Каким должно быть рациональное питание школьников – рекомендации Роспотребнадзора

На сайте Роспотребнадзора опубликованы рекомендации ведомства «Вниманию потребителя: Рациональное питание школьника» (далее – Рекомендации), в которых  рассказано как правильно организовать питание школьников, какие продукты выбрать и на что надо обратить особое внимание.

Как отмечается в документе, многие родители считают, что в деле организации питания школьника достаточно положиться на собственную интуицию и здравый смысл. Однако, для формирования и сохранения физического и психического здоровья и полноценного усвоения школьной программы важно знать и понимать принципы рационального питания,  правила гигиены питания, соблюдение которых имеет ключевое значение для ребёнка

Роспотребнадзором перечислены   следующие принципы  рационального питания школьников:

1.Четкий режим питания, предусматривающий три основных приема пищи (завтрак, обед, ужин) и два перекуса (второй завтрак и полдник) в определённые часы:

– для учащихся первой смены оптимальными будут:

первый завтрак – дома в 7.00 – 8.00, второй, завтрак – 10.30-11.00,

обед – в 13.00 – 14.00,

полдник – в 16.30 – 17.00,

ужин – 19.00-20.00 не позже, чем за полтора часа до сна;

для детей, обучающихся во вторую смену:

завтрак – 7.00-8-00,

обед – 12.00-12-30,

полдник – 15-00,

ужин – 20-00 – 20-30.

2. Адекватная энергетическая ценность рациона, полностью компенсирующая, но не превышающая энерготраты ребенка, учитывающая возраст, пол, физическую конституцию и, интеллектуальную физическую активность ребенка. Усредненно, она должна соответствовать:

7-11 лет – 2300 ккал в день, 1

1-14 лет – 2500 ккал,

14-18 лет – до 3000 ккал.

3.Сбалансированность и гармоничность состава рациона по всем пищевым компонентам: белки, жиры, углеводы, макро и микронутриенты  в соотношении  примерно по массе 1:1:4, и  по калорийности  10-15%:30%:55-60% соответственно.

Содержание растительных и животных белков должно быть в соотношении 2:3. Жиры – преимущественно растительные.

4. Обеспечение разнообразия продуктов питания, формирующих рацион: обязательно должны присутствовать разнообразные молочные, мясные, рыбные, яичные блюда, овощи, фрукты, орехи, растительные масла.

5. Обеспечение высоких органолептических и эстетических качеств блюд, составляющих рацион, для предотвращения приедаемости избегать монотонности и однотипности меню.

6. Щадящая кулинарная обработка при приготовлении блюд – запекание, варка, приготовление на пару, ограничение или исключение жарения и приготовления во фритюре.

7. Приготовление блюд преимущественно из свежих продуктов, с соблюдением сезонности, допустимо использовать свежезамороженные ингредиенты.

8. Обеспечение биологической безопасности питания.

9. Обеспечение достаточного времени для неспешного приема пищи – не менее 20-30 минут для каждого основного приема пищи и 10-15 минут для перекусов.

Для родителей особо важна следующая  рекомендация:

10. Если организация питания, принятая в конкретной школе, не одобрена родителями, необходимо обеспечить своего ребенка набором продуктов, компенсирующим пропускаемый прием пищи. Причем, при выборе перекуса, который ребенок возьмет с собой в школу, необходимо предусмотреть сохранность его свежести на протяжении как минимум 4-5 часов. Поэтому исключаются скоропортящиеся компоненты. Важно продумать упаковку, которая сохранит целостность перекуса в процессе (оптимально – пластиковый контейнер).

Можно взять с собой фрукт (яблок, груша, банан) и орехи 30-40 грамм, бутерброд с сыром или запеченным мясом (важно – не использовать сливочное масло и майонез), дополнив его свежим огурцом или брусочками моркови.

Желательно дополнительно давать школьнику с собой бутылочку питья – холодный чай, морс, негазированная вода.

В Рекомендациях также перечислены наиболее распространённые ошибки в организации питания школьника, на что    важно   обратить внимание родителям. К ним отнесены:

1.Отказ от завтрака. Зачастую учащиеся мотивируют свой отказ от завтрака отсутствием аппетита и ограничивают утреннюю еду чашкой чая, что недопустимо для школьника.

2.Питание преимущественно полуфабрикатами. Но, такие блюда перенасыщены солью, животными жирами, ароматизаторами, что не может считаться полезным не только для детей, но и для взрослых. Использование полуфабрикатов допустимо эпизодически, но основой домашнего питания должна быть свежеприготовленная пища.

3. Использование в качестве перекуса высокоуглеводистых продуктов,  которым  дети чаще всего отдают предпочтение – шоколад, жевательный мармелад, вафли, печенье,  картофельные чипсы, соленые орешки. Важно не только информировать ребенка о принципах здорового питания, но и показать ему здоровую альтернативу вредным снекам, например, сухофрукты, орехи.

4. Дефицит употребления рыбы. Желательно есть рыбу не менее двух раз в неделю.

5. Недостаточное употребление овощей и фруктов. Желательно ежедневно употреблять не менее 300 г. фруктов и 400 г. овощей в день.

6. Употребление кофеинсодержащих энергетических напитков. В Рекомендациях отмечается, что сочетание сладкой газированной воды и кофеина губительно воздействует на слизистую оболочку желудка, вызывая развитие эрозивных изменений, что может закончиться формированием гастрита и язвенной болезни; выраженное стимулирующее действие кофеина на центральную нервную систему не только повышает психическую возбудимость, но, и может стать причиной развития судорожного синдрома.

«Питание школьника при грамотной организации должно обеспечить организм учащихся детей всеми пищевыми ресурсами, обеспечивающими полноценное развитие растущего организма в условиях интенсивных интеллектуальных нагрузок», –  резюмируется  в Рекомендациях.

«Еда должна доставлять удовольствие и радость — именно тогда она будет приносить пользу. Готовьте вместе, ешьте вместе и будете здоровыми все вместе», — советует родителям Александра Макеева, руководитель программы «Разговор о правильном питании» компании Nestle.

Источник:

https://rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=12453

http://www.ug.ru/article/1125

2 комментария к “Каким должно быть рациональное питание школьников – рекомендации Роспотребнадзора”

  1. Здравствуйте, много написано о том как должны питаться дети, но нигде нет какие права и границы ответственности сторон. Дело в том что на текущий момент питание организовано таким образом что у каждого ученика есть карта и счёт, с неё списывают средства за обед, но случаются форс мажорные обстоятельства такие как, не достаточно средств на счёте и прочее, бывают случаи что ребёнку отказано в питании потому что не хватает до комплексного обеда к примеру пять рублей, и все ребёнок голодный, и при выяснения обстоятельств даже директор обвиняет родителя в жестоком обращении с ребёнком, а то что механизм оповещения об остатке тупо не работает как нужно и необходимо приводить данный аспект к должной работе речи не ведут. Со слов директора, говорю дословно, если даже не хватает рубля кормить в долг не будут. Вот так.

    Ответить
    • Добрый день, Василь! Советуем обратиться в орган управления образованием, которому подчиняется ваша школа.

      Ответить

Добавить комментарий для eduinspector Отменить ответ