Хорошо ли быть отличником?

Школьное оценивание связано с таким понятием как «синдром отличника». Хорошо ли быть отличником? С одной стороны – отличник успешно  учится, занимает призовые места, завоевывает медали на олимпиадах,  конкурсах, им гордятся, его ставят в пример школа, учителя и родители. Одним словом,  отличник – «звезда» в школе.

С другой стороны – не исключено, что некоторые такие дети могут  приобрести «синдром отличника», который может остаться  с ними и на всю жизнь. Человек с «синдромом отличника» – это несчастный человек, который боится выходить  из дома, ходить на работу, на улицу, потому что может ошибиться, что для него смерти подобно.

Что такое “синдром отличника”?

В сети Интернет   достаточно много информации  по данной проблеме. Знакомясь с публикациями, можно сделать вывод, что «синдром отличника» –  это когда ребенку важно  мнение окружающих, стремление добиваться успеха, получить пятерку любым путем, может быть даже не честным, когда важно, чтобы успех был признан со стороны и получил одобрение, а также невозможность  простить себе промах. То ес,ть, такому ученику  важно, чтобы его похвалила учительница перед классом, чтобы в семье ему сказали, что он лучше других. Особенно эти характерно для детей  младших классов, больше для девочек.

Согласно исследованиям, для формирования  «синдрома отличника» должны быть определенные предпосылки, в частности, такие как особенности характера, пол ребенка,  аккуратность,  настойчивость, эмоциональная привязанность к родителям, послушание.

Отмечается, что «синдром отличника» — психологическая особенность ребенка, и в формировании его помимо школы немаловажная роль принадлежит семье. В семье он формируется как компенсация собственных неудач родителей, в связи с завышенными требованиями родителей к ребенку, с недостаточностью внимания со стороны родителей, заниженная самооценка,  строгое воспитание.

Психологи считают, что «синдром отличника» опасен тем, что он  заставляет ребенка чувствовать постоянную тревожность,  испытывать  эмоциональное и нервное напряжения, стресс. Опасность еще и в том, что когда ребенок сам себе не хозяин, то обязательно найдется тот, кто возьмет на себя эту роль. Особенно это опасно для детей с Интернет-зависимостью.

Что предлагается авторами статей?

Внутри семьи:  не возводить систему оценивания в культ,  дать ребенку понять, что оценка — это лишь субъективное мнение учителя, другого  человека о его успехах  в учебе, что учиться нужно, но необязательно всегда быть первым. Неважно какое место ребенок занял, зато остался счастливым  человеком.

В школе: важно поговорить с учителями об этой проблеме, объяснить ситуацию и свою позицию. При возможности подыскать школу с безотметочным оцениванием. В необходимом случае обратитесь к специалисту.

Справочно   (из словаря)

Синдром (от греч. syndrome — стечение) — (в медицине) совокупность признаков (симптомов), имеющих общий механизм возникновения и характеризующих определенное болезненное состояние организма; в обыденном смысле — признак, признаки чего-либо.

Оставьте комментарий