероника! Конечно. Для этого следует воспользоваться методикой расчета, действующей в вашем регионе, которую можно найти на сайте органа управления образованием, регионального органа власти.

      Ответить
  • 11.11.2015 в 15:24
    Постоянная ссылка

    По анализу средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций Шкотовского муниципального района, средняя заработная плата указанных работников за 10 месяцев 2015 года составляет 33 883 рубля, что превышает прогнозный показатель на 98,20 рублей.

    На основании вышеизложенного сообщаем Вам о том, что стимулирование педагогических работников общеобразовательных учреждений с целью доведения до прогнозного значения за октябрь не производится.

    Ответить
    • 14.11.2015 в 14:44
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Диана! Вопросы, связанные с введением СОТ, относятся к компетенции органов власти субъектов РФ. Поэтому советуем обратиться за разъяснениями в региональный орган управления образованием.

      Ответить
  • 26.01.2016 в 19:27
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Не могли бы вы поподробнее разъяснить как формируется зарплата учителя англ. языка, в частности, как должна оплачиваться работа с целым классом при замене отсутсвующего педагога. Заранее спасибо!

    Ответить
    • 27.01.2016 в 09:18
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елизавета! Порядок расчета заработной платы учителя зависит от варианта системы оплаты труда, принятом в школе (регионе). Советуем узнать о нем (обратитесь к локальному акту школы, спросите у директора (бухгалтера) и т.д.). Примеры расчета при разных НСОТ можно найти в интернете.

      Ответить
  • 30.04.2016 в 21:16
    Постоянная ссылка

    Указанные здесь оклады для меня просто космические в Дагестане учитель начальных классов -27 лет стажа +высшая категория, 18 часов получает 11 тысяч, кто нибудь подскажет педагогу, как он должен жить и содержать семью, в условиях кризиса ,на енту сумму ?

    Ответить
    • 01.05.2016 в 17:32
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Имя! Действительно, Дагестан один из регионов, где у учителей самые низкие зарплаты. В таких случаях целесообразно иметь несколько профессий.

      Ответить
    • 08.09.2016 в 09:14
      Постоянная ссылка

      Добрый день, фатима! Советуем обратиться на горячую линию Минобрнауки и Общероссийского профсоюза образования
      т. 8-800-200-87-55.

      Ответить
  • 10.10.2016 в 21:24
    Постоянная ссылка

    Доброго времени суток. Хотелось бы узнать, какова базовая ставка заработной платы начинающего учителя английского языка (без стажа, сразу после вуза) в Республике Чувашия.

    temniyangel2012@yandex.ru

    Ответить
    • 11.10.2016 в 11:47
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Анна! В разных регионах она разная. Советуем обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется школа.

      Ответить
  • 29.10.2016 в 12:29
    Постоянная ссылка

    Добрый день! Я перезжаю жит в Санкт-Петербург и устраиваюсь работать в школу. Подскажите, пожалуйста, в каких нормативных документах я могу прочитать: размер оклада, какие надбавки, стимулирующие, премии и в каком объеме они выплачиваются? Другими словами из чего формируется з.п. учителя? Спрашиваю потому что ситуация непонятная: в одной школе на ставку з.п. предлагали 25 000, а в другой почти 2 ставки 32 000. Разница всего 7 000…
    Заранее спасибо за ответ.

    Ответить
    • 29.10.2016 в 15:42
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Анастасия! С методикой определения оплаты труда Вы можете ознакомиться в локальных актах школы типа: Колдоговор, Положение об оплате труда, Положение о доплатах и надбавках, Положение о стимулирующих выплатах и т.д., а также посмотреть на сайте Комитета по образованию соответствующий документ.
      Схема расчета должностных окладов бюджетной сферы установлена Постановлением Правительства С.Петербурга от 8 апреля 2016 года N 256 «О системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга». Можно посмотреть по ссылке https://gov.spb.ru/law?d&nd=537991955&nh=1

      Ответить
  • 29.10.2016 в 13:00
    Постоянная ссылка

    Добрый день!Я учительница одной из частных школ Москвы. Стаж моей трудовой деятельности 30 лет! Качество работы достаточно высокое.Дети получают хорошие знания и это видно по всем срезам проводимым как в школе, так и в районе! Уровень моей зарплаты самый низкий по школе и связано это с тем , что у меня нет высшего образования! Может ли такое быть в действительности?

    Ответить
    • 29.10.2016 в 15:36
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Оксана! В настоящее время в бюджетной сфере принято 3 модели оплаты труда, в которых учитывается зависимость оплаты труда учителя от уровня его образования. В каждой школе оплата труда определяется её локальным актом. Советуем с ним ознакомиться. Обратим внимание, что при заключении с Вами трудового договора в нем должны были быть оговорены ваши рудовая функция и уровень оплаты. Советуем обратиться на горячую линию по вопросам оплаты труда Минобрнауки РФ — телефон для ответов на устные обращения 8-800-200-87-55 (режим работы: с 9.00 до 18.00 по рабочим дням). Отправить обращение можно воспользовавшись формой обратной связи.
      http://eduinspector.ru/ei_wp_blog/wp-admin/edit-comments.php?comment_status=moderated#comments-form

      Ответить
  • 30.10.2016 в 12:45
    Постоянная ссылка

    Добрый день! Я прочитала приказ с приложением Минобрнауки РФ о присвоении квалификационной категории учителям, но не смогла понять: категории у меня нет, но стаж работы в педагогике 3 года, можно ли подавать заявление на получение категории на новом месте работы раньше, чем через 2 года и если подаю заявление первый раз, то на первую категорию?
    У меня белорусское гражданство могу ли я подавать заявление на категорию?
    Есть ли в России контрактная форма оформления на работу в педагогике?
    Заранее спасибо.

    Ответить
  • 30.01.2017 в 08:51
    Постоянная ссылка

    Я-учитель с 31-летним стажем, высшая категория, которую я получила в Беларуси. 3 года проработала в Москве.сейчас переехала в область, и мне сообщают, что здесь моя категория не действует.Законно ли это?

    Ответить
    • 31.01.2017 в 09:36
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Татьяна! В соответствии с п. 46 Порядка аттестации квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации. В ответе на вопрос 56 в Разъяснениях Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза образования сказано, что при трудоустройстве в другую образовательную организацию, при переезде в другой населенный пункт, другой субъект Российской Федерации наличие квалификационной категории, а также срок ее действия подтверждается записью в трудовой книжке педагогического работника.
      Для официального ответа советуем обратиться либо в Рособрнадзор, либо Минобрнауки либо на сайт ЦК Профсоюзов работников образования и науки РФ Ответы на вопросы.

      Ответить
    • 20.03.2017 в 09:08
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Андрей! Следует различать понятия «ставка» и «зарплата». Конечно, зарплата зависит от ставки.

      Ответить
  • 14.03.2017 в 22:44
    Постоянная ссылка

    Очень грустно и обидно за учителя!Почему такая неразбериха по России с зарплатами учителя?Хотя бы оклад можно сделать стандартным?Работа с детьми очень сложна везде!Современная оплата труда вызывает лишь злобу в учительской среде?У всех педагогов будь то предметники или организаторы или учителя нач классов свои сложности в работе с детьми!Работа в школе сейчас намного сложней чем 10=20 лет назад!И права учителя сдавливают со всех сторон!Учитель стал беззащитен и унижен!К сожалению наверное и все общество становится таким!Много безразличия во всем!В том числе со стороны государства!Учителя кричат сделайте оклад учителя 20 тысяч!Не нужно унижений со всякими стимулирующими!Может это не выгодно чиновникам и администрации!Но где воля политиков?

    Ответить
    • 19.03.2017 в 13:22
      Постоянная ссылка

      Добрый день, wladimir! Министр образования О.Ю.Васильева пообещала решить этот вопрос.

      Ответить
  • 07.06.2017 в 15:16
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте, я работаю в коррекционной школе Краснодарского края, основная должность-воспитатель, по совместительству учитель, перед летними каникулами, начислением и выплатой отпускных меня без уведомления уволили якобы по собственному желанию с совмещенной должности учителя и насчитали отпускные только как воспитателю, законно ли это и куда можно пожаловаться?

    Ответить
    • 07.06.2017 в 15:35
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Светлана! Для решения вопроса советуем обратиться в юридическую службу управления образования, либо профсоюза образования, либо Государственную инспекцию труда. также вы можете обратиться на «горячую линию» по вопросам оплаты труда Минобрнауки РФ: телефон для ответов на устные обращения
      8-800-200-87-55 (режим работы: с 9.00 до 18.00 по рабочим дням).

      Ответить
  • 02.10.2017 в 15:19
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Я работаю учителем начальных классов в городе Петровске Саратовской области. При начислении заработной платы учителям нашей школы, работающим по УМК «Начальная школа 21 века» берется коэффициент сложности(приоритетность) — 1,05 по всем предметам, а по УМК «Школа России»- 1,03 тоже по всем предметам. Законно ли это? Так, учитель, работающий по УМК «Начальная школа 21 века» получает за 2 часа физической культуры больше, чем учитель, работающий по УМК «Школа России» за те же 2 часа окружающего мира. Спасибо.

    Ответить
    • 03.10.2017 в 09:22
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Наталья! Вопросы оплаты труда, стимулирующих и других выплат педработникам относится к компетенции субъекта Федерации. Советуем зайти на сайт регионального органа власти или органа управления образованием и найти соответствующий документ.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.