10 возможностей влияния родителей на работу школы (народный контроль в рамках действующего законодательства)

В настоящее время всё более актуальной становится тема общественного управления: общественная палата, общественные советы, общественная приёмная, большое Правительство…

Одной из активно критикуемых отраслей в нашей стране является образование. И в тоже время образование является и наиболее закрытой сферой. Введенные сверху школьные советы, управляющие советы и др. в силу определённых обстоятельств не справляются со своей ролью и превратились в большинстве учебных заведений в очередную формальность.

В этих условиях назрела необходимость введения подлинного народного контроля в образовании, когда сами родители как потребители, заказчики образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, будут контролировать их качество, в том числе участвовать в формировании государственного (муниципального) задания образовательному учреждению.

 Представьте себе, что вы строите дом. Если вы не будете контролировать строительство, то неизвестно что вам построят и куда пойдут ваши денежки. Так и с обучением наших детей. В рамках действующей системы народный контроль можно осуществлять через:

1. Совет школы (управляющий, попечительский, наблюдательный):  через членов совета, участвующих в составе различных комиссий по формированию и распределению  бюджета, в решении общешкольных вопросов в рамках предоставленных полномочий.
2.Родительский комитет (общешкольный, классный) и родительское собрание (общешкольное, классное): через участие в различных временных и постоянных комиссиях по обеспечению условий обучения и воспитания, в т.ч. организацию питания, обеспечение учебным и другим оборудованием, учебниками и учебными пособиями, использование благотворительных средств и  фондов,  через отчеты администрации, организацию дней открытых дверей и т.д.
3.Договоры о платных и других услугах, оказываемых школой или оказываемых школе: требование качественного и полного исполнения договора.
4.Публичный отчет образовательного учреждения (публикуется на сайте школы ежегодно не позднее 1 августа) — отчет администрации школы о работе педколлектива: как источник официальной информации и оценки эффективности работы образовательного учреждения.
5.Муниципальное задание школе и ежегодный отчет о его исполнении  по установленной форме: как источник официальной информации и оценки эффективности, предъявления претензий.
6.Электронный классный журнал: контроль содержания обучения, объема домашних заданий обучающимся.
7.Электронный дневник: работа учителя с учеником, контроль ЗУН обучающихся.
8. Электронная приемная (на сайте школы): участники образовательного процесса могут в любое время обратиться к администрации школы и получить ответ в установленном порядке.
9.Информационный стенд: на нем можно ознакомиться с учредительными и другими нормативными документами школы – уставом, лицензией, свидетельством о регистрации и аккредитации, другими локальными актами и сравнить с состоянием работы школы и как основание для предъявления претензий.
10.Школьный сайт: здесь можно проверить наличие и содержание Программы развития, образовательной программы, перечень используемых учебников и учебных пособий, план учебно-воспитательной работы на учебный год, в т.ч. результаты работы школы (ГИА и ЕГЭ, участие школы  в программах и проектах, конкурсах, олимпиадах, спортивных мероприятия и т.д..), а также  многое другое из жизни школы.
Представленный перечень можно дополнить городским попечительским (наблюдательным) советом и городским родительским собранием, которые в 90-х годах пошлого века действовали у нас в г.Пензе.
В случае выявления недостатков – необходимо попытаться решить проблему через систему управления учреждением. Если этого не удаётся, то можно обратиться к Учредителю и далее по инстанциям, в т.ч. в прокуратуру и суд.
Словом, чтобы школу сделать  открытой, надо только научиться пользоваться предоставленными  правами, быть лично ответственным за происходящие в школе процессы и тогда всё получится.

Примечание. Перечень органов самоуправления, их права и полномочия определяются Уставом (локальными актами) школы.

Как влиять на качество работы школы?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *