По данным Минздрава РФ  в медицинских организациях России  длительно (более 21дня) находятся на лечении порядка 250 тыс. детей, которые не могут посещать школу. В то же время Федеральным законом об образовании в РФ   установлена возможность организации обучения детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на дому или в медицинской организации.

Вместе с тем, как отметила  директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения РФ  Ж.В. Садовникова, в настоящее время отсутствуют законодательные механизмы регламентации данной образовательной деятельности.

На официальном сайте Минпросвещения России edu.gov.ru    опубликованы разработанные  Минпросвещения России совместно с Проектным офисом «УчимЗнаем» Методические рекомендации по организации обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях (далее – Рекомендации).

В представленных Рекомендациях даны разъяснения по вопросам лицензирования, организации образовательной среды и психолого-педагогического сопровождения, возвращения ребёнка в образовательную организацию, предлагаются способы применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, прописаны различные особенности, которые должны учитываться при проведении государственной итоговой аттестации учащихся, нуждающихся в длительном лечении.

Рекомендации направлены на оказание методической поддержки специалистам органов исполнительной власти субъекта РФ,  руководителям образовательных и   медицинских организаций, педагогам, специалистам психолого-педагогического профиля, социальным работникам и родителям при организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении.

Согласно Рекомендациям, длительное лечение – это система медицинских     мероприятий, направленных на восстановление здоровья ребёнка, для   реализации которой требуется более 21 дня. Обучение    длительно болеющих детей может быть организовано в медицинской организации (госпитальная школа),  образовательной организацией, осуществляющей обучение на базе медицинской организации, в том числе санаторной, специализированным структурные подразделением медицинской организации.

Обратим  внимание на ряд положений Рекомендаций, которые следует учитывать в случае возникновения необходимости направления  ребёнка на длительное лечение в медицинском учреждении,  санаторий или на обучение на дому.

Основанием для организации обучения в  стационаре или на дому являются   заключение медицинской организации и письменное заявление родителей.

Отсутствие ребенка в школе по причине проведения в отношении него   медицинской реабилитации или санаторно-курортного лечения является   уважительной причиной.

За ребёнком и его родителями сохраняется право выбора образовательной   организации.

Во время длительного лечения обучающийся может быть одновременно зачислен в другую организацию, которая организует его обучение во время его нахождения в медицинской организации, и пока ученик не может посещать школу по месту жительства. Обращено внимание, что школа по месту жительства ребенка является основным организатором предоставления ему общего образования с учетом имеющихся и возникших в связи с заболеванием особых образовательных потребностей.

Обучение ребенка, находящегося   на лечении в медицинском стационаре    кратковременно (менее 21 дня) осуществляется образовательной организацией  (далее – школа) по месту жительства, обучающимся которой он является.

Построение индивидуального учебного плана (далее – ИУП)  для ребенка, находящегося на длительном лечении,  осуществляется образовательной  организацией при непосредственном участии медицинской организации,   медработников и родителей. Форма обучения и ИУП, расписание и режим   обучения, особые образовательные потребности, способы и формы  информирования согласовываются с родителями.

При формировании ИУП обучающегося следует учитывать, что им в силу   определенных периодов болезни может быть пропущено изучение части  материала.

Дети, временно отсутствующие в школе по болезни, имеют право на  продолжение образования в школе именно по месту жительства, которая  является основным организатором предоставления ему общего образования с учетом возникшей ситуации. Эта школа постоянно взаимодействует с семьёй и   организациями, где он временно обучается. В рамках взаимодействия   рекомендуется оформлять акт договоренностей.

Обучение детей после возвращения с длительного лечения может     осуществляться в различных формах: очной, очно-заочной, заочной, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных    образовательных технологий.

Обучение по адаптированной образовательной программе может осуществляться только с согласия родителей.

В школе должны быть локальные акты об обучении детей на дому или  в медицинской организации с размещением их на школьном сайте.

Максимальный  общий объём недельной образовательной нагрузки не должен и не может превышать показателей  СанПиН 2.4.2.2821-10 и СанПиН 2.4.2.3286-15.

По окончании длительного лечения госпитальная школа  выдает обучающемуся справку по своему образцу с результатами текущего контроля по каждому учебному предмету,  которая обязательна к приему и учету в школе по месту жительства обучающегося. Обращено внимание, что при выборе форм  текущего контроля не следует завышать отметки больным детям.

Школа по месту жительства допускает к промежуточной аттестации    по соответствующим предметам или  засчитывает результаты обучения на основании справки, выданной образовательной организацией, в которой  обучался больной ребенок. 

Промежуточная и итоговая, кроме ГИА,  аттестация должна проводиться  школой по месту жительства в порядке зачёта результатов обучения в других организациях, установленном локальным актом, на основании документа об обучении с текущими отметками  по каждому учебному предмету, выданному организацией, которая осуществляет обучение больных детей в медицинской организации.

ГИА проводится  в медицинской организации другого субъекта РФ либо по месту жительства, на дому. Основанием при этом является заключение  медицинской организации и рекомендации ПМПК в  соответствии с действующим Порядком аттестации  обучающихся с ОВЗ и инвалидов. При этом администрации школы рекомендуется за 1-2 дня перед ГИА оговорить с родителями ряд процедурных вопросов проведения ГИА.

Педагоги,  осуществляющие обучение детей на дому или в стационаре, должны пройти специальную подготовку.

При обучении больных детей рекомендуется создавать специальные условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды.

При обучении в медицинском учреждении, в том числе и по возвращении  ребенка в школу по месту жительства,  обучающимся должна быть оказана   психолого-педагогическая помощь

По окончании длительного лечения в стационаре школа по месту жительства создаёт условия для продолжения обучения в соответствии с рекомендациями медицинской  организации, лечащего врача с учетом особенностей состояния здоровья обучающегося.

При организации обучения в медицинской организации используется сетевая форма, оформляемая соответствующим договором.

Согласно ч.6 ст.41 ФЗ об образовании в РФ порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.  В Рекомендациях отмечена возможность также принятия совместного нормативного правового акта органов  управления в сфере образования и  охраны здоровья субъекта РФ.

Примечание.  В письме Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении» даны разъяснения о заболеваниях, которые дают право детям обучаться на дому, а также о максимальной недельной нагрузке для таких детей.

В письме Минпросвещения РФ от 20.02.2019 №ТС551/07 «О сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» даны разъяснения о введении в школах  должностей тьютора и ассистента (помощника).

Источник:

Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации

Также в блоге

Об учебной нагрузке детей, обучающихся на дому, и учёте её при тарификации учителей

Опубликованы методические рекомендации Минпроса РФ по организации обучения детей, находящихся на длительном лечении

Опубликованы методические рекомендации Минпроса РФ по организации обучения детей, находящихся на длительном лечении: 2 комментария

  • 27.11.2019 в 07:24
    Постоянная ссылка

    Добрый день. Ситуация. 2 класс. Ребенок находиться на больничном 2-3 недели. Выполняет дома все задания на основании электронного журнала. Вопрос: обязан ли учитель проверять эти задания — оценивать? Если — да, то куда выставляется отметка? Спасибо

    Ответить
    • 27.11.2019 в 09:35
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ирина! В таком случае домашние задания следует было обговорить с учителем и тогда бы проблем не возникло. В настоящее время оценивать работы или нет-решает учитель. Было бы понятно, если бы данный вопрос был урегулирован локальным актом школы типа Положение об оценке качества знаний обучающихся. Совет: зайдите на сайт школы и ознакомьтесь со всеми её локальными актами.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.