Возможна ли реальная дебюрократизация российской школы?

В июне 2012 года Минобрнауки России совместно с экспертными организациями и Ассоциацией директоров школ провели опрос образовательных учреждений по проблеме их излишнего администрирования со стороны вышестоящих и сторонних организаций, по итогам которого была подготовлена Аналитическая записка. По результатам опроса  Министр Минобрнауки Д.В. Ливанов направил в регионы письмо «О сокращении объёмов и видов отчётности, представляемой общеобразовательными учреждениями», в котором отмечалось, что следует считать необоснованными не установленные законодательством Российской Федерации или не урегулированные нормативными правовыми актами требования дополнительной информации от общеобразовательного учреждения.

Органам управления образованием субъектов РФ были рекомендованы меры по сокращению объемов и видов представляемой общеобразовательными учреждениями отчётности, в том числе самостоятельно получать информацию, относящуюся к реализации основных общеобразовательных программ и их результатам, из официального сайта общеобразовательного учреждения в сети Интернет, обеспечить переход общеобразовательных учреждений на систему ведения журналов успеваемости в электронном виде, установить, при необходимости, локальными актами общеобразовательного учреждения разумный срок (не более 1 раза в полугодие) представления учителем администрации общеобразовательного учреждения информации о результатах качества работы в рамках введения новой системы оплаты труда.
Далее работа по дебюрократизации школ развернулась следующим образом.
По итогам форума ОНФ в октябре 2014 года Минобрнауки  было поручено принять меры по упрощению школьной отчетности, в частности, сформировать единый перечень обязательной информации, которая должна быть опубликована в открытом доступе.
В октябре 2015 года Д.В. Ливанов снова обратил внимание на необходимость снижать бумажную нагрузку  учителей, заявив о намерениях оптимизировать её, а время, которое тратится на заполнение порой ненужных бумаг, учитель мог бы использовать для работы с детьми.
23 декабря 2015 года состоялось заседание Госсовета, на котором вновь был поднят вопрос о снижении бюрократической нагрузки учителей, и Президент России В.В.Путин предложил «максимально сократить административную, бумажную нагрузку на педагогов и образовательные организации».
По итогам Госсовета Президентом России В.В.Путиным было дано поручение Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры по снижению административной нагрузки на образовательные организации, в том числе путём сокращения контрольно-надзорных мероприятий; по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчётов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчётности образовательных организаций в срок до 15 июня 2016 года.
В мае 2016 года Минобрнауки России и Общероссийский Профсоюз образования разработали и направили в регионы «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей” (письмо от 16 мая 2016 г. № 664/08), а в июле того же года Общероссийский Профсоюз образования дополнил их «Дополнительными разъяснениями по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей» (письмо от 7 июля 2016 г. № 323).
19–20 августа 2016 года прошло Всероссийское августовское совещание педагогических работников, на котором обсуждался, в том числе, вопрос о снижение бюрократической нагрузки.
В резолюции по итогам совещания указано на необходимость подготовки актов, ограничивающих запрос информации от образовательных организаций, размещенной в официальных открытых источниках, а также актов, ограничивающих количество проверок и межведомственную координацию при их проведении.
По итогам совещания Правительством РФ поручено Минобрнауки, Минэкономразвития, Минюсту России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с учётом ранее данных поручений проработать вопросы по снижению административной нагрузки на образовательные организации, в том числе за счёт запрета запроса информации, размещённой в соответствии с законодательством Российской Федерации в открытом доступе, а также за счёт оптимизации подходов при организации контрольно-надзорных мероприятий, а Минкомсвязи и Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов РФ – вопрос об обеспечении взаимодействия информационных систем, использующих сведения о системе образования, в целях исключения дублирующих запросов информации у образовательных организаций.

Выступая на III Всероссийском съезде сельских учителей (Чебоксары, 13 сентября 2016 г.), Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева заявила, что обязательными для заполнения останутся три документа – рабочая программа, электронный журнал и дневниковая страничка, которая входит в электронный журнал, и больше никто учителей не может ничего заставить составлять, и предупредила, что будет «очень жёстко» требовать выполнения этих рекомендаций.
В 2018 году на встрече с учителями школы села Верхний Ломов Нижнеломовского района Пензенской области глава Минобрнауки России О.Ю.Васильева вновь подтвердила, что у учителя должно быть три документа: дневник, журнал и примерные учебные программы, а всё остальное должно быть на сайте школы.
Заметим, что по действующему законодательству федеральные органы власти не могут повлиять на нагрузку учителей, связанную с составлением отчётов, ответов ‎на информационные и иные запросы различных ведомств и их структур. Поэтому для муниципальных властей и федеральных органов исполнительной власти рекомендации Министерства образования так и остаются рекомендациями, и учителя продолжают составлять отчёты для социальных служб, налоговиков, МЧС, проводят по их указанию определенные мероприятия с требованием предоставлять обязательный отчет с видео- и фото- материалами, считают сосульки, количество человек, пришедших на субботники, в том числе мальчиков и девочек, и т.д.
В январе 2019 года Министерство просвещения РФ подготовило законопроект о внесении изменений в ст.6 и ст.8 ФЗ «Об образовании в РФ» в части уменьшения нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов ‎на информационные запросы, ‎а также с подготовкой внутренней отчетности, в котором учителю в обязательном порядке предлагается иметь разработанную учебную программу по предмету (курсу), поурочные планирование (технологические карты урока), вести учет успеваемости обучающихся (заполнять классный журнал, дневник),  и предоставило его на всероссийское обсуждение.
24 июня 2019 года, выступая на больших парламентских слушаниях Госдумы РФ, Министр просвещения России О.Ю.Васильева, отметила, что загруженность отчетами остается для педагогов одной из главных проблем, и что в школе должны остаться 4 документа: рабочая программа по предметам, регулярно-тематическое планирование, электронный журнал, электронный дневник, и Минпросвещения будет вносить изменения в Трудовой кодекс, как уже закрепляющих эти четыре документа.

По итогам этих слушаний 23 июля 2019 года постановлением Государственной Думы  утверждены рекомендации, в которых  поставлена задача снижения отчетности и бюрократической нагрузки, сокращения избыточного контроля за деятельностью педагогических работников и руководителей образовательных организаций.
«Необходимо отказаться от практики запроса той информации, которая в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования официально представляется на сайтах образовательных организаций, установить исчерпывающий перечень сведений, в представлении которых участвуют педагогические работники», – говорится в документе.

28 июня 2019 года в ходе пленарного заседания Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием регионов Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева обратила особое внимание на необходимость снижать бюрократическую нагрузку на учителей, отметив, что бюрократия не имеет никакого отношения к образовательному процессу, а только напрямую мешает ему, что будут четыре отчетных документа, регулирующие эту сферу.
«И мы будем привлекать к ответственности тех, кто увеличивает бюрократизацию в школах», – подчеркнула О.Ю. Васильева.
По итогам Всероссийского опроса педагогов о снижении бюрократической нагрузки на учителей, проведенного Советом Федерации в  2019 году, 94% опрошенных педагогов высказались за то, что ситуацию в этой сфере надо менять кардинально и как можно скорее.
В ходе “правительственного часа” на заседании в Совете Федерации спикер Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко попросила Министра просвещения Ольгу Юрьевну Васильеву к 1 сентября 2019 года сделать подарок учителям – сократить количество отчетов, которые они должны заполнять в течение учебного года. Министр обещала это сделать.
А между тем:
– в «Квалификационных характеристиках должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н сказано:
«Учитель разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно- коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)»;
– в приказе Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» пункт 2.3 гласит:
«Другая часть педагогической работы регулируется следующим образом:
самостоятельно –участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ);
в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, – ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;
трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) – выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты)»;

если учитель выполняет функции классного руководителя, то согласно Методическим рекомендациям, утверждённым приказом Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. № 21, и письму Департамента государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 21 марта 2006 г. № 06-304, классный руководитель осуществляет ведение следующей документации: классный журнал, план работы классного руководителя.

P.S.

По результатам нового исследования, проведенного специалистами РАНХиГС, 73% опрошенных учителей отмечают, что работать им становится все труднее, и большинство из них (79,4%) связывают это с ростом объема отчетности и бюрократической работы.

По результатам опроса, который провел сайт «Педсовет» на своих страницах в социальных сетях, 70% из опрошенных 420 человек не верят в дебюрократизацию работы учителя в ближайшие годы.
Возможно, они и правы, ведь кто-то из великих сказал: «Строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения».

В информации,   (http://komitet8.km.duma.gov.ru/upload/site20/Informaciya_o_merah_po_itogam_PS_24_iyunya_2019_goda-1.pdf), которую Минпросвещения России направило в Государственную думу 25 октября 2019 года, сообщается, что в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» «в 2019 году будет составлен исчерпывающий перечень ведомственной и статистической отчетности, который формируются на основе однократно введенных первичных данных. Указанная мера позволит к 2024 году перевести 90 процентов отчетности образовательных организаций, а также отчетности учителей в электронный вид с возможностью автоматической агрегации и выгрузки запрашиваемых данных, в том числе по запросам, не связанным с образовательной деятельностью, что приведет к снижению нагрузки в части ведения административно-хозяйственной деятельности и обеспечения учебного и воспитательного процесса».

Справочно (из Википедии)
Бюрократия  (от фр. bureau «бюро, канцелярия» + греч. κράτος «господство, власть») — система управления, осуществляемая с помощью аппарата,   стоящего над обществом.
Дебюрократизация (от лат. de — из, от, фр. bureau — бюро и греч. kratos — власть)  – ограничение сферы деятельности и функций бюрократии в обществе.

Подготовлено по  материалам интернет-сайтов
https://rg.ru/2015/12/23/prezident-site.html
https://ria.ru/20151005/1297252453.html
http://vmeste-rf.tv/news/the-ministry-of-education-wants-to-reduce-the-bureaucratic-workload-of-teachers/
https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/600287
edu.gov.ru, regulation.gov.ru
https://sch712.mskobr.ru/files/otchet.pdf
https://gazeta-pedagogov.ru/olga-vasileva-poobeshhala-snizit-byurokraticheskuyu-nagruzku-na-uchitelej/
https://edu.gov.ru/press/1542/ministr-prosvescheniya-vystupila-na-vserossiyskom-soveschanii-rukovoditeley-regionalnyh-organov-upravleniya-obrazovaniem/
https://pedsovet.org/beta/article/matvienko-predlozila-sdelat-gilotinu-v-ministerstve-prosvesenia

Письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 16 мая 2016 г. № 664/08) «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей»
Письмо Общероссийского Профсоюза образования от 7 июля 2016 г. № 323
«Дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей»

Оставьте комментарий