Организация обучения по индивидуальному учебному плану (ИУП) в школе – рекомендации Минпросвещения России (часть 1)

Посетители блога нередко интересуются, что такое индивидуальный учебный план (ИУП), как на него перейти, кто его разрабатывает, что в него включается, могут ли школьники, перешедшие на ИУП, посещать уроки, могут ли родители обучающегося по ИУП повлиять на содержание ИУП, сроки реализации ИУП, как и кто осуществляет контроль за  реализацией ИУП и др.

В настоящее время Минпросвещением России разработаны   Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения образовательных программ обучающимися 5 – 11 классов по индивидуальному учебному плану (далее – Рекомендации), которые направлены в регионы письмом Минпросвещения от 26 февраля 2021 г. № 03-205.

В Методических рекомендациях рекомендовано следующее.

Что  такое ИУП?

Определение индивидуального учебного плана (ИУП) в соответствии со ст.2 ФЗ об образовании: индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом образовательных потребностей конкретного обучающегося, дополнено применительно к обучающимся, имеющим академическую задолженность: ИУП – это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем учебным предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована.

ИУП определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан более чем на один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся, и  обеспечивает достижение обучающимся результатов, предусмотренных образовательной программой.

Обучение по ИУП начинается, как правило, с начала учебного года.

Реализация ИУП осуществляется в пределах осваиваемой обучающимся образовательной программы соответствующего уровня в реализуемых школой формах, при этом  могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное обучение.

Нормативное обеспечение

Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – ФЗ об образовании)

Приказ Минобрнауки и Минпросвещения России от 30 июля 2020 года № 845/369

Приказ Минпросвещения, Рособрнадзора России от 7 ноября 2018 г. № 189/1513

Приказ Минпросвещения, Рособрнадзора России от 7 ноября 2018 г. № 190/1512

ФГОС основного общего образования (ФГОС ОО)

ФГОС среднего общего образования (ФГОС СОО)

Локальные акты школы, разрабатываемые  с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся (при наличии)

Кто  имеет право на обучение по ИУП?

В соответствии с ФЗ об образовании право на обучение по ИУП предоставляется любому обучающемуся школы независимо от причин возникновения потребности в обучении по ИУП.

На обучение по ИУП с согласия родителей (законных представителей) обучающегося также могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность с момента ее образования.

Как перевести обучающегося на обучение по ИУП?

Рекомендовано перевод на обучение по ИУП осуществлять по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в котором указывается срок, на который обучающемуся предоставляется ИУП, а также могут содержаться пожелания по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов (курсов), углубленное изучение отдельных учебных предметов (курсов), сокращение сроков освоения образовательных программ и др.). Заявления о переводе на обучение по ИУП принимаются в течение учебного года до 15 мая (может быть установлена иная дата, дающая возможность и обучающемуся, и организации спланировать и организовать обучение по ИУП).

Рекомендуется ИУП утверждать решением педагогического совета школы, а перевод на обучение по ИУП оформлять приказом директора школы.

Права и обязанности обучающегося по ИУП

Разъяснено, что обучающимся по ИУП предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством для обучающихся, в том числе и в случаях, когда организация предоставления мер социальной поддержки предусматривает посещение школы. Школа предпринимает меры для обеспечения предоставления таких мер.

Обучающемуся по ИУП предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда школы, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в школе в порядке, определенном школой и закрепленном в ее Уставе. С учетом желания, способностей обучающемуся могут быть предоставлены свободные помещения классно-урочных занятий, изучение отдельных учебных курсов и тем в форме самообразования и других формах, предусмотренных Законом об образовании.

Обучающийся по ИУП имеет право на зачет результатов обучения в другой организации, в том числе в организации дополнительного образования в порядке, определенном   приказом Минобрнауки  и Минпросвещения РФ  от 30 июля 2020 года № 845/369.

В случае зачета результатов обучения, полученного в другой образовательной организации, обучающийся на основании ИУП освобождается от освоения зачтенного  материала в  базовой школе.

Школа обязана предоставить обучающемуся в пределах ИУП по запросу его родителей (законных представителей) следующие решения:

– изменение последовательности и распределения учебных предметов по периодам обучения,

– предоставление права самостоятельного изучения,

– предоставление углубленного изучения в пределах имеющейся трудоемкости (без дополнительных материально-технических ресурсов),

– включение в перечень дополнительного элективного предмета при условии самостоятельного изучения.

Остальные решения школа вправе предоставлять при наличии возможности организовать ИУП без изменения финансовой основы обучения, включая предоставление дистанционного освоения части программы, предоставление изучения не включенных в перечень по учебному плану учебных предметов.

При отсутствии возможностей школа предлагает обучающемуся другой, возможный для нее вариант ИУП.

Обучающиеся обязаны выполнять ИУП, в том числе посещать предусмотренные ИУП учебные занятия.

Продолжение в части 2:

Разработка ИУП

Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация

Финансовое обеспечение ИУП

Источник:

<Письмо> Минпросвещения России от 26.02.2021 N 03-205 “О методических рекомендациях” (вместе с “Методическими рекомендациями по обеспечению возможности освоения основных образовательных программ обучающимися 5 – 11 классов по индивидуальному учебному плану”) (legalacts.ru)

2 комментария к “Организация обучения по индивидуальному учебному плану (ИУП) в школе – рекомендации Минпросвещения России (часть 1)”

  1. Доброго времени суток. Помогите найти ответ на вопросы или “дайте удочку”, пожалуйста.
    Администрация в ОУ поменялась и не раз.
    Могут ли ученики с вариантом 7.2 и 7.1 ОВЗ ЗПР обучаться в одном классе?
    Где можно получить КАЧЕСТВЕННУЮ КОНСУЛЬТАТИВНУЮ помощь по вопросам организации обучения детей с ОВЗ?
    На курсах повышения квалификации ,как правило, вопросы не затрагиваются.
    ОГРОМНОЕ СПАСИБО.

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Официальную консультацию по вопросам поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
      вы можете получить, обратившись в Минпрос РФ по телефону: +7 (985) 457-67-15, либо направить свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form.

      Ответить

Добавить комментарий для Ирина Отменить ответ