О направлениях внеурочной деятельности в 5-9 классах по обновленным ФГОС ООО

Организация внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях, несмотря на неоднократные разъяснения Минпросвещения России, вызывает у родителей обучающихся некоторые вопросы в части ее обязательности, учета  посещения занятий внеурочной деятельности  школьниками, занимающимися в  организациях дополнительного образования детей. Возможно, в этом деле, наконец-то, будет поставлена точка в связи с утверждением Минпросвещения России обновленных ФГОС и Федеральных образовательных программ (ФОП)  начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Так, ФГОС и ФОП  внеурочная деятельность рассматривается как неотъемлемая и обязательная часть федеральной общеобразовательной программы, проводимая в формах, отличных от урочной,  и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы общего образования, с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией.  Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ дополняется коррекционными учебными курсами внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность  осуществляется по плану, разрабатываемому образовательной организацией самостоятельно, ориентиром для разработки которого служит  Федеральный план внеурочной деятельности, представленный в ФОП по уровням образования.

В общеобразовательных организациях, реализующих программы основного общего образования, согласно в ФОП ООО, на внеурочную деятельность отводится до 1750 академических часов за 5 лет обучения: в год не более 350 часов или  примерно 10 часов в неделю. Заметим, что недельная нагрузка внеурочной деятельности в максимальный объем недельной учебной нагрузки школьников не входит. В ФОП ООО сказано, что для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки на  внеурочную деятельность на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и другие).

В Плане ФОП ООО предлагаются следующие направления внеурочной деятельности (расходы времени на отдельные направления Плана могут меняться в зависимости от задач на каждом этапе реализации программы):

— внеурочная деятельность по учебным предметам (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, в том числе занятия физической культурой)  — еженедельно  от  2 до 4 часов;

— внеурочная  деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся – еженедельно от 1 до 2 часов;

— внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных — еженедельно от 1 до 2 часов;

— внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий, на деятельность ученических сообществ на уровне образовательной организации, класса — еженедельно от 2 до 4 часов  (при подготовке и проведении коллективных дел или общешкольных мероприятий за 1 — 2 недели может быть использовано до 20 часов);

— внеурочная деятельность по организации педагогической поддержки обучающихся, обеспечению их благополучия (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов, безопасность жизни и здоровья школьников, профилактика неуспеваемости, различных рисков и др.) —  еженедельно — от 2 до 3 часов;

— внеурочные  занятия «Разговоры о важном» – 1 час в неделю.

Как сказано в ФОП ООО, в зависимости от решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в образовательной организации могут реализовываться различные модели Плана внеурочной деятельности:

— модель Плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности;

— модель Плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной школы;

— модель Плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий.

Важно! В настоящее время  в школах отсутствует финансирование на работу с учениками, испытывающими затруднения в учебе. Теперь такая возможность школам предоставляется за счет внеурочной деятельности: достаточно выбрать модель Плана внеучебной деятельности с преобладанием педагогической поддержки обучающихся.

В ФОП ООО отмечается, что формы внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно. При этом должна быть предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся и использование ресурсов других организаций, включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации.

На работу по ФОП ООО образовательные организации переходят с 1  сентября 2023 года.

Справочно

В соответствии с п. 7 ч.1 ст. 34 ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на  «зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Порядок зачета определен приказом Минобрнауки России от 30.07.2020года  N 845, приказом Минпросвещения России от 30.07.2020года N 369.

Источник:

Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 N 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 N 71764) \ КонсультантПлюс (consultant.ru)

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” (garant.ru)

Также в блоге

Федеральный учебный план в соответствии с обновленными ФГОС ООО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *