Почему необходимо решать проблему домашних заданий

25 августа 2021 года состоялось заседание президиума Госсовета «О задачах субъектов в сфере общего образования» с участием Президента России В.В. Путина, по итогам которого Президентом даны поручения, в том числе Роспотребнадзору  совместно с Минпросвещения и Рособрнадзором проанализировать фактический объем учебной и внеучебной нагрузки обучающихся по основным общеобразовательным программам, в том числе с учетом реальных временных затрат на выполнение учебных заданий в рамках самостоятельной подготовки к занятиям, исходя из необходимости сохранения здоровья обучающихся, и представить предложения по ее оптимизации, а также по выполнению таких учебных заданий во время пребывания ребенка в школе в рамках реализации модели «Школа полного дня» или в группах продленного дня до  1 декабря 2021 года.

И это не случайно! Домашнее задание –  серьезная проблема и для школы, и для  родителей. По словам экс-ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, условно в каждом классе не успевают по программе около 30% учеников. Если младшим школьникам могут помочь родители, то  вот старшим – потребуются  уже репетиторы. А если нет средств на репетиторов, что тогда? Тогда, как  отмечает Кузьминов, их  «выпустят  с плохим знанием математики или русского языка, что трансформируется  уже в  экономическую неуспешность, в необходимость для общества в той или иной степени этих своих граждан содержать за счет доходов от успешных работников»  (см в нашем блоге «Что такое школьная неуспешность и её последствия»).

Как пишет « РГ», по данным Российской академии образования, на выполнение домашних заданий четверть школьников тратят 1 час, еще четверть – от 2 до 3 часов. И еще столько же – больше 3 часов. А ещё по подсчетам ученых почти половина учителей задают домашнюю работу на выходные и на каникулы.

У школьника ежедневно по 5-6 уроков. Если расписание составлено с учетом требований СанПин, то ученик получит домашку по 3-4 предметам. При этом, каждый учитель считает свой предмет самым важным и знает только то, что задал сам, и не учитывает объем заданий от других учителей. При этом в школе  никто не  следит за тем, сколько задано на дом ученику, сколько часов понадобится на качественное выполнение всех этих заданий. И еще один нюанс – предметы-то разные, и поэтому школьнику приходится каждый раз переключать свое мышление между разными задачами, да ещё разным ученикам на выполнение одного и того же задания требуется разное время. А если ученик на уроке плохо понял материал, если ему не объяснили, как выполнять домашнюю работу?

По мнению управляющего партнера онлайн-школы для детей и подростков Skysmart Александра Ларьяновского, большинство современных школьников просто не имеют возможности делать домашку качественно – на это просто нет времени, ведь помимо домашки надо ещё сходить на кружок или спортивную секцию,  погулять на свежем воздухе, пообщаться  с  друзьями в Интернете…

А как  по нормативу?

Согласно СанПиН 1.2.3685-21, с учетом требований по безопасности для здоровья рекомендуются следующие затраты времени на подготовку школьникам  к занятиям дома: во 2-3 классах – 1,5 часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-11 классах – 3,5 часа. Укладываются ли школьники в эти нормативы? Каждый родитель знает ответ на этот вопрос.

Как же  выходит из этого положения наш школьник? Конечно, Интернет ему поможет: заходим на сайты готовых заданий, списываем готовые ответы, предъявляем их учителю – и все  довольны! А знаний как не было, так и нет.

Что же  делать?

Для того, чтобы школьники укладывались в  нормативы, педагоги должны между собой согласовывать задания, а координировать и контролировать эту работу должна администрация школы.  Необходимо зафиксировать допустимый объем домашних заданий по каждому предмету в локальном акте школы и ознакомить с ним педагогов и родителей. В нём следует прописать примерные требования к объему домашнего задания по каждому предмету, чтобы педагоги понимали, на что им ориентироваться. Отдельно урегулировать вопрос о домашнем задании на выходные и праздничные дни. Это еще нужно и для того, чтобы избежать конфликтов и претензий со стороны родителей.

Для того, чтобы ребенок успешно выполнил заданное на дом, закрепил материал, который был пройден на уроке, потренировался в применении полученных знаний,  домашнее задание должно быть понятно каждому ученику – школьники должны точно знать, что и как делать. Для этого на уроке учитель должен предусматривать время на разбор  домашних заданий. Домашние задания могут быть индивидуальными, что позволит  стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка, мотивировать его.

Время на это найти не трудно, используя современные  цифровые технологии в конструировании урока. Кстати, это  позволит выявить, кто воспользовался шпаргалками из интернета.

Также важно освободить учителей от подготовки различных отчетов и направить высвободившееся  время на проектирование интересных уроков для детей, на  работу с теми учениками, у которых пока ещё нет  желания учиться, ведь успеха можно добиться, научившись возвращать каждому ребенку мотивацию к учебе.

Не менее важно и родителям с учетом рекомендаций Роспотребнадзора организовать рациональное рабочее место и обеспечь оптимальный режим дня школьника.

Как рассказала «Учительская газета», детский психолог Юлия Костюк в своем аккаунте в Instagram дает родителям такие советы:

– на рабочем столе нужно оставить только самое необходимое для учебы;

– во время выполнения «домашки» быть рядом с ребенком и попытаться его заинтересовать, например, установив лимит времени, которое отводится на уроки;

– читать задание вслух, и не просто прочитать формулировку, но и объяснить, как он ее понял, если необходимо,  чтение можно повторить, при этом родители не должны сами объяснять заданное;

– в процессе выполнения домашней работы следует делать небольшие перерывы.

Справочно

С 1 января 2021 г. введены  в действие санитарные правила СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21,

При подготовке использованы материалы:

СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21,

Перечень поручений по итогам заседания Президиума Государственного Совета • Президент России (kremlin.ru)

На заметку о домашних заданиях (b17.ru)Эксперт: Нужно сократить объем домашних заданий в школах — Российская газета (rg.ru)

Домашняя работа: психолог посоветовал, как родителям учить уроки с детьми – Учительская газета (ug.ru)

2 комментария к “Почему необходимо решать проблему домашних заданий”

  1. Добрый день!Конечно, учителя надо освободить от отчетности излишней… А к то от такого же вороха порой ненужных, дублирующих друг друга ,бумаг освободит заместителей директора, чтобы они могли найти время на мониторинг выполнения рекомендаций по ДЗ?

    Ответить
    • Добрый день, Светлана! Скажем честно, что ведь администрация поручает учителям заниматься писаниной, перекладывая данные им поручения на учителей, слепо выполняет поручения чиновников вместо того, чтобы твердо сказать им – нет.

      Ответить

Добавить комментарий для eduinspector Отменить ответ