Как выстраивать систему оценки достижения учениками планируемых результатов освоения ООП – методические рекомендации Минпросвещения России

Мнпросвещения России утверждены  Федеральные основные образовательные программы (ФООП) начального общего, основного общего и среднего общего образования, на которые школы начнут переходить с 1 сентября 2023 года. Целевой раздел ФОП каждого уровня  включает систему оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы.

 Минпросвещения письмом от 13 января 2023 г. N 03-49 направило в регионы для использования в работе  Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее –Рекомендации).

Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения общеобразовательных программ на всех уровнях образования имеет единую структуру и строится на общих для всех уровней принципах и положениях. Отмечается, что ориентация на планируемые результаты и комплексный подход к их оценке является единым механизмом управления качеством образовательных результатов.

В целевых разделах ФОП определены элементы внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка включает:

  • стартовую диагностику;
  • текущую и тематическую оценку;
  • итоговую оценку;
  • промежуточную аттестацию;
  • психолого-педагогическое наблюдение;
  • внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.

Внешняя оценка включает независимую оценку качества подготовки обучающихся и итоговую аттестацию.

Рекомендовано  при реализации форм внутреннего оценивания на всех уровнях общего образования внедрение критериального оценивания.

Под критериальным  оцениванием  в Рекомендациях понимается  процесс сравнения образовательных достижений обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, отражающими предметные и метапредметные умения обучающихся.

Оценивание на основе критериев позволяет сделать данный процесс понятным для всех участников образовательных отношений, повышая его объективность:

учителю критерии дают ясные ориентиры для организации учебного процесса,  для коррекции методических процедур по достижению высокого качества обучения;

для обучающихся – понимание учебных целей, способов улучшения учебно-познавательной деятельности;

родители получают объективные доказательства уровня обученности своего ребенка, возможность отслеживать результаты в обучении ребенка и обеспечивать ему необходимую поддержку.

В Рекомендациях разъясняются  особенности системы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов.

Так, согласно Рекомендациям, целью оценки личностных достижений обучающихся является получение общего представления о воспитательной деятельности образовательной организации и ее влиянии на коллектив обучающихся: что удалось достичь, изменить, скорректировать, а что является предметом специальной работы в будущем.

Формирование метапредметных результатов осуществляется на всех учебных предметах, поэтому процедуры оценки, как правило, тесно связаны с процедурами и содержанием оценки предметных результатов. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Оценка предметных результатов традиционно ведется каждым педагогическим работником в ходе процедур текущей, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. Рекомендовано в процессе освоения знаний включать задания на формирование самооценки и рефлексии обучающихся в ходе анализа результатов обучения: листы самооценки и другое.

В рекомендациях разъяснены особенности  оценки функциональной грамотности. Функциональная грамотность понимается  как интегральная характеристика образовательных достижений обучающихся в процессе освоения требований ФГОС общего образования, проявляемая в способности использовать (переносить) освоенные в учебном процессе знания, умения, отношения и ценности для решения внеучебных задач, приближенных к реалиям современной жизни (читать в блоге «Опубликован открытый банк заданий для оценки читательской грамотности»).

Формирование и оценка функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и креативного мышления и других составляющих, отнесенных к функциональной грамотности) осуществляются практически на всех учебных предметах, в урочной и внеурочной деятельности.

Для оценки функциональной грамотности рекомендовано использовать специальные комплексные задания, в которых описывается жизненная проблемная ситуация, понятная ученику, использовать разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др., предлагать ученикам задания, в которых допускаются альтернативные подходы к выполнению, или задания, которые требуют осознанного выбора модели поведения.

Как сказано в Рекомендациях, решение о включении в план внутришкольного оценивания комплексных работ по функциональной грамотности или диагностических работ по отдельным составляющим функциональной грамотности и последовательности их проведения принимает администрация образовательной организации.

В письме Минпросвещения также информируется,  что методические рекомендации по единой системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ учебных предметов в рамках введения ФООП будут направлены дополнительно.

Примечание. Статья скорректирована с учетом изменений, внесенных в обновленные ФОП

Источник:

Письмо Минпросвещения России от 13.01.2023 N 03-49 (rulaws.ru)

Оставьте комментарий