Об обучении по индивидуальному учебному плану (ИУП) – рекомендации Минпросвещения России (часть 2)

В части 1 приведены рекомендации Минпросвещения России по вопросам: что такое ИУП, кто имеет право перейти на обучение по ИУП и как это сделать, какие права и обязанности имеют обучающиеся по ИУП.

Во второй части статьи рассказывается, что рекомендует Минпросвещения по  разработке   ИУП для 5-9 и 10-11 классов, кто осуществляет текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную аттестации обучающихся по ИУП, финансовое обеспечение ИУП.

Напомним, что  Минпросвещение России письмом от 26 февраля 2021 г. № 03-205  направило  в регионы Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения образовательных программ обучающимися 5 – 11 классов по индивидуальному учебному плану (далее – Методические рекомендации).

Вот что сказано в них по обозначенным выше вопросам.

Кто и как осуществляет разработку ИУП?

Напомним, что согласно Методическим рекомендациям, перевод на обучение по ИУП осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Заявления принимаются в течение учебного года до 15 мая (может быть установлена иная дата, дающая возможность и обучающемуся, и организации спланировать и организовать обучение по ИУП).

В Методических рекомендациях отмечается, что разработка ИУП осуществляется школой в течение двух недель с момента поступления заявления родителей (законных представителей) обучающегося. Если обоснованием для ИУП является состояние здоровья обучающегося, срок составляет не более 5 рабочих дней.

Рекомендуется ИУП составлять, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении родителей (законных представителей) обучающегося по ИУП.

К разработке ИУП привлекаются педагоги по учебным предметам, изучение которых модифицируется в рамках ИУП. Важным условием для качественной разработки и реализации ИУП является наличие в штате школы тьютора.

Разработка ИУП изменяет последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, иных видов учебной деятельности, формы промежуточной аттестации, с целью обеспечения индивидуализации содержания образовательной программы и ее освоения с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося.

В случае если родители (законные представители) не согласны с разработанным ИУП, они имеют право предложить изменения к ИУП, которые рассматривает школа.

Перечень и трудоемкость учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности допускается изменять в случае, если это не приведет к несоответствию образовательных результатов разработанной образовательной программы.

Допускается включение в ИУП времени, отведенного в первую очередь на конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое сопровождение этих процессов. Могут быть выделены часы на консультирование с тьютором, психологом, учителем, руководителем организации.

В ИУП могут быть также отражены различные формы организации учебных занятий, формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми школой.

Индивидуальное расписание занятий, перечень программ обучения по учебным предметам, количество часов, формы и сроки текущего и итогового контроля, педагоги, ведущие обучение, рекомендовано оформлять приказом директора школы.

Особенности разработки ИУП для обучающихся 5-9 классов

При разработке ИУП для обучающихся 5-9 классов рекомендовано следующее.

ИУП для обучающихся 5-9 классов должен соответствовать требованиям ФГОС ОО и примерной образовательной программы соответствующего уровня.

С целью индивидуализации ИУП может предусматривать:

– увеличение учебных часов на изучение отдельных предметов обязательной части образовательной программы основного общего образования, в том числе для их углубленного изучения;

– введение специально разработанных учебных предметов (курсов), обеспечивающих интересы и потребности обучающихся, в том числе этнокультурные (с учетом возможностей организации);

– организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся. Необходимые часы выделяются за счет части учебного плана образовательной программы основного общего образования, формируемой участниками образовательных отношений.

ИУП формируется с учетом требований ФГОС ОО.

Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. ИУП может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения, но не более чем на 1 год.

Количество учебных занятий за 5 лет на уровне основного общего образования не может составлять менее 5 267 часов и более 6 020 часов.

 Особенности разработки ИУП для обучающихся 10 -11 классов

При разработке ИУП для обучающихся 10-11 классов рекомендовано руководствоваться следующим.

ИУП на уровне среднего общего образования разрабатывается с учетом положений ФГОС СОО.

Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования – 2 года. ИУП может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения, но не более 1 года.

Количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов.

В связи с тем, что в школе может осуществляться профильное обучение  одного или нескольких профилей: естественнонаучного, гуманитарного, социально-экономического, технологического, универсального, при составлении ИУП рекомендуется исходить из того, что учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее трех (четырех) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.

Также ИУП должно быть предусмотрено выполнение обучающимся индивидуального(ых) проекта(ов). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного ИУП.

Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация, государственная итоговая аттестация

Согласно Методическим рекомендациям, школа осуществляет контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимися, перешедшими на обучение по ИУП. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляются в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся школы.

ГИА-9 и ГИА-11 осуществляются в соответствии с нормами ФЗ об образовании, Порядком проведения ГИА-9 и Порядком проведения ГИА-11, утвержденными  соответственно приказами  Минпросвещения, Рособрнадзора от 7 ноября 2018 года № 189/1513 и  № 190/151.

Финансовое обеспечение

В Методических рекомендациях отмечается, что обучение по ИУП финансируется в порядке, установленном для финансирования освоения образовательной программы соответствующего уровня, в пределах предусмотренных средств, и для обучающихся по ИУП является бесплатным, также не допускается взимание платы с обучающихся за разработку и утверждение ИУП, дополнительное оборудование в пределах ИУП, установление более высокой стоимости платных образовательных услуг при условии обучения по ИУП, повышение стоимости платных образовательных услуг при переводе обучающегося на ИУП.

Источник

<Письмо> Минпросвещения России от 26.02.2021 N 03-205 “О методических рекомендациях” (вместе с “Методическими рекомендациями по обеспечению возможности освоения основных образовательных программ обучающимися 5 – 11 классов по индивидуальному учебному плану”) (legalacts.ru)

Оставьте комментарий