По данным Минздрава РФ  в медицинских организациях России  длительно (более 21дня) находятся на лечении порядка 250 тыс. детей, которые не могут посещать школу. В то же время Федеральным законом об образовании в РФ   установлена возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации.

Вместе с тем, как отметила  директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения РФ  Ж.В. Садовникова, в настоящее время отсутствуют законодательные механизмы регламентации данной образовательной деятельности.

На официальном сайте Минпросвещения России edu.gov.ru    опубликованы разработанные  Минпросвещения России совместно с Проектным офисом «УчимЗнаем» Методические рекомендации по организации обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях (далее – Рекомендации).

В представленных Рекомендациях даны разъяснения по вопросам лицензирования, организации образовательной среды и психолого-педагогического сопровождения, возвращения ребёнка в образовательную организацию, предлагаются способы применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, прописаны различные особенности, которые должны учитываться при проведении государственной итоговой аттестации учащихся, нуждающихся в длительном лечении.

Рекомендации направлены на оказание методической поддержки специалистам органов исполнительной власти субъекта РФ,  руководителям образовательных и   медицинских организаций, педагогам, специалистам психолого-педагогического профиля, социальным работникам и родителям при организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении.

Согласно Рекомендациям, длительное лечение – это система медицинских     мероприятий, направленных на восстановление здоровья ребёнка, для   реализации которой требуется более 21 дня. Обучение    длительно болеющих детей может быть организовано в медицинской организации (госпитальная школа),  образовательной организацией, осуществляющей обучение на базе медицинской организации, в том числе санаторной, специализированным структурные подразделением медицинской организации.

Обратим  внимание на ряд положений Рекомендаций, которые следует учитывать в случае возникновения необходимости направления  ребёнка на длительное лечение в медицинском учреждении,  санаторий или на обучение на дому.

Основанием для организации обучения в  стационаре или на дому являются   заключение медицинской организации и письменное заявление родителей.

Отсутствие ребенка в школе по причине проведения в отношении него   медицинской реабилитации или санаторно-курортного лечения является   уважительной причиной.

За ребёнком и его родителями сохраняется право выбора образовательной   организации.

Во время длительного лечения обучающийся может быть одновременно зачислен в другую организацию, которая организует его обучение во время его нахождения в медицинской организации, и пока ученик не может посещать школу по месту жительства. Обращено внимание, что школа по месту жительства ребенка является основным организатором предоставления ему общего образования с учетом имеющихся и возникших в связи с заболеванием особых образовательных потребностей.

Обучение ребенка, находящегося   на лечении в медицинском стационаре    кратковременно (менее 21 дня) осуществляется образовательной организацией  (далее – школа) по месту жительства, обучающимся которой он является.

Построение индивидуального учебного плана (далее – ИУП)  для ребенка, находящегося на длительном лечении,  осуществляется образовательной  организацией при непосредственном участии медицинской организации,   медработников и родителей. Форма обучения и ИУП, расписание и режим   обучения, особые образовательные потребности, способы и формы  информирования согласовываются с родителями.

При формировании ИУП обучающегося следует учитывать, что им в силу   определенных периодов болезни может быть пропущено изучение части  материала.

Дети, временно отсутствующие в школе по болезни, имеют право на  продолжение образования в школе именно по месту жительства, которая  является основным организатором предоставления ему общего образования с учетом возникшей ситуации. Эта школа постоянно взаимодействует с семьёй и   организациями, где он временно обучается. В рамках взаимодействия   рекомендуется оформлять акт договоренностей.

Обучение детей после возвращения с длительного лечения может     осуществляться в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных    образовательных технологий.

Обучение по адаптированной образовательной программе может осуществляться только с согласия родителей.

В школе должны быть локальные акты об обучении детей на дому или  в медицинской организации с размещением их на школьном сайте.

Максимальный  общий объём недельной образовательной нагрузки не должен и не может превышать показателей  СанПиН 2.4.2.2821-10 и СанПиН 2.4.2.3286-15.

По окончании длительного лечения госпитальная школа  выдает обучающемуся справку по своему образцу с результатами текущего контроля по каждому учебному предмету,  которая обязательна к приему и учету в школе по месту жительства обучающегося. Обращено внимание, что при выборе форм  текущего контроля не следует завышать отметки больным детям.

Школа по месту жительства допускает к промежуточной аттестации    по соответствующим предметам или  засчитывает результаты обучения на основании справки, выданной образовательной организацией, в которой  обучался больной ребенок. 

Промежуточная и итоговая, кроме ГИА,  аттестация должна проводиться  школой по месту жительства в порядке зачёта результатов обучения в других организациях, установленном локальным актом, на основании документа об обучении с текущими отметками  по каждому учебному предмету, выданному организацией, которая осуществляет обучение больных детей в медицинской организации.

ГИА проводится  в медицинской организации другого субъекта РФ либо по месту жительства, на дому. Основанием при этом является заключение  медицинской организации и рекомендации ПМПК в  соответствии с действующим Порядком аттестации  обучающихся с ОВЗ и инвалидов. При этом администрации школы рекомендуется за 1-2 дня перед ГИА оговорить с родителями ряд процедурных вопросов проведения ГИА.

Педагоги,  осуществляющие обучение детей на дому или в стационаре, должны пройти специальную подготовку.

При обучении больных детей рекомендуется создавать специальные условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды.

При обучении в медицинском учреждении, в том числе и по возвращении  ребенка в школу по месту жительства,  обучающимся должна быть оказана   психолого-педагогическая помощь

По окончании длительного лечения в стационаре школа по месту жительства создаёт условия для продолжения обучения в соответствии с рекомендациями медицинской  организации, лечащего врача с учетом особенностей состояния здоровья обучающегося.

При организации обучения в медицинской организации используется сетевая форма, оформляемая соответствующим договором.

Согласно ч.6 ст.41 ФЗ об образовании в РФ порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.  В Рекомендациях отмечена возможность также принятия совместного нормативного правового акта органов  управления в сфере образования и  охраны здоровья субъекта РФ.

Примечание.  В письме Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» даны разъяснения о заболеваниях, которые дают право детям обучаться на дому, а также о максимальной недельной нагрузке для таких детей.

В письме Минпросвещения РФ от 20.02.2019 №ТС551/07 «О сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» даны разъяснения о введении в школах  должностей тьютора и ассистента (помощника).

Источник:

Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации

Также в блоге

Об учебной нагрузке детей, обучающихся на дому, и учёте её при тарификации учителей

Опубликованы методические рекомендации Минпроса РФ по организации обучения детей, находящихся на длительном лечении

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.