Итоговое сочинение – 2019: опубликованы Методические рекомендации Рособрнадзора

5 сентября 2019 года Министр просвещения России  О.Ю. Васильева, объявила  пять открытых направлений для тем итоговых сочинений, утвержденных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах на текущий учебный год:

««Война и мир» 150-летие великой книги»,

«Надежда и отчаяние»,

«Добро и зло»,

«Гордость и смирение»,

«Он и она».

Рособрнадзор письмом от 24.09.2019 N 10-888 направил в регионы для региональных органов управления сферы образования, образовательных учреждений,    участников итогового сочинения, а также экспертов, участвующих в его проверке,   методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2019/20 году, включающие:

– рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов   исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

– рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения);

– сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения);

– критерии оценивания итогового сочинения (изложения);

– правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения);

– методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего   образования;

– методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения);

– методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения).

С методическими материалами можно ознакомиться  на официальном сайте Рособрнадзора   (http://obrnadzor.gov.ru/ru/docs/documents/index.php)

и информационном портале ЕГЭ   

(http://ege.edu.ru/ru/main/legal-documents/rosobrnadzor/guidelines/

В Методических рекомендациях по подготовке  к итоговому сочинению (изложению)  для участников итогового сочинения (изложения) в 2019/2020 учебном году (далее – Рекомендации) изложены:

– общий порядок подготовки и проведения итогового сочинения (изложения), включающий  категории его  участников, порядок подачи заявления,  повторного допуска к написанию итогового сочинения (изложения) и ознакомления с его результатами, сроки и продолжительность написания,   а  также сроки действия итогового сочинения, проведения повторной проверки итогового сочинения (изложения) и предоставления его в вузы в качестве индивидуального достижения;

– порядок проведения итогового сочинения (изложения) в месте проведения итогового сочинения (изложения);

-особенности организации и проведения итогового сочинения (изложения) для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов;

– особенности формулировок тем итогового сочинения, текстов для изложения;

-порядок проверки итогового сочинения (изложения), включающий требования к сочинению  и требования к изложению.

Так, в Рекомендациях отмечается, что успешное написание сочинения для обучающихся 11(12) классов, экстернов является допуском к ГИА по программам среднего общего образования. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды, экстерны с ОВЗ, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования   в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также    в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы вместо сочинения вправе писать итоговое изложение.

Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. 

О сроках

В 2019/20 учебном  году  основной срок проведения итогового сочинения (изложения)  – 4 декабря 2019 года.

Обучающиеся, получившие неудовлетворительный результат, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение), не завершившие его написание по уважительным причинам, либо удаленные с сочинения, смогут написать сочинение 5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года. Выпускники прошлых лет могут принять участие в итоговом сочинении (изложении) по желанию в любой из указанных дней.

О подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении)

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники должны подать заявление не позднее, чем за две недели до его проведения: выпускники текущего года – в школу, где они обучаются; выпускники прошлых лет – в места, определенные региональным органом управления образованием,  экстерны – в образовательные организации по выбору экстерна. 

Лица, окончившие образовательную организацию со справкой об обучении, для участия по их желанию   в итоговом сочинении подают заявление в образовательные организации, в которых они восстанавливаются на срок, необходимый для прохождения ГИА. При подаче заявления такие лица предъявляют справку об обучении по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

О сочинении (изложении)

Конкретные темы итогового сочинения (изложения) будут известны его  участникам непосредственно в аудитории.

Рекомендуемый объем итогового сочинения – не менее 350 слов, минимально допустимый – 250 слов. Рекомендуемый объем итогового изложения – 200 слов, минимальный – 150 слов.

Обратим внимание, что во время проведения итогового сочинения (изложения) его участникам запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари, а также пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).

В случае нарушения установленных требований участник подлежит удалению.

Как отмечается в Рекомендациях, если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится.

В Рекомендациях также сказано, что в целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся XI (XII) классов, экстернам при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку написанного ими итогового сочинения (изложения) комиссией другой образовательной организации или комиссией, сформированной в местах, определенных  органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно, а  в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.

Рекомендации по подготовке к сочинению содержат также комментарии, поясняющие особенности открытых тематических направлений сочинений, утвержденных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах на текущий учебный год.

В соответствии с  тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2019/20 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать пять тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

В Рекомендациях приведены несколько примеров комплектов тем, по которым формировались темы итогового сочинения 2018/19 учебного года, особенности текстов для итогового изложения, порядок проверки итогового сочинения (изложения).

В приложении к Рекомендациям приведены образцы заявлений на участие в итоговом сочинении (изложении) выпускника текущего учебного года и выпускника прошлых лет, а также инструкции для участника итогового сочинения к комплекту тем итогового сочинения  и инструкции к тексту для итогового изложения.

Источник:

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России и Рособрнадзором России  от 7 ноября 2018 г. № 190/1512

Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 N 10-888  «О направлении методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2019/20 году»

http://obrnadzor.gov.ru/ru/press_center/news/index.php?id_4=7173

Оставьте комментарий