О порядке осуществления образовательной деятельности в общеобразовательных организациях России

Посетители блога нередко интересуются при каких условиях школьника могут оставить на второй год, в том числе в 9 классе, могут ли перевести условно в следующий класс, если ученик пропустил много уроков по уважительным причинам, могут  ли  отчислить ученика из школы за неуспеваемость и др.

Минпросвещения России приказом от 28.08.2020 г. № 442 утвердило Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – Порядок). Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации Мнпросвещения России. Он   вступает в силу 1 января 2021года. Приказ Миниобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1015 года утрачивает силу.

Основные положения Порядка базируются на нормах Федерального закона «Об образовании в РФ».

Обратим внимание на некоторые из них.

Для каких организаций Порядок является обязательным?

Утверждённый Минпросвещения Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе для образовательных организаций со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус» и «казачий кадетский корпус», а также индивидуальных предпринимателей (далее — Организации), и реализующих общеобразовательные программы, в том числе адаптированные общеобразовательные программы.

Можно ли родителям выбирать  формы обучения и формы  получения образования?

Как сказано в документе, форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с учетом мнение ребенка. Обучающиеся, получившие основное общее образование или достигшие восемнадцати лет, имеют право на выбор образовательной организации, формы получения образования и формы обучения. Обучение по ИУП осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

Что такое общеобразовательная программа и учебный план?

Порядком установлено, что общеобразовательная программа образовательной организации включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие обучение и воспитание обучающихся, а учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.

В каких случаях образовательная организация может перейти на дистанционное обучение?

Согласно Порядку, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в ФГОС, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.

Об обучении на родном языке

Как отмечается в Порядке, преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ. При приеме (переводе) на обучение выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Когда возможно деление класса на группы?

Согласно Порядку, деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей) возможно при наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий).

Также допускается  деление класса на две и более группы  при наличии потребности в изучении нескольких родных языков из числа языков народов Российской Федерации

О  наполняемости классов

Как сказано в документе, количество обучающихся в классе (группе) определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Примечание. Согласно СанПин  2.4.2.2821-10, количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению. Площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета не менее 2,5 м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий и  не менее 3,5 м на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
О формах,  периодичности и порядке контроля в образовательной организации

В соответствии с Порядком формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно.

Об объеме домашних заданий школьникам

Одна из проблем школы и беспокойства родителей – домашние задания. Порядком определено, что при реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) общеобразовательной программы объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 часа, в 4 — 5 классах — 2 часа, в 6 — 8 классах — 2,5 часа, в 9 — 11 классах — до 3,5 часа. В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

О переводе, условном переводе  в следующий класс, переходе на ИУП, а повторном обучении

Установлен следующий порядок:

— обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс;

— обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно;

— обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) либо на обучение по индивидуальному учебному плану (ИУП).

Если выпускник на проходит государственную итоговую аттестацию?

Важный момент в жизни выпускника – государственная итоговая аттестация (ГИА). Но бывает, что выпускнику не удаётся  пройти её успешно.

Порядком установлено следующее:

— лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы основного общего и среднего общего образования и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией;

— обучающиеся, не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА) в сроки, определяемые порядком проведения ГИА по соответствующим образовательным программам;

— обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования и получившие на ГИА  неудовлетворительные результаты, по усмотрению их родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, а также с учетом рекомендаций ПМПК (при их наличии) могут быть оставлены на повторное обучение или получить основное общее образование в форме семейного образования с последующим прохождением ГИА  в порядке и сроки, установленные законодательством РФ.

О порядке осуществления образовательной деятельности  для лиц с ОВЗ

В документе отдельный раздел посвящён особенностям  организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Отмечено, что содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Образовательная организация обязана создать для обучающихся с ОВЗ специальные условия для получения образования, под которыми  понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательной организации, а также иные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.

В документе подробно описаны какие специальные условия создаются для различных категорий обучающихся с ОВЗ.

Порядком установлено, что в случае если обучающиеся завершают освоение адаптированных общеобразовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы. В них принимаются обучающиеся, окончившие 9 (10) класс.

Для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся с ОВЗ предусматривается из расчета по одной штатной единице наличие:

учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждых 6 — 12 обучающихся;

учителя-логопеда на каждых 6 — 12 обучающихся;

педагога-психолога на каждых 20 обучающихся;

тьютора, ассистента (помощника) на каждых 1 — 6 обучающихся. 

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Источник:

Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=372217

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *