Как родители могут защитить свои права и права ребенка – советует юрисконсульт

Посетители нашего блога нередко в своих комментариях рассказывают о ситуациях, когда в школе  нарушаются права  родителей или их детей: не допускают учеников до уроков, пришедших  не в школьной форме, с крашенными волосами; учителя, классные руководители порой разговаривают на повышенных тонах с детьми и их родителями, публично обсуждают  недостатки или поведение детей, не противостоят буллингу и кибербуллингу в отношении детей, недостаточно информируют родителей о процессах, происходящих в школе,  и т.д.

28 января 2020 года на сайте электронной версии «Учительской газеты»  опубликована статья юрисконсульта филиала «Маленькая мама» Кризисного центра помощи женщинам и детям (г. Москва)  Сусанны Мкртчян  «Что делать, если нарушаются ваши права?».

В статье рассказывается как родители могут грамотно защитить свои права и права своего ребенка,  какие инструменты для этого существуют, куда  можно обратиться,   как правильно подготовить и подать жалобу.

Вот какой алгоритм действий родителей  по защите прав своих детей предлагает автор статьи:

1.Определить цель и проблему: цель сформулировать положительно и рационально, а суть проблемы – понятно, исчерпывающе, без лишних слов и в письменном виде;

2. Выбрать способ защиты: административный, судебный,

обращение в надзорные органы, комбинированный;

3. Собрать информацию из официальных источников, разделив её на две части: обоснование права и порядок действий.

4, Подготовить и направить письменное обращение с приложением копии собранных материалов,  по почте отправлять  только заказным письмом с описью содержимого.

Сусанна Мкртчян отмечает, что по вопросам защиты прав и интересов детей родители могут  обращаться:

– в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав; 

– в органы опеки и попечительства; 

– в подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; 

– к Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребёнка;

– к уполномоченным по правам ребенка в регионах; 

– в прокуратуру; 

– в суд.

Статью Сусанны Мкртчян  «Что делать, если нарушаются ваши права?» читайте на сайте электронной версии «Учительской газеты»   http://www.ug.ru/article/1158.

Напоминаем также, что:

– статья 34 ФЗ «Об образовании в РФ» определяет основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования;

– статья 44 устанавливает  права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

– в соответствии со ст. 45 в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов;

– в «Учительской газете» действует рубрика «Ваш адвокат», где  консультации по вопросам правовой защиты в сфере образования проводит юрист Татьяна Погорелова. Ответы на уже заданные вопросы можно найти, воспользовавшись функцией поиска на сайте или хэштегом #ВашАдвокат в сообществах “Учительской газеты” в социальных сетях. 

Источник:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ

«Учительская газета»  (электронная версия) http://www.ug.ru/article/1158

А между тем, как сообщает  пресс-служба регионального СК РФ  (https://ulyanovsk.sledcom.ru/news/item/1443363/)  в Ульяновске 15-летний ученик одной из школ города напал с ножом на 59-летнюю учительницу и   нанес ей кухонным ножом проникающее ранение в область живота. Педагог госпитализирована.  На месте происшествия проводятся необходимые следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего.

Также в блоге:

«Защищаем права ребенка в школе»

«Честь и достоинство ученика и учителя — уважение и защита»

«Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой»

6 комментариев к “Как родители могут защитить свои права и права ребенка – советует юрисконсульт”

  1. Здравствуйте. Мой сын заканчивает 11 класс. В течение 10 лет обучения имел по физкультуре оценку “5”. Физически развит и всегда занимался спортом. Прошлым летом обнаружили заболевание, в результате которого поставили спецгруппу Б для занятий по физкультуре. В течение 1 полугодия 11 класса сын сдавал темы устно, но выше четверки учитель не ставил, объясняя тем, что устный ответ оценивается максимум на “4”. Под убеждениями кл.рук. и другого физрука, наш учитель физкультуры очень неохотно, но согласился что не правильно. Таким образом, появилась некая возможность получить “5”. Однако, при следующем ответе по теме, началось заваливание вопросами. При этом, учителем ни разу не была дана теория ни в устной форме, ни в письменной. На вопрос где взять материал, ответ всегда был – где-нибудь там, в интернете. Данная ситуация мною была доведена до директора лицея. После чего, учитель в начале марта дал моему сыну распечатку на принтере на листах А4 на 88 страницах, мол вот, учи, в апреле будешь сдавать зачёт с комиссией из трёх физруков и директора. Т.е., один зачёт все скопом и одна оценка за все 2 полугодие 11 класса. Не уверена, что данный материал одобрен министерством образования. Очевидно, что выучить это нереально. Конец 11 класса – подготовка к ЕГЭ отнимает много времени. Как быть? Правомерна ли сдача зачёта с комиссией? ДопустИм ли такой материал и его объем? Куда обращаться?

    Ответить
    • Добрый день, Инна! Попросите в школе или посмотрите на её сайте локальный акт типа положение о работе с обучающимися, освобожденными от физкультуры или об оценке знаний обучающихся. Если подобный документ отсутствует, то каждый учитель поступает как ему вздумается.
      В соответствии со ст.28 ФЗ об образовании в РФ осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях, относятся к компетенции образовательной организации.
      Вы вправе обжаловать действия учителя в школьной комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
      Решение комиссии обязательно для всех участников образовательных отношений и его можно отменить только через суд.

      Ответить
  2. Добрый день!
    Моя дочь- инвалид, обучается на дому, 9 класс. В прошлом году, последний урок заканчивался в 17.00. В этом году расписание составлено так, что учителя приходят к 14, а то и к 15 часам. Уроки оканчиваются в 17.30, либо после 18 часов. То есть, практически, моя дочь учится в вечернюю смену. Допустимо ли такое отношение, учитывая, что дочь имеет серьёзные нарушения здоровья (инвалидность с4-х лет) и она несовершенно летняя. Куда я могу обратиться для защиты её прав? Завуч школы на все мои возражения ответила, что учителей нет и предложила перевестись в другую школу.

    Ответить
    • Добрый день, Елена! Советуем внимательно ознакомиться с Приложением к письму Минпросвещения России от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому». Обратите внимание, что обучение учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому, осуществляется по индивидуальным учебным планам в порядке, установленном локальными нормативными актами школы. Следовательно, вам с таким школьным документом надо ознакомиться (можно найти на сайте, если такого локального акта нет, потребуйте). Также обратите внимание, что индивидуальный учебный план, график занятий, необходимых для реализации образовательной программы при организации обучения на дому, согласовываются школой с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому. При прохождении обучения в соответствии с ИУП график его реализации может быть изменен школой с учетом состояния здоровья учащегося и назначенного ему лечения при согласовании с родителями (законными представителями) учащегося.
      В случае, если состояние здоровья обучающегося не позволяет ему освоить полный объем образовательной программы, реализуемой в соответствии с ФГОС, необходимо разработать для такого обучающегося ИУП, включающий все обязательные предметные области и учебные предметы в соответствии с учебным планом получаемого уровня общего образования.
      Обратите внимание также на разъяснение о том, что Согласно части 7 статьи 79 ФЗ об образовании, обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются бесплат-ным двухразовым питанием.
      Минобрнауки считает, что одним из видов затрат на организацию обучения на дому детей-инвалидов может быть оплата услуг доступа рабочих мест детей-инвалидов к информацион-но-коммуникационной сети «Интернет» при организации их дистанционного обучения.
      Дети-инвалиды, как имеющие статус обучающихся с ОВЗ, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.
      источник информации:
      Письмо Минпросвещения России от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому»
      по ссылке – http://docs.cntd.ru/document/560524474
      Письмо Рособрнадзора от 7 августа 2018 года N 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении»
      по ссылке – http://docs.cntd.ru/document/552070580

      Ответить
  3. Добрый день!Подскажите,пожалуйста. Ребенок 9 лет, крайне стеснительный, диагнозов нет, отличник, спокойный. Имеет проблемы с коммуникацией с детьми и учителями, конкретнее молчит,на их вопросы не отвечает. Обращались к психологу и психотерапевту, которые говорят, что это просто особенность характера. Сегодня выяснилось, что директор требует, чтобы с этого года его вызывали на устные опросы при всем классе по всем предметам и выставляли по ним оценки. Для ребенка это стресс и есть вероятность, что, как и в прошлом году, это приведет к неврозу и нервным тикам. Директор не идет на контакт. Действительно ли нет возможности оценивать только по письменным работам? Ведь школа должна гарантировать сохранность здоровья, о котором не может быть и речи при таком подходе.

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Жаль, что совместно с учителем и специалистами не удалось решить эту проблему. Согласно ст. 47 ФЗ об образовании учитель имеет право на свободу преподавания, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность. Поэтому здесь директор несколько не прав – он не может приказать учителю как поступать с оценкой знаний конкретного ученика. На делать что-то надо. Советуем обратиться на горячую линию Минпроса РФ по телефону 8-800-200-91-85.

      Ответить

Добавить комментарий для Елена Отменить ответ