Как выставляют годовые отметки, переводят из класса в класс, оставляют на повторное обучение школьников – правовой аспект

Завершается очередной   учебный год. Проводятся   контрольные работы, промежуточная  аттестация,  в выпускных классах  идет подготовка к ГИА. Учителя выставляют годовые отметки. Педсовет решает о переводе школьников в следующие классы, о  повторном обучении, переводе на ИУП, на адаптированные прогрвммы, о допуске выпускников к ГИА–9 и ГИА-11. Школьники стараются хорошо закончить учебный год. У кого-то это получается, у кого-то не очень. По итогам учебного года у некоторых родителей возникают вопросы, а порой и конфликтные ситуации, которых  можно было бы  избежать или минимизировать их, если все решать в правовом поле.

О правовых аспектах окончания учебного года

Нормативным документами, определяющими порядок окончания учебного года, являются ФЗ «Об образовании в РФ», приказ Минпросвещения России от 22 марта 2021 г. № 115, ФГОС НОО, ООО, СОО, локальные нормативные акты школы о системе оценивания,  о промежуточной аттестации, об условном переводе, об обучении учащихся на дому, о семейном обучении, о самообразовании  и пр.

Важно! Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», школа обязаны ознакомить со своими локальными актами по  вопросам организации образовательного процесса родителей под их личную роспись.

Согласно  п.10 ч.3 ст. 28 Закона об образовании,  осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения, индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования  относится к компетенции школы.  В целях документирования этих процессов каждая школа разрабатывает свои локальные нормативные акты, которые размещаются  на школьном сайте.

Статья 58 ФЗ «Об образовании в РФ» регламентирует вопросы  проведения промежуточной аттестации обучающихся, условного перевода,  ликвидации  обучающимся академической задолженности, решение вопросов в случае, если  она не будет  ликвидирована.

Об условиях  переводе обучающихся в следующий класс

 Согласно федеральным нормативным правовым документам, обучающиеся переводятся в следующий класс, если они  в полном объеме освоили соответствующую образовательную программу учебного года, т.е, ученик по итогам учебного года  имеет отметки по всем изучаемым учебным предметам учебного плана  не ниже «тройки». Обучающиеся, осваивающие образовательные программы в формах семейного образования, самообразования переводятся в следующий класс по результатам промежуточной аттестации.

Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс с условно.

Локальными нормативными актами школы устанавливается порядок  перевода в следующий класс: на основе годовых отметок по учебным предметам, по результатам   промежуточной аттестации либо   с учетом того и другого, а также порядок  учета  результатов ВПР при выставлении годовых отметок.

О выставлении годовых отметок по учебным предметам

Федеральных нормативных документов на этот счет нет – порядок выставления  годовых отметок по учебному предмету определяется локальными нормативными актами школы.

В каждом образовательном учреждении принимается свое Положение, согласно которому выставляются отметки за четверть, полугодие, год.  В нем содержится подробная инструкция, которую и используют в своей работе учителя. Например, устанавливается, что годовые отметки могут быть выставлены как среднее арифметическое четвертных,  полугодовых, триместровых отметок целыми числами по правилам математического округления. При использовании электронного классного журнала действия выполняются автоматически.

Также в локальном акте школы  должно быть прописано, сколько отметок  за учебную четверть  должно быть, у ученика, как оцениваются устные и письменные ответы учеников, контрольные и самостоятельные работы, проектная деятельность и т.д.  Если при выставлении  отметок за определенный период используется средневзвешенное значение отметки, то  дается описание его расчета.

Важно! Отметки, которые выставляет учитель по своему предмету, должны быть обоснованными и своевременными, а правила их выставления доступны ученикам и их родителям.  Родителям должно быть предоставлено  право в письменном виде выразить свое несогласие с отметкой, поставленной  ребенку. Порядок подачи и рассмотрения апелляции  также  регламентируется  локальным нормативным  актом школы.

О промежуточной аттестации

Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Порядок проведения промежуточной аттестации, её формы и сроки  регламентируются школьным локальным  нормативным актом. Результаты промежуточной аттестации (например, для обучающихся в форме семейного образования, при ликвидации академической задолженности) могут использоваться при решении вопроса о переводе обучающегося в следующий класс.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится, начиная со второго класса. В первых классах обучение безометочное, поэтому  перевод учеников во  второй класс осуществляется на основе качественной оценки их результатов освоения образовательной программы.

Кто может быть оставлен на повторное обучение

Согласно федеральным нормативным документам, обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей), оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК либо на обучение по индивидуальному учебному плану.

Важно!  Выбор формы  продолжения обучения осуществляется по усмотрению родителей (законных представителей обучающихся, а не школы.

Обучающиеся по общеобразовательной программе в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в школе.

Документирование итогов учебного года

Отметки выставляются учителем в классный журнал. Вопросы перевода обучающихся в следующие классы, оставления на повторное обучение, перевода на ИУП, домашнее обучение, допуска к ГИА и выпуска из школы рассматриваются на педагогическом совете, оформляются  соответствующим решением педсовета и протоколируются, На основании решения педсовета издается  распорядительный актом директора школы. Решение педсовета должно быть доведено до сведения учеников и их родителей.

Важно! Принятое  решение  педсовета школы  может быть отменено  только решением  педсовета или в судебном порядке.

Читайте в блоге по теме

Система оценки в локальных актах школы

Процедуры оценки предметных результатов обучающихся учителем в ФООП

Рособрнадзором разработаны перечень мероприятий по оценке качества образования и правила их проведения

В России создается новая система оценки качества образования

Как выстраивать систему оценки достижения учениками планируемых результатов освоения ООП – методические рекомендации Минпросвещения России

В России создается новая система оценки качества образования

Школьные оценка и отметка — психологический аспект

Источник:

ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Приказ Минпросвещения РФ от 22.03.2021 N 115 — Редакция от 07.10.2022 — Контур.Норматив (kontur.ru)

Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 N 03-49 (rulaws.ru)

Обновленные ФГОС НОО, ООО, СОО

ФООП НОО, ООО, СОО

4 комментария к “Как выставляют годовые отметки, переводят из класса в класс, оставляют на повторное обучение школьников – правовой аспект”

  1. Что такое “индивидуальное обуение”, к кому оно применяется (для умственно-отсталых детей или по другим причинам)? Если у ребенка 7 кл. сейчас есть двойки по нескольким дисциплинам и неприятие ребенка учителей, то на какое образование перейти – ундивидуальное или семейное?

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Согласно нормативным документам по вопросам образования на обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП) могут перейти обучающиеся, решившиеся в более короткие сроки пройти обучение, в том числе углубленное (ст.34 ФЗ об образовании), либо по усмотрению родителей обучающиеся, не ликвидировавшие академическую задолженность (ст.58 ФЗ об образовании). Перевод на обучение по адаптированным программам осуществляется по усмотрению родителей с учетом рекомендаций ПМПК. Переход на семейное образование осуществляется по решению родителей с учетом мнения ученика. Однако, если ученик не ликвидировал академическую задолженность, то он обязан учиться в школе. Об ИУП читайте подробности в нашем блоге.

      Ответить
  2. Здравствуйте. Мой сын не допущен к ОГЭ на основании п.3.1 неаттестация по предметам, по которым сдаются ОГЭ. По причине длительной болезни и лечения. Ребенок находится на домашнем обучении. Статуса ОВЗ и инвалидности у него нет. ГИА сдает на общих основаниях. Три четверти у него закрыты, а в четвертой – неаттестация по некоторым предметам. Подскажите, пожалуйста, какие есть пути выхода из этой ситуации?

    Ответить
    • Добрый день, Неля! Если бы вы задались этим вопросом значительно раньше, то решить было бы можно. Сейчас можно попробовать порешать ситуацию на уровне (если в школе не решить) органа управления образованием, представив документы о болезни и невозможности пройти промежуточную аттестацию в установленные сроки, а если допустят, то пройти аттестацию в резервные сроки или осенью. Попробуйте, мотивируя причину болезнью. Решать надо срочно! Может получится. Удачи!

      Ответить

Добавить комментарий для eduinspector Отменить ответ