Почему учителя не работают с отстающими школьниками

По словам Ярослава Кузьминова, экс-ректора ВШЭ, условно в каждом классе не успевают по программе около 30% школьников. Примерно эту же цифру назвали 50% из числа  опрошенных классных руководителей в ходе опроса, проведенного образовательной компанией MAXIMUM Education в период с 8 по 15 февраля 2022 года, результаты которого приводит Лента.ру.

По словам президента Российской академии образования (РАО), академика РАО Ольги Юрьевны Васильевой, более 17% выпускников на ЕГЭ не могут набрать минимальный балл хотя бы по одному предмету,  20% школьников в возрасте 15 лет не дотягивают до пороговых значений функциональной грамотности.

Опасность здесь в том, что если не принимать меры по ликвидации отставания таких учеников, то они окончат школу   с плохим знанием математики,  русского языка, других предметов, что по мнению Я. Кузьминова, в последствии «трансформируется уже в экономическую неуспешность, в необходимость для общества в той или иной степени этих своих граждан содержать за счет доходов от успешных работников».

И что ещё важно, неуспешность часто вызывает у школьника агрессию, чувство противоречия, приводит к грубым нарушениям дисциплины, сопровождается страхами, отрицательно сказывается на формировании его личности и здоровье, и порой становится психологической установкой его подсознания на всю жизнь.

К сожалению, наша школа возможностями организации работы с отстающими учениками на нормативном уровне пока не располагает: эта работа не входит в должностные обязанности учителя, платные занятия со своими учениками ему запрещены  ФЗ «Об образовании в РФ» (ч.2 ст.48 ). отсутствуют дополнительные программы с отстающими школьниками, разработанные на государственном уровне.

По результатам опроса, проведенного экспертами образовательной компании MAXIMUM Education, которые приводит Лента ру., 67 процентов опрошенных учителей однозначно ответили, что для работы с отстающими у них просто не хватает времени; трети педагогов не достает образовательных инструментов – особых методик работы именно с неуспевающими учениками; 25 процентов отмечают недостаток поддержки на уровне образовательного учреждения, субъекта РФ, города; 24 процента опрошенных педагогов  говорят о нехватке технологических инструментов – интерактивных помощников для проверки домашнего задания и проведения контрольных, об отсутствии официально выделенного времени на консультации тем, кого надо бы “подтянуть”; учителя также назвали сильную загруженность отчетами, большое количество детей в классе и отсутствие мотивации у самих учеников.

И всё же можно найти решение проблемы. Например, включить в государственное (муниципальное) задание  работу с отстающими. Также не запрещено использовать   время, отведенное на внеурочную деятельность, для занятий с отстающими обучающимися, так как  под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно – урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Методических рекомендаций, педагогических практик о работе с отстающими обучающимися достаточно размещено в сети Интернет (например, по ссылке: https://www.menobr.ru/article/38459-rabota-so-slabouspevayushchimi-i-neuspevayushchimi-uchashchimisya).

В ближайшее время должны появиться и интерактивные помощники для проверки домашних заданий и контрольных проверочных работ.

Минпросвещения России в ряде регионов проводит апробацию механизмов по сокращению отчетности учителей, и обещает в скором времени подготовить необходимые документы.

По мнению учителей, участвовавших в опросе MAXIMUM Education, и экспертов РАО одна, из важнейших  причин неуспеваемости  – отсутствие у школьников мотивации и непонимание ценности образования. Решение этой  проблемы требует коллективных усилий школы, родителей и государственных органов.

Примечание. Школьная неуспеваемость – отставание школьника в освоении учебного  материала по одному или нескольким предметам образовательной программы.

Источник:

Учителя раскрыли реальную долю слабых учеников в российских школах: Общество: Россия: Lenta.ru

Больше половины педагогов не успевают работать с отстающими учениками — Российская газета (rg.ru)

Классные руководители рассказали, почему школьники плохо учатся – Учительская газета (ug.ru)

Эксперты назвали причины неуспешности российских школьников – Новости образования (postupi.online)

Должен ли педагог проводить дополнительные занятия с отстающими учениками? | Школа и право (usperm.ru)

Также в блоге

Что такое школьная неуспешность и её последствия

5 комментариев к “Почему учителя не работают с отстающими школьниками”

  1. Добрый день.
    Ребенок имеет годовую” 2 “по учебному предмету.
    Ученик обязан ликвидировать академическую задолженность. Обязан ли учитель с ним заниматься в период летних каникул?
    Школа утверждает – “нет”, а родители – “да”
    Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! По закону права школа – это не входит в ее компетенцию. Но школа может и организовать такие занятия, учтя просьбу родителей и возможности школы. В советское время так и делали, даже не спрашивая согласия родителей, – подтягивали знания детей до уровня программных и школьники спокойно отдыхали. Сейчас в соответствии со ст.58 ФЗ об образовании такие ученики переводятся в следующий класс условно и академическую задолженность они ликвидируют, как правило, в учебное время.

      Ответить
      • Спасибо. Но бедные учителя. Между 3-х огней – между администрацией (настаивающих на платных занятиях), родителями (вспоминающих светлое советское время учебы в школе), учитель – сам собой – принципы работы в советской школе и сейчас. И название придумали красивое: “профессиональное выгорание”.
        Спасибо. Живы будем не помрем.

        Ответить
  2. Добрый день.
    Где можно изучить комментарии к ст.58 ФЗ “Об образовании”? Ситуация: ребенок ОВЗ имеет академическую задолженность по трем предметам. В “летнюю сессию” ребенок не явился на пересдачу. Вопрос с родителями – отдельная история.
    Рассмотрим варианты. Допустим, ребенок учится в следующем классе (это – 4 ) , но академическую задолженность не ликвидировал по данным предметам – не успевает (учитель честно и добросовестно занимался) . Каковы действия школы и родителей? Какой дальше у ребенка образовательный маршрут? И на этот год, когда ребенок ликвидирует академическую задолженность , он обучается по общему учебному плану или должен быть составлен индивидуальный учебный план? Если да, то каковы его особенности? Очень хочется получить четкий ответ. Буду беспредельно благодарна. Хочется, чтобы проблема решалась и у всех все было хорошо. Если учитель поставит ребенку положительную оценку в первой четверти по предмету, по которому была академическая задолженность, то это может служить фактом ликвидации этой задолженности?
    Спасибо.
    В настоящее время учителю, да и приходящей вновь администрации просто необходима юридическая помощь.

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Подробный комментарий к ст.58 вы можете найти на информационном портале “Образовательное право. Законодательство об образовании” по ссылке: https://lexed.ru/praktika/realizatsiya-273-fz/detail.php?SECTION_ID=409, а также в нашем блоге в статье “Ликвидация академической задолженности школьником по закону об образовании”.
      От себя отметим следующее:
      1.Промежуточная аттестация, ликвидация академической задолженности регламентируются локальным актом школы.. Советуем с ним ознакомиться. Ученику даются 2 попытки ликвидировать академическую задолженность, вторая проводится комиссией школы.
      2.Если ученик не ликвидирует академическую задолженность до начала учебного года, то он переводится в следующий класс условно, за исключение учащихся 4 класса. Составляется график консультаций и сроков ликвидации задолженности. Таким образом, ученик осваивает программу класса и готовится к ликвидации задолженности. Учебный новый материал и материал, предыдущего класса – разные.
      3.Если ученик ликвидировал задолженность, то он продолжает обучение в этом классе. Если не ликвидировал, то согласно части 9 ст.58, у него по решению родителей (они пишут заявление на имя директора) есть следующие варианты: остаться на второй год, перейти на обучение по адаптированный программам на основании рекомендаций ПМПК, перейти на обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП). Как это сделать читайте в нашем блоге. Обратим внимание, что эти варианты возможны только при согласии родителей.

      Ответить

Оставьте комментарий