Зачем родителям школьников надо обращаться в ПМПК ?

Что такое ПМПК?

ПМПК – это психолого – медико – педагогическая комиссия (далее комиссия), которая создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее – обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

В состав комиссии могут входить: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог  и другие специалисты.

Обследование детей осуществляется только по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия родителей (законных представителей).

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

Родители часто боятся направлять  ребенка на комиссию.  Заметим, что это не обязательно, но это желательно и полезно для семьи и ребенка. Главное – вовремя выявить проблему и создать ребенку соответствующие условия.

Заключение комиссии для родителей (законных представителей) детей носит рекомендательный характер, и право родителей решать – выполнять эти рекомендации или нет.

Информация о проведении обследования детей, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей, является конфиденциальной.

Родители имеют право

присутствовать при обследовании, обсуждении результатов обследования и вынесении заключения;

высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей; 

получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи; 

в случае несогласия с заключением комиссии обжаловать его.

В каких случаях требуется заключение  ПМПК

В соответствии с действующими нормативными правовыми документами заключение   ПМПК необходимо в следующих случаях:

для установления статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);

Примечание

Согласно ст.2  ФЗ «Об образовании в РФ», обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

для создания специальных условий обучающимся  с ОВЗ для получения общего образования. Только заключение ПМПК подтверждает это право конкретного ребенка.

Примечание

Согласно ст. 79  ФЗ  «Об образовании в РФ», под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ  понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ;

для организации обучения на дому;

Примечание

Учебная нагрузка при обучении детей на дому определяется индивидуально согласно учебному плану, разработанному в соответствии с ФГОС, рекомендациям ПМПК;
для  перехода на обучение по адаптированной программе в связи с тем, что ребенок испытывает трудности в освоении образовательной программы при  переходе на следующую ступень обучения;

для перевода по усмотрению родителей  (законных представителей) на обучение по адаптированной образовательной программе обучающегося, не ликвидировавшего в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования (ст.58, ч.9);

для создания  особых условий для обучающихся с ОВЗ,  детей-инвалидов и инвалидов при прохождении ими ГИА;

Примечание

В соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования  и Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования для участников ГИА с ОВЗ, участников ГИА — детей-инвалидов и инвалидов, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому, в медицинских  организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, основанием для организации ГИА  является заключение медицинской организации и рекомендации ПМПК.

В соответствии с указанными Порядками  проведения ГИА местные органы управления образованием обеспечивают:

а) создание следующих условий проведения ГИА:

— участие в ГИА в форме ГВЭ по всем учебным предметам по желанию в устной форме;

— увеличение продолжительности итогового сочинения (изложения), экзамена по учебному предмету на 1,5 часа (ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») — на 30 минут), увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30 минут;

— беспрепятственный доступ в аудитории, в туалетные и иные помещения, а также их пребывание в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений);

— организация питания и перерывов для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий во время проведения экзамена;

б) создание следующих специальных условий, учитывающих состояние здоровья, особенности психофизического развития:

— присутствие ассистентов, оказывающих указанным лицам необходимую техническую помощь с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, помогающих им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, перенести ответы в экзаменационные листы (бланки);

— использование на экзамене необходимых для выполнения заданий технических средств;

— оборудование аудитории для проведения экзамена звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования (для слабослышащих участников экзамена);

— выполнение письменной экзаменационной работы на компьютере по желанию.

При указании в рекомендации ПМПК на необходимость присутствия на экзамене ассистента в качестве ассистента вправе привлекаться один из родителей (законных представителей) участника экзамена.

Участники ГИА с ОВЗ при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций ПМПК, а участники ГИА — дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее — справка, подтверждающая инвалидность), а также копию рекомендаций ПМПК;

для принятия  образовательной организацией решения о предоставлении обучающимся с ОВЗ  тьютора и (или) ассистента (помощника) на основании рекомендаций ПМПК;

-в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Примечание

По словам заместителя Министра просвещения Т. Ю. Синюгиной, планируется  перейти к централизованной модели, когда все ПМПК в регионе будут работать на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Предполагается также понятие «ограниченные возможности здоровья» заменить на «особые образовательные потребности»,  предельный возраст обращения в ПМПК не будет ограничен 18 годами, а  заключение комиссии для родителей станет обязательным. Минпросвещения России

Источник:

Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора от 07 ноября 2018 г. №189/1513 “Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования”

Приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. № 190/1512″Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования”

Письмо Минпросвещения России от 2 ноября 2018 г. N ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Приложение к письму Минпросвещения России  от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому»

Письмо Минобрнауки России от 14 января 2016 года N 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому

http://docs.cntd.ru/document/456037211

Письмо Минпросвещения России от 13 июня 2019 года N ТС-1391/07 «Об организации образования учащихся на дому»

http://docs.cntd.ru/document/552070580

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от  09.11.2018г. №196;

Оставьте комментарий