Почему учителя не работают с отстающими школьниками

По словам Ярослава Кузьминова, экс-ректора ВШЭ, условно в каждом классе не успевают по программе около 30% школьников. Примерно эту же цифру назвали 50% из числа  опрошенных классных руководителей в ходе опроса, проведенного образовательной компанией MAXIMUM Education в период с 8 по 15 февраля 2022 года, результаты которого приводит Лента.ру.

По словам президента Российской академии образования (РАО), академика РАО Ольги Юрьевны Васильевой, более 17% выпускников на ЕГЭ не могут набрать минимальный балл хотя бы по одному предмету,  20% школьников в возрасте 15 лет не дотягивают до пороговых значений функциональной грамотности.

Опасность здесь в том, что если не принимать меры по ликвидации отставания таких учеников, то они окончат школу   с плохим знанием математики,  русского языка, других предметов, что по мнению Я. Кузьминова, в последствии «трансформируется уже в экономическую неуспешность, в необходимость для общества в той или иной степени этих своих граждан содержать за счет доходов от успешных работников».

И что ещё важно, неуспешность часто вызывает у школьника агрессию, чувство противоречия, приводит к грубым нарушениям дисциплины, сопровождается страхами, отрицательно сказывается на формировании его личности и здоровье, и порой становится психологической установкой его подсознания на всю жизнь.

К сожалению, наша школа возможностями организации работы с отстающими учениками на нормативном уровне пока не располагает: эта работа не входит в должностные обязанности учителя, платные занятия со своими учениками ему запрещены  ФЗ «Об образовании в РФ» (ч.2 ст.48 ). отсутствуют дополнительные программы с отстающими школьниками, разработанные на государственном уровне.

По результатам опроса, проведенного экспертами образовательной компании MAXIMUM Education, которые приводит Лента ру., 67 процентов опрошенных учителей однозначно ответили, что для работы с отстающими у них просто не хватает времени; трети педагогов не достает образовательных инструментов — особых методик работы именно с неуспевающими учениками; 25 процентов отмечают недостаток поддержки на уровне образовательного учреждения, субъекта РФ, города; 24 процента опрошенных педагогов  говорят о нехватке технологических инструментов — интерактивных помощников для проверки домашнего задания и проведения контрольных, об отсутствии официально выделенного времени на консультации тем, кого надо бы «подтянуть»; учителя также назвали сильную загруженность отчетами, большое количество детей в классе и отсутствие мотивации у самих учеников.

И всё же можно найти решение проблемы. Например, включить в государственное (муниципальное) задание  работу с отстающими. Также не запрещено использовать   время, отведенное на внеурочную деятельность, для занятий с отстающими обучающимися, так как  под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно — урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Методических рекомендаций, педагогических практик о работе с отстающими обучающимися достаточно размещено в сети Интернет (например, по ссылке: https://www.menobr.ru/article/38459-rabota-so-slabouspevayushchimi-i-neuspevayushchimi-uchashchimisya).

В ближайшее время должны появиться и интерактивные помощники для проверки домашних заданий и контрольных проверочных работ.

Минпросвещения России в ряде регионов проводит апробацию механизмов по сокращению отчетности учителей, и обещает в скором времени подготовить необходимые документы.

По мнению учителей, участвовавших в опросе MAXIMUM Education, и экспертов РАО одна, из важнейших  причин неуспеваемости  — отсутствие у школьников мотивации и непонимание ценности образования. Решение этой  проблемы требует коллективных усилий школы, родителей и государственных органов.

Примечание. Школьная неуспеваемость – отставание школьника в освоении учебного  материала по одному или нескольким предметам образовательной программы.

Источник:

Учителя раскрыли реальную долю слабых учеников в российских школах: Общество: Россия: Lenta.ru

Больше половины педагогов не успевают работать с отстающими учениками — Российская газета (rg.ru)

Классные руководители рассказали, почему школьники плохо учатся – Учительская газета (ug.ru)

Эксперты назвали причины неуспешности российских школьников — Новости образования (postupi.online)

Должен ли педагог проводить дополнительные занятия с отстающими учениками? | Школа и право (usperm.ru)

Также в блоге

Что такое школьная неуспешность и её последствия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *