О направлениях внеурочной деятельности в 5-9 классах по обновленным ФГОС ООО и ФОП ООО

Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях, несмотря на неоднократные разъяснения Минпросвещения России, вызывает у родителей обучающихся некоторые вопросы. Например,  в части ее обязательности, учета  посещения занятий внеурочной деятельности  школьниками, занимающимися в  организациях дополнительного образования детей и др.

 Минпросвещения России утверждены обновленные ФГОС ООО и Федеральные  образовательные программы  (ФОП) по ступеням обучения.

В организационном разделе ФОП ООО представлен план внеурочной деятельности образовательной организации.

Согласно  ФГОС ООО и ФОП ООО,  внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая и обязательная часть основной образовательной программы, проводимая в формах, отличных от урочной,  и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы, с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией. 

Согласно организационному разделу ФОП ООО, внеурочная деятельность  осуществляется по плану, разрабатываемому образовательной организацией самостоятельно, ориентиром для разработки которого служит  Федеральный план внеурочной деятельности.

На внеурочную деятельность в 5-9 классах отводится до 1750 академических часов за 5 лет обучения. Это   порядка  350 часов в год или  примерно 10 часов в неделю.

Важно!  Внеурочная деятельность в максимальный объем недельной учебной нагрузки школьников не входит, а для того, чтобы не было  перегрузки обучающихся, допускается перенос образовательной нагрузки на  внеурочную деятельность на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и другие).

Планом внеурочной деятельности предлагаются следующие направления внеурочной деятельности и примерное распределение времени на них в неделю:

внеурочная деятельность по учебным предметам (включая занятия физической культурой и углубленное изучение предметов) – от 2 до 4 часов в неделю;

внеурочная  деятельность по формированию функциональной грамотности –  от 1 до 2 часов в неделю;

— внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся – от 1 до 2 часов в неделю;

деятельность ученических сообществ на уровне образовательной организации и воспитательные мероприятия – от 2 до 4 часов  в неделю (при подготовке и проведении коллективных дел или общешкольных мероприятий за 1 — 2 недели может быть использовано до 20 часов);

— внеурочная деятельность по организации педагогической поддержки социализации  обучающихся, обеспечению их благополучия –  от 2 до 3 часов в неделю;

— внеурочные  занятия «Разговоры о важном» – 1 час в неделю.

В зависимости от задач на каждом этапе реализации  образовательной программы количество часов на внеурочную деятельность может меняться.

В образовательной организации могут реализовываться различные модели. Плана внеурочной деятельности. Планом предлагаются такие:

— модель Плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности;

— модель Плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной школы;

— модель Плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий.

Выбор модели зависит от решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и их родителей.

Формы внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно. Они должны предусматривать активность и самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работу, гибкий режим занятий, переменный  состав, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и др. Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. Может предусматриваться использование ресурсов других организаций: дополнительного образования, вузов, организаций СПО,  научных организаций, организаций культуры и спорта.

Справочно

В соответствии с п. 7 ч.1 ст. 34 ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на  зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Порядке, установленном приказом Минобрнауки России от 30.07.2020 года  N 845, приказом Минпросвещения России от 30.07.2020года N 369.

Источник:

Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной  образовательной программы основного общего образования»  (ФОП ООО): https://cdnstatic.rg.ru/uploads/attachments/2023/07/17/74223_8ba.pdf

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (garant.ru)

Также в блоге

Федеральный учебный план в соответствии с обновленными ФГОС ООО

Оставьте комментарий