Почему наши дети тратят много времени на “домашку?”

По словам президента Российской академии образования (РАО) Ольги Юрьевны Васильевой, которые приводит «РИА Новости», наши, школьники тратят «огромное количество времени на приготовление домашнего задания» по двум причинам – это отсутствие функциональной грамотности и не всегда хватает возможностей для смены занятий, в том числе переключение на творческий досуг.  

Напомним, что функциональная грамотность – это умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.  Функциональная грамотность включает в себя читательскую, математическую и естественнонаучную, а также  финансовую, компьютерную, креативное мышление и др.

Для школьников чрезвычайно важна  читательская грамотность, т.е., по словам О.Ю.Васильевой, понимание того, что он видит и читает, возможность тезисно передать, что написано в учебнике.

Любой предмет построен на чтении. Если ученик не умеет читать, не понимает прочитанного, то у него, естественно, возникают учебные затруднения, ему сложно и не хочется учиться.

Результаты исследований функциональной грамотности показывают, что низкие показатели по математической и естественнонаучной грамотности у детей с низкой читательской грамотностью.  Непонимание  участником ГИА смысла задания КИМ ЕГЭ или ОГЭ  приводит, как правило, к неудачам на экзамене.

Что делать?

Формирование функциональной грамотности происходит в процессе обучения  в школе и выполнения домашних заданий.

Обновленные ФГОС, на которые перешли с 1 сентября 2022 года первые и пятые  классы, перед учителями  ставят задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.  Вместе с тем в формировании у детей  функциональной грамотности, особенно читательской,  могут помочь и их родители.

Так, если  родители заметили у своего ребенка признаки функциональной неграмотности, не стоит отчаиваться  – не все так безнадежно. Можно порешать проблему вместе с ребенком – прежде всего научить его работать с текстом: бегло читать, понимать смысл прочитанного, пересказывать прочитанное, читать «между строк». Если вместе со школой  это удастся, ребенок почувствует  себя более успешным, ему будет интересно учиться, и можно забыть о конфликтах с учителями из-за школьных отметок. Удачи!

Справочно

Согласно определению Генеральной ассамблеи Юнеско (1978 г.), «функционально грамотным считается тот, кто может участвовать во всех тех видах деятельности, где грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и общества и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для развития общества».

Согласно обновленному ФГОС НОО (приказ Минпросвещенияя РФ от 31.05.2021 №286), в образовательной организации должны быть созданы условия, обеспечивающие возможность «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию».

Источник:

В РАО назвали причины высокой учебной нагрузки в российских школах – РИА Новости, 06.12.2022 (ria.ru)

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” (garant.ru)

http://uis.unesco.org/node/3079515

Оставьте комментарий