О направлениях деятельности по классному руководству – рекомендации Минпросвещения России

С 1 сентября 2020 года российские педагоги, осуществляющие классное руководство,  к ранее существовавшим выплатам за классное руководство дополнительно стали получать вознаграждение в размере 5000 рублей  из федерального бюджета.

В некоторых школах это стало поводом для увеличения нагрузок на педагогических работников, осуществляющих классное руководство  (далее – классный руководитель). Как пишут в своих комментариях посетители нашего блога, классных руководителей обязали дольше быть в школе, измерять температуру у детей на входе в школу, проводить мероприятия по указанию муниципальных органов власти, готовить  отчеты в различные организации и т.д.

А между тем Министерство просвещения России ещё в мае 2020 года направило региональным органам управления образованием  Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в  общеобразовательных организациях (далее – Методические   рекомендации), в том числе   в целях реализации и защиты  академических прав и свобод педагогических работников, осуществляющих классное руководство, и устранения избыточной   отчетности в их деятельности.

Как сказано в Методических рекомендациях,  педагогический         работник, осуществляя классное руководство, выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к   педагогической, а не к управленческой деятельности, а  действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю  процесса воспитания и социализации, координирующие действия,  являются вспомогательными для достижения педагогических целей и результатов, а не смыслом и главными функциями, связанными с классным руководством.

До 2020/21 учебного года деятельность классного руководителя осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, утверждёнными  приказом Минобрнауки РФ  от 3 февраля 2006 г. N 21. Новые Методические рекомендации «направлены на уточнение и конкретизацию нормативного правового поля реализации воспитательной деятельности, выработку единых подходов к пониманию целей и задач классного руководства, принципов и видов деятельности по осуществлению педагогическими работниками классного руководства, критериев оценки эффективности этой деятельности». При этом предусматриваются вариативные компоненты, обусловленные особенностями субъектов РФ и общеобразовательных организаций.

В деятельности, связанной с классным руководством, в Методических рекомендациях выделены инвариантная и  вариативная части.

В инвариантной части рекомендованы следующие блоки:

– личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе;

– деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой;

– осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;

– осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом;

– осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами;

– ведение и составление педагогическими работниками, осуществляющими классное руководство, документации.

Вариативная часть формируется в зависимости от конкретных   условий общеобразовательной организации. К примеру, она  может   отражать наличие особых целей и задач связанных с  особенностями национальной культуры, сохранением родного языка, работы с   обучающимися с ОВЗ и т. д.

Рекомендованы уже известные классным руководителям, формы и технологии работы с обучающимися и их родителями (законными представителями):

индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы         самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.);

 – коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты,  походы, образовательный туризм, слеты, соревнования, квесты и игры,  родительские собрания и др.).

Формы и технологии классный руководитель определяет  самостоятельно.

На уровне общеобразовательной организации деятельность педагогов по классному руководству регламентируется локальными нормативными  актами, определяющими содержание и порядок организации классного руководства с учетом конкретных условий  функционирования, сложившегося распределения полномочий и ответственности при осуществлении воспитания между педагогическими работниками, а также устанавливающими критерии оценки деятельности  по классному руководству и меры стимулирования  к его осуществлению.

Имеющиеся локальные нормативные акты придётся привести в соответствие с новыми Методическими рекомендациями.

К сведению. В журнале  «Справочник заместителя директора школы» в разделе «Локальные нормативные акты» опубликована статья «Положение, чтобы организовать классное руководство по новым требованиям Минпросвещения».

Письмо Минпросвещения России от 12.05.2020 №ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях» можно найти по ссылке:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74073067/

Необходимую информацию о классном руководстве можно найти в Информационном бюллетене ЦС профсоюза работников народного образования №3 май 2020 года: https://mgoprof.ru/wp-content/uploads/2020/06/sbornik_klassnomu_ruk_2020.pdf

По вопросам выплат за классное руководство можно  обратиться на «горячую линию» Минпросвещения России по телефону:             8-800-200-91-85.

Также в блоге:

Приоритетные цели, задачи классного руководства и пути успешного их решения – рекомендации Минпросвещения России

О документации по классному руководству – рекомендации Минпросвещения

Оставьте комментарий