Меморандум о развитии и поддержке классного руководства – важнейшие аспекты образовательной политики

9-10 октября 2021 года в Москве проходил первый Всероссийский  форум классных руководителей, участники которого единогласно приняли Меморандум о развитии и поддержке классного руководства (далее- Меморандум), в котором зафиксированы важнейшие аспекты образовательной политики: воспитание, преемственность отечественных педагогических традиций, партнёрское взаимодействие классного руководителя с родителями в воспитательной работе, сотрудничество советников директоров школ с классными руководителями, создание инклюзивного пространства в школах, безопасность детей в мире образовательного интернет-пространства, которые по словам Министра просвещения С.С. Кравцова,  будут положены в основу государственной политики Министерства просвещения.

Всё это изложено в следующих 13 пунктах:

1. Воспитание личности – приоритетная задача государственной политики в Российской Федерации, которая реализуется всеми ведомствами и структурами.

2. Преемственность отечественных педагогических традиций – основа воспитания. В этом разделе сказано, что примером высочайшего профессионализма и самоотверженного труда на благо образования и просвещения подрастающего поколения являются К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И.П. Иванов, С.Л. Соловейчик, Ш. А. Амонашвили, а также советские педагоги, достижения которых признаны мировым сообществом. Их наследие  и достижения следует популяризировать среди представителей отечественного профессионального сообщества, особенно среди молодых педагогов.

3. Воспитание в школе – дело всего педагогического коллектива.

4. Партнерское взаимодействие классного руководителя с родителями – гарант целостности процесса воспитания ребенка. Отмечается, что воспитание – единый процесс, который не может быть разделен на «воспитание в семье» и «воспитание в школе, и сотрудничество с родителями позволит разнообразить учебно-воспитательную и внеурочную деятельности.

5. Школа – инклюзивное пространство для образования. Инклюзивность современного образования –важный шаг к обеспечению полноценной реализации права детей на получение доступного образования. Поэтому надо организовать системное повышение квалификации классных руководителей по теме обеспечения инклюзивности, работы с детьми с ОВЗ, талантливыми детьми, детьми-мигрантами и др.

6. Сотрудничество советника директора по воспитанию в работе с детскими объединениями и классных руководителей – необходимое условие организации воспитательного процесса.

7. Классный час – актуальная форма общения классного руководителя и обучающихся. «Необходимо сформировать общее понимание, что классный час – это час общения педагога и обучающихся, а значит, приемлемы такие формы как беседы, дискуссии, дебаты, диспуты. Другие формы взаимодействия необходимо вынести во внеурочную деятельность», – сказано в Меморандуме.

8. Внеурочная деятельность – мощный воспитательный резерв. Необходим единый согласованный календарный план деятельности общественных организаций, дополнительного образования, с исключением/объединением дублирующих по содержанию мероприятий.

9. Содержательность и осознанность – ключевые факторы патриотического воспитания. Предлагается в этом деле использовать современные формы и методы, которые помогут содержательно раскрывать потенциал патриотического воспитания, а также инфраструктуру муниципалитета и региона: мемориалы и памятники, театры, библиотеки, музеи, выставки, в том числе исторические парки «Россия – моя история».

10. Использование современных инструментов профессионального самоопределения – залог экономического развития страны. Классному руководителю предлагается способствовать знакомству обучающихся с миром профессионального труда, кадровой спецификой и потребностью региона, он также должен знать и использовать опыт федерального проекта «Билет в будущее» в рамках национального проекта «Образование», использовать интерактивные цифровые ресурсы.

11. Цифровая грамотность – обязательная компетенция современного педагога. В Меморандуме педагогам предлагается  эффективно и гибко применять новейшие технологии в повседневной жизни и профессии.

12. Безопасность детей в мире образовательного Интернет-пространства – ответственность педагога. Отмечается важность безопасности образовательного Интернет-пространства, и особенно достоверность образовательного контента.

13. Доступное непрерывное обучение учителей – востребованная область педагогического образования. «Обучение педагогов – востребованная часть образовательного процесса в России. Марафоны, тренинги, мастер-классы, вебинары, курсы повышения квалификации должны быть экспертными, актуальными, разнообразными, доступными, адаптированными для работы с детьми разного возраста, для разного типа образовательных организаций (по количеству уровней образования, удаленности от регионального центра, малокомплектности и т. д.), с использованием цифровых технологий» – говорится в Меморандуме. Отмечено, что отдельное внимание стоит уделить обучению педагогов со стажем. При этом повышение компетентности также может достигаться за счет участия в конкурсах профессионального мастерства, таких как «Учитель года», «Педагогический дебют», «Воспитать человека», «Самый классный классный» и др.

Выступая на Форуме классных руководителей, Министр просвещения призвал педагогов к совместной реализации направлений работы, зафиксированных в Меморандуме, и внимательно следить за его реализацией в регионах.

Справочно

С 4 по 10 октября 2021 года в России проходила Недели учителя, которая завершилась праздничным мероприятием в Государственном Кремлёвском дворце, посвящённым Дню учителя, на котором были награждены  победители Всероссийских профессиональных конкурсов педагогов.

Первый Всероссийский форум классных руководителей проходил  в Москве 9 и 10 октября. В нём приняли участие 1000 человек из 85 регионов России. В онлайн-формате к мероприятиям форума присоединились более 50 тысяч человек. Трансляции круглых столов и мероприятий форума в соцсетях собрали около 3 млн просмотров.

Меморандум от латинского memorandum – «нечто, что требуется помнить». Под  Меморандумом понимается документ информационного характера, содержащий разъяснения по вопросам, интересующим составителя и получателя. Документ рекомендован к исполнению, но обязательного характера не несет. На него можно ссылаться, ориентироваться на его пункты.

Источник:

Меморандум по итогам I Всероссийского форума классных руководителей

Первый Всероссийский форум классных руководителей

1 комментарий к “Меморандум о развитии и поддержке классного руководства – важнейшие аспекты образовательной политики”

Оставьте комментарий