Как в школе урегулировать разногласия (споры) между учителями, учениками и их родителями

В соответствии со ст. 45 ФЗ об образовании в РФ в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника.

Кроме того, в соответствии с Примерном положением о нормах профессиональной этики педагогических работников случаи нарушения норм профессиональной этики педагогических работников предусмотрено рассматривать также Комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, создаваемой в образовательной организации.

Таким образом, на законодательном уровне определена норма разрешения разногласий (споров) между участниками образовательных отношений (учителями, обучающимися и их родителями (законными представителями)) – обращение в Комиссию по урегулированию споров между участниками  образовательных отношений. Вместе с тем, отсутствовали практические инструменты реализации этой нормы.

В целях создания оптимальных условий для урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам нарушения ими локальных нормативных актов, устанавливающих требования к обучающимся, объём, содержание и планируемые результаты образования, формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации, нормы профессиональной этики педработников и т.д., Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования подготовили и совместным письмом от 19.11.2019 № №ВБ-107/08/634 / №ВБ-107/08/634 направили в регионы Примерное положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее- Положение).

Примечание. Как разъяснила председатель Профсоюза Галина Меркулова, понятие «спор между участниками образовательных отношений» введено по инициативе Профсоюза по аналогии с понятием «трудовой спор» в ТК РФ, где  «спором» называются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства. По её мнению, с одной стороны, если кто-то из родителей учеников полагает, что педагогом нарушаются этические нормы, то установить наличие или отсутствие соответствующего нарушения (на основании заявления) должна Комиссия по урегулированию споров. С  другой стороны, если локальные нормативные акты (например, правила внутреннего распорядка обучающихся) нарушаются самими учениками, то педагог вправе урегулировать ситуацию через комиссию. Также сам педагог может инициировать расследование приписываемых ему нарушений, так как решение Комиссии является по закону обязательным и может быть обжаловано только в судебном порядке.

В своём Письме Минпросвещения и Общероссийский Профсоюз образования предлагают разместить Положение на официальных сайтах региональных органов управления образованием и организаций Профсоюза, образовательных организаций, а также учитывать его при в отраслевых  соглашениях на региональном уровне, знакомить с ним педработников, как это предусмотрено ТК РФ.

С письмом Минпросвещения  России от 19 ноября 2019 г. №ВБ-107/08 и Общероссийского профсоюза образования  от 19 ноября 2019 года №ВБ-107/08/634 «О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» можно ознакомиться по ссылке:   https://www.eseur.ru/Files/sovmestka_63446343.pdf

С письмом Минпросвещения России и Общероссийского Профсоюза образования от 20 августа 2019 г. N ИП-941/06/484 “О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников” по ссылке

https://base.garant.ru/72658920/

Источник:

Пресс-служба Общероссийского Профсоюза образования  

https://www.eseur.ru/Opredelen_primerniy_poryadok_uregulirovaniya_sporov_mejdu_uchastnikami_obrazovatelnih_otnosheniy/

Оставьте комментарий