Как будет развиваться сельская школа

7–8 ноября 2019 года  в Белгородской области  проходил IV Всероссийский съезд сельских учителей  «Сельская школа как фактор развития сельских территорий». На нем обсуждались актуальные вопросы сохранения и развития сельских школ, повышения профессионального уровня педагогических работников, а также была представлена стратегия реализации программы «Земский учитель».

На съезде выступила Министр просвещения России  Ольга Юрьевна Васильева. Она обозначила главные проблемы сельских школ и пути их решения.

Одна из таких проблем сельской школы – учительские кадры.

По данным Минпросвещения России, сегодня в стране насчитывается 42 тысячи школ, из которых 26 тысяч – сельские. В них работает 470 тысяч учителей,  23 % их них достигли пенсионного возраста, а 19% к нему приближаются.   Через 10 лет доля учителей до 29 лет в стране будет составлять всего 5,9 %.

По словам Министра, решить проблему с молодыми учителями «очень сложно», и дело здесь  не в низких зарплатах, а в том, что выпускники просто боятся идти в школу.

Как рассказала Ольга Юрьевна,  из 73 тысяч, принимаемых ежегодно  на бюджетные места на педагогические специальности, «до последнего курса доходит половина, а из той половины, которая заканчивает успешно вуз, ровно 30% приходят в школы».

Что предлагает Министерство просвещения?

Министр отметила, что одна из мер по привлечению молодых специалистов – законодательно разрешить студентам вести занятия у школьников, а их наставниками получают возможность стать педагоги, которые сейчас уже в зрелом возрасте. О.Ю. Васильева считает, что в педвузах нужно вернуть тот объем практики, который был в советское время.

Примечание. В Госдуму прошел первое чтение законопроект о  внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона об образовании в РФ,  предусматривающий допуск студентов, обучающихся по образовательным программам среднего  профессионального и высшего образования к   осуществлению в течение периода прохождения ими обучения  к                    образовательной деятельности в образовательных организациях, которые  реализуют основные и дополнительные общеобразовательные программы.

Другой мерой, с которой Министерство связывает большие надежды по решению кадровой проблемы, является реализация с 10 января 2020 года программы “Земский учитель”, на которую будет выделено из федерального бюджета около 4 млрд рублей.

Согласно программе предусмотрена  освобожденная от налогообложения единовременная компенсационная выплата в размере  2 млн рублей для регионов Дальнего Востока и 1 млн рублей – для всех остальных. Деньги учителя смогут потратить, например, на строительство жилья или другие нужды.

В программе  могут участвовать учителя до 55 лет. Поэтому, как считает О.Ю.Васильева, программа станет стимулом для привлечения в сельскую местность и молодых, и опытных педагогов. что позволит привлечь в села и малые города примерно четыре тысячи педагогов.

Следующим направлением, по мнению руководителя ведомства, является повышение квалификации педагогических кадров.

В рамках нацпроекта “Образование” реализуется федеральный проект “Учитель будущего”, согласно которому  50%  учителей должны пройти персональную переподготовку.

Министр считает, что педагог, чтобы творчески развиваться,  должен проходить качественную переподготовку раз в три года. А для этого  необходимо восстановить методическую службу, вдохнуть новую силу в институты повышения квалификации и институты развития образования, чтобы разговор о наставничестве был не просто разговором, а реально системной работой,  чтобы привлекать молодых, ощущать наставнический подвиг и заниматься качественным образованием.

«Молодые люди будут работать и иметь возможность заявить о себе, а педагоги с опытом – стать наставниками“, – отметила О.Ю.Васильева. По её словам в последние годы мы растеряли этот опыт.

Сейчас в сельской местности живут около 26 миллионов человек. В селах учатся около 3,8 миллиона детей. Поэтому одним из  направлений в рамках нацпроекта является  обеспечение равного доступа к качественному бесплатному образованию детей в отдалённых районах.

Для этого Минпросвещения запущен  проект “Точка роста”, предполагающий создание технологических центров для школьников в сёлах и малых городах.

В рамках этого проекта  школы получат высокоскоростной интернет,  чтобы ученики могли пользоваться электронными образовательными платформами, как федеральными, так и региональными, а учителя, работая с цифровой образовательной средой,  могли  погрузиться в новые технологии.

 «Мы очень хотим, чтобы дети, которые живут в отдалённой местности, сельских населённых пунктах и малых городах, имели равный доступ к бесплатному качественному образованию», – заявила Министр.

О.Ю.Васильева также коснулась и таких вопросов как заработная плата и бюрократическая нагрузка на учителя.

По вопросу зарплаты учителей Министр напомнила, что строго гарантированная часть зарплаты учителя, которая исходит из 18-часовой ставки, должна составлять 70% и только 30% отводиться на поощрения, отметив, что сейчас этот вопрос прорабатывается с регионами.

На тему чрезмерной отчётности, глава ведомства  сообщив, что законопроект, в котором чётко прописаны четыре документа, с которыми должен работать учитель: рабочая программа, календарно-тематическое планирование, журнал и электронный дневник,  в настоящее время находится “на заключительной стадии согласования”.

На съезде были высказаны предложения по развитию сельских школ, которые будут рассмотрены Минпросвещения России.

Подготовлено по материалам сайтов Министерства просвещения России, «Учительской газеты», «Российской газеты», ria.ru  и др.

http://www.ug.ru/news/29282

https://edu.gov.ru/press/1883/uchastniki-vserossiyskogo-sezda-selskih-uchiteley-obsudili-perspektivy-realizacii-programmy-zemskiy-uchitel/

https://sn.ria.ru/20191108/1560716148.html

https://ria.ru/20191108/1560714134.html

Оставьте комментарий