Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся уже 5 лет. Однако,  родителей и учителей продолжают волновать многие вопросы, в том числе  организация проведения и контроля ВПР,  их необходимость и продолжительность, проверка и  оценивание работ, учёт результатов  ВПР в деятельности школ, учителей,  обучающихся и многие другие.

В Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора прошел круглый стол «Кто боится  Всероссийских проверочных работ?», где на вопросы педагогов и директоров школ отвечал  директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО)  Сергей  Владимирович Станченко. С его ответами можно ознакомиться  на сайте  Российское образование. Он также ответил и на вопросы корреспондента   KP.RU,  которые опубликованы на её сайте  https://www.penza.kp.ru/daily/27056.5/4123380/.

В  частности, С.В.Станченко,  пояснил следующее.

Что такое ВПР?

ВПР – это не экзамен, а лишь всего контрольная работа, основанная  на единых для всех измерителях.

ВПР — это не проверка школ, учителей или регионов,  это  мониторинг качества подготовки детей, позволяющий отследить их результаты и при необходимости скорректировать ситуацию.

Зачем проводятся ВПР

ВПР нужны:

для детей, чтобы посмотреть свой уровень знания предметов, сравнить его с тем, что знают сверстники;.

родителям они помогут понять, соответствует ли преподавание в школе ФГОС;

учителям – проверить какую тему, раздел ученики не освоили и помочь им в нем разобраться;

управленцам системы образования – получить срез знаний, понять, какие есть проблемы в преподавании и какие из них необходимо решать, какую оказать помощь: направить учителей  на курсы повышения квалификации, поработать с методистами.

Можно ли заменить ВПР итоговыми  контрольными?
По словам Станченко, школа вправе, если она готова, ВПР сделать одним из этапов аттестации и не проводить две разные контрольные, чтобы родители не говорили, почему так много контрольных. Каждая школа решение принимает самостоятельно.

Может ли школа отказаться от проведения ВПР?
Как отметил глава ФИОКО,  пока нет единого документа который регламентирует проведение ВПР на все годы. Каждый год выходит соответствующий нормативный акт. В текущем году вопрос пока обсуждаются.

Чем режим апробации отличается от штатного режима ВПР?

Режим апробации означает, что школа и регион решают проводить или нет ВПР. В восьмых классах, где ВПР проводится в режиме апробации, задания не будут генерироваться из банка заданий.

Сколько будет вариантов заданий для ВПР?

Как сообщил Станченко, для школы дается четыре варианта на один предмет на один класс,  а темы ВПР определяются, исходя  из распределения материалов в учебном плане в соответствии с ФГОС.

Можно ли обойтись без репетиторов?

По сообщениям родителей некоторые учителя, предлагают им брать детям репетиторов, чтобы школа успешно сдала ВПР. С.В. Станченко затруднился предложить какой-либо рецепт ограничить эти требования, сославшись на то, что это «не про ВПР, а про нашу реальную жизнь».

Как правильно проверять работы?

С.В. Станченко предложил  проверять ВПР  примерно так же, как проверяют работы экспертные комиссии ЕГЭ. Для этого  для начала проверки собраться всем, разложить несколько работ и их коллективно посмотреть. Важно, чтобы критерии оценки в пределах одной школы работали одинаково, чтобы два учителя, проверяя одну и ту же работу, оценивая одни и те же ошибки по одним и тем же критериям, не ставили разные баллы.

Продолжать оценивать хотя бы какое-то время всю пачку работ коллективно,  анонимно, чтобы фамилии детей ни на кого не воздействовали.

Станченко пояснил, что если в ВПР приходят задания по темам, которые в школе еще не изучали, то  в табличку, куда вносятся результаты ВПР по каждому заданию, можно поставить либо «тема не изучалась» или «тема не пройдена».

Обязательно ли ставить оценки за ВПР?
Отмечено, что нормативных документов, которые обязывают или запрещают ставить оценку за ВПР, нет. Решение, как  использовать результаты ВПР,  школа принимает самостоятельно.

Какие школы попадают в «черный список»?

Как пояснил Станченко,  в список школ с признаками необъективных результатов, который публикуется на сайте ФИОКО, попадают школы с аномально высокими результатами – выше, чем в целом, например, по региону, которые даже местные власти объяснить не могут. В него  не попадают школы, про которые известно, что они сильные и дают блестящие результаты ЕГЭ много лет, и те школы, которые, по мнению региональных органов исполнительной власти, реально наращивают качество.

Попавшие в подозрительный список школы обычно проходят дополнительные проверки. Если показатель был честным, то достаточно второй проверки, чтобы все данные подтвердились. Если же подтасовка подтвердилась второй проверкой, то по таким школам  принимаются отдельные решения.

В этом году были приняты решения по директорам, у которых в школах ситуация повторялась три года подряд.

Выступая на зимней конференции по оценке качества образования, замруководителя Рособрнадзора Анзор Музаев заявил о том, что недопустимо искажать результаты всероссийских проверочных работ не только в сторону завышения, но и в сторону занижения – например, ставить незаслуженные тройки, чтобы снизить результаты до среднестатистических.

Об использовании результатов ВПР

По словам С.В. Станченко, ни в каких рекомендациях по ВПР не написано, что надо результаты с чем-то сравнивать. Сравнение итогов учебной деятельности и итогов ВПР приводит к разрозненности результатов. ВПР ни в коем случае не является инструментом оценки школы.

С.В. Станченко отметил, что с теми муниципалитетами, где по результатам ВПР пытаются делать оргвыводы, наказывают учителей, ФИОКО  пытается бороться.

Аттестация детей и оценка качества их подготовки – это дело школы.

Особенности ВПР 2020 года

Начиная с весны 2020 года, варианты будут генерироваться из заданий банка и каждая школа получит свой индивидуальный комплект.

Не будет единого дня и единого времени для проведения ВПР. Школа сама выберет время, когда она проводит каждый из предметов в каждой параллели.

С 15 ноября на сайте ФИОКО fioko.ru все желающие могут внести  свои предложения по совершенствованию ВПР, которые обязательно будут рассмотрены, а изменения по результатам общественного обсуждения могут быть внесены только к следующему учебному году.

Примечание. Как пояснил глава Рособрнадзора С.С Кравцов на Всероссийском родительском собрании 2019 года,  иногда под видом ВПР учителя проводят свои собственные контрольные  работы,  которые никакого  отношения к ВПР не имеют (например,  заставляют  школьников писать их в ноябре или дают несколько таких проверочных по  одному предмету). Это  неправильно, и о таких случаях надо обязательно сообщать в Рособрнадзор.

Также С.С. Кравцов пояснил, что  ВПР в 11 классе нужны для того, чтобы оценить знания выпускника  по тем предметам, которые он не выбрал для ЕГЭ. А ВПР проверяют именно минимальные знания учащихся.

Телефон горячей линии Рособрнадзора по вопросам ЕГЭ: +7(495)984-89-19

На сайте ФИОКО https://www.fioco.ru/ru/osoko/vpr/  можно посмотреть

Образцы и описания проверочных работ для проведения ВПР в 2019 году

Образцы и описания проверочных работ для проведения ВПР в 2020 году

Проект расписания ВПР на 2020 год

Рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов

Справочно

Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в РФ, мониторинг введения ФГОС, формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.

ВПР проводятся в единое время по единым комплектам заданий, с использованием единых для всей страны критериев оценивания.

Источник:

https://www.penza.kp.ru/daily/27056.5/4123380/

http://www.edu.ru/news/eksklyuzivy/vserossiyskie-proverochnye-raboty-napisat-nelzya-i/

https://www.penza.kp.ru/daily/27054/4120715/

ФИОКО о ВПР
Метки:

ФИОКО о ВПР: 2 комментария

  • 03.12.2019 в 21:06
    Постоянная ссылка

    Добрый вечер! В этом году в нашей школе открыли кадетский класс, мы отказались, но 30 августа выяснилось, что в нашем здании не будет общеобразовательного класса, предложили ходить в другое здание, которое далеко и неудобно добиться. Мы были вынуждены пойти в кадетский класс. Сейчас на дворе декабрь, у детей нет даже формы и неизвестно когда она будет? Детей заставляют оставаться в школе до 18:00, после чего они уставшие без сил не могут даже нормально уроки делать, успеваемость падает, у детей нервные срывы. Школа на наши просьбы сократить время пребывания в школе отказывает и предлогает перевестись в другое здание. Как быть, можете чем-то помочь, могут ли родители инициировать роспуске кадетского класса, который только фиктивно существует? Дети даже формой не обеспечены.

    Ответить
    • 04.12.2019 в 08:29
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Лана! Советуем обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется школа. В соответствии с ч.3 ст.44 ФЗ об образовании, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Т.о., родители могут воспользуются предоставленным законом правом.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.