Почему у наших школьников проблемы с мотивацией к обучению

В ходе круглого стола специалисты РАО  назвали причины неуспешности российских школьников: школьникам не хватает мотивации, умения учиться и навыков проектной работы, им тяжело ставить для себя учебно-познавательные задачи и решать их. Также в ходе опроса классных руководителей и учителей школ в разных регионах страны, проведенных в период с 8 по 15 февраля 2022 года образовательной компанией MAXIMUM Education, результаты которого приводит Лента.ру, 50% опрошенных педагогов заявили, что на успешное освоение ребенком школьной программы влияет ряд факторов, в том числе  мотивация к обучению, которая, как правило, выражена слабо или отсутствует.

Что же такое мотивация?

По определению, мотивация – это совокупность побуждающих факторов, заставляющих человека действовать (от латинского «muvere» -«двигать»). Таким образом, мотивация — это желание чего-то добиться. Психологи утверждают, что при обучении мотив в 2,5–3 раза важнее интеллекта.

Почему мотивация к обучению  у школьников может отсутствовать?

Сформировать мотивацию к обучению – значит создать такие условия, такую обстановку, в которых ребенку самому захочется учиться.

Как отмечают специалисты в своих статьях на тему мотивации школьников к обучению в сети Интернет, изначально у школьников присутствует различная степень мотивации к обучению: одни способны достаточно сильно мотивировать себя сами, другим необходима помощь извне.

Нежелание учиться у школьника формируется и в школе, и в семье.

Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь, относились с теплотой, любовью и пониманием.

Мотивация к обучению может быть недостаточно  сформирована или отсутствовать по таким семейным причинам:

– неверная постановка цели перед ребенком, когда  учеба рассматривается как  инструмент для достижения успешной карьеры, высокого заработка, хорошего социального статуса;

– нарушение единства требований к ребенку в семье со стороны родителей;

– отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность;

– неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания, заласкивания, чрезмерная опека,

завышенные требования без учета объективных возможностей, высмеивание некорректных высказываний, сравнения, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха;

– неблагополучие в семье.

В результате  у ребенка не вырабатываются навыки  самомотивации, самоконтроля, адекватной самооценки, уменье сосредотачиваться на достижении нужных целей, т.е.  формируется мотив низкой учебной мотивации.

Нежелание учиться может сформироваться и в школе. Например,  причиной потери  мотивации к обучению  могут послужить:

– школа не сформировала  понимание важности получаемых знаний;

– конфликты с учителем типа «учитель -ученик», «учитель- родитель»;

– конфликты с товарищами  по классу,  школе, в соцсетях (буллинг, кибербуллинг);

– отставание в учебе (школа, родители во-время не заметили отставания и не помогли ребенку), в  результате у него  пропадет желание учиться;

– недостаток или переизбыток общения в школе.

Эксперты РАО отметили, что у педагогов должна быть такая черта, как «академический оптимизм», т.е. учитель должен показывать каждому из своих подопечных, что он верит в него и в его способность достичь хороших результатов в учебе.

Источник:

Эксперты назвали причины неуспешности российских школьников – Новости образования (postupi.online)

Учителя раскрыли реальную долю слабых учеников в российских школах: Общество: Россия: Lenta.ru

Также в блоге

Почему наши школьники не хотят учиться? Что думают об этом классные руководители и эксперты РАО

Почему учителя не работают с отстающими школьниками

Почему дети становятся «трудными»?

Оставьте комментарий