Если с промежуточной аттестацией обучающихся в школе родителям в основном всё понятно, то у родителей, дети которых получают образование в семейной форме, имеются вопросы.

Право прохождения промежуточной аттестации лиц, получающих образование в семейной форме или путем самообразования на бесплатной основе, закреплено в статьях 17,34, 58 ФЗ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон).
Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, получающих образование в семейной форме, следует обратить внимание на следующее.
1.Согласно ст. 28 ФЗ об образовании осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации.
В ст. 58 закона уточняется, что промежуточная аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Промежуточная аттестация может проводиться как по результатам освоения образовательной программы в целом, так и отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.

Таким образом, каждая школа самостоятельно устанавливает формы и порядок промежуточной аттестации учащихся, которые закрепляются в её учебном плане и соответствующем локальном нормативном акте.
Примечание. Как сказано в Википедии, аттестация— это подтверждение квалификации, уровня знаний и умений человека — отзыв (заключающий в себе изложение фактов и оценку их), характеристика. Полученный в результате аттестации документ называют аттестатом.
Следовательно, промежуточная аттестация обучающихся — это установление факта и степени усвоения ими образовательной программы или её части (модуля) путем сравнения уровня его знаний и способов действий с требованиями образовательного стандарта.

2.Согласно ст. 34 Закона, лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

3.Чтобы воспользоваться предоставленным правом для прохождения промежуточной аттестации ребёнок, получающий образование в семейной форме (далее – «семейник»), должен быть прикреплен к школе органом управления образованием, по согласованию с родителями (законными представителями), на время прохождения промежуточной аттестации, на год или на всё время обучения. При этом промежуточная аттестация будет включена в муниципальное здание школы.
Примечание. Если никуда не прикрепляться и не уведомлять местные органы управления образованием о переходе на семейное образование, то семьей могут заинтересоваться местные органы власти, ведущие учет детей, проживающих на их территории, и органы опеки и попечительства.

4.Если ребёнок уже обучался в школе и родители не против закрепления его за этой школой, то он из школы на время получения образования в семейной форме не исключается и пользуется всеми академическими правами и мерами социальной поддержки.
Также пользуются всеми академическими правами  и  экстерны на время прохождения промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестация проводится по заявлению родителей (законных представителей). В заявлении указываются:
— сроки прохождения промежуточной аттестации;
— период аттестации (если периодичность аттестации не совпадает с периодами аттестации для данного уровня обучения, закрепленными локальным актом учреждения);
— перечень предметов для аттестации.

В школе могут быть изданы следующие приказы:

о  зачислении экстерна на время аттестации;
о проведении промежуточной аттестации;
об итогах промежуточной аттестации ;
об отчислении экстерна (если обучающийся зачислялся в школу только на время аттестации).

5.Как отмечено выше, формы, порядок и сроки прохождения промежуточной аттестации определяются школой самостоятельно и отражаются в нормативном локальном акте школы типа «Положение».
Обратим внимание, что в законе нет пункта, который говорил бы об обязательном прохождении «семейниками» ежегодной промежуточной аттестации. Также Законом не предусмотрено установление допуска их к промежуточной аттестации. Следовательно, родителям (законным представителям) обучающихся «семейников» необходимо руководствоваться локальным актом школы («Положением»).
Если установленный школьным «Положением» порядок прохождения промежуточной аттестации в школе, которая предлагается органом управления образованием, не устраивает родителей (законных представителей), то они могут обратиться с просьбой закрепить ребенка за другой школой.
По заявлению родителей по согласованию со школой сроки промежуточной аттестации могут устанавливаться в индивидуальном порядке, что должно быть также закреплено в локальном акте школы.
Промежуточную аттестацию «семейники» могут проходить и дистанционно.  На законодательном уровне методики проведения промежуточной аттестации в дистанционной форме не определены,  поэтому школа  сама может установить их своим локальным актом.

Локальные акты школы о промежуточной аттестации должны быть размещены на школьном сайте и с ними родителям (законным представителям) обучающихся, получающих образование в семейной форме или путём самообразования, надо обязательно ознакомиться, что позволит снять некоторые последующие вопросы и недоразумения по поводу форм, порядка и сроков прохождения промежуточной аттестации.

6.Система промежуточной аттестации должна быть прозрачной. Это означает, что школа информирует «семейников» и их родителей (законных представителей) о сроках, материалах и методах оценки результатов до начала изучения курса или модуля.
Примечание. Возможными формами промежуточной аттестации могут быть:
устные: доклады, сообщения; собеседование; защита проекта; экзамен и др.;
письменные: тесты; комплексные контрольные работы; контрольные работы: диктанты, изложения, задачи; задания на основе текста; творческие работы: сочинения, эссе; рефераты, проекты и др.;
комбинированные: сочетание устных и письменных форм.
Возможная периодичность промежуточной аттестации:
по итогам изучения образовательной программы за четверть, полугодие, год, определенного раздела, темы, всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы. По согласованию с родителями сроки и объем промежуточной аттестации может устанавливаться индивидуально. Если не получается пройти промежуточную аттестацию в установленные сроки, нужно сообщить об этом в школу и решить вопрос о переносе даты.

По итогам аттестации экстерну выдается справка о результатах промежуточной аттестации, в которой указываются учебные предметы, аттестационный период (четверть, полугодие, год, класс либо темы, разделы,  курс образовательной программы ), отметки.

7.Значение промежуточной аттестации
Результаты промежуточной аттестации имеют очень важное значение для обучающихся, так как неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью, которую обучающийся обязан ликвидировать. Родители, дети которых обучаются в форме семейного образования, самообразования должны создать все условия для ликвидации академической задолженности.
В соответствии со ст.58 Закона обучающийся, получающий образование в семейной форме или путем самообразования, не ликвидировавший академическую задолженность в установленные сроки, должен быть переведён на обучение в школе.
8.Промежуточная аттестация обучающихся, завершающих освоение программы основного общего и среднего общего образования в школе, определяет уровень освоения программы и возможность допуска к государственной итоговой аттестации.
Для допуска к ГИА обучающийся в форме семейного образования, самообразования должен успешно пройти промежуточную аттестацию по всем учебным предметам инвариантной (обязательной) части базисного учебного плана, а также получить зачёт: для девятиклассников — на устном собеседовании по русскому языку, а для выпускников средней школы — по итоговому сочинению.
Примечание. Согласно приказу Минобрнауки РФ от 14 февраля 2014 г. N 115 выпускникам, освоившим основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования в формах семейного образования, самообразования, прошедшим экстерном государственную итоговую аттестацию и получившим удовлетворительные результаты, в аттестат выставляются отметки, полученные ими на промежуточной аттестации, проводимой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по всем учебным предметам инвариантной части базисного учебного плана.

Обучающиеся, получающие образование в семейной форме либо путём самообразования, получают аттестат с отличием на общих основаниях.

9.Часто возникает вопрос, что делать, если обучающийся не явился на промежуточную аттестацию?
Согласно статьи 58 Закона при наличии уважительных причин (болезнь, и др.) ученику должна быть предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию в другое время или выполнить работу дистанционно. Для этого родители (законные представители) должны написать заявление в школу.
Данное положение должно быть закреплено в локальном нормативном акте школы.

10. О зачёте результатов обучения в иных образовательных организациях.  Статья 34 Закона определяет, что обучающиеся имеют право на «зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Следовательно, в школе должен быть разработан соответствующий локальный акт, в котором указан порядок зачета результатов обучения и соответствие их школьным отметкам.

11.Локальным актом школы также должна быть предусмотрена возможность подачи апелляции родителями (законными представителями), если они не согласны с результатами промежуточной аттестации.
Например, апелляции могут рассматриваются в школьной Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Примечание. Обучающийся, получающий образование в семейной форме, путем самообразования, в любой момент может вернуться в школу.

Источник:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в российской Федерации»
ФГОС
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816
Приказ Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N 115 в редакции приказа Минпросвещения России от 17 декабря 2018 г. N 315
приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 189/1513.
приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 7 ноября 2018 г. N 190/1512

Также в блоге

«Семейное образование – коротко о главном»
«Директору школы о семейном образовании»
«О семейном образовании разъясняет Минобрнауки РФ»
«Электронное обучение, дистанционные образовательные технологи в образовательных организациях по новым правилам»

Особенности промежуточной аттестации обучающихся, получающих образование в семейной форме

Особенности промежуточной аттестации обучающихся, получающих образование в семейной форме: 28 комментариев

  • 29.04.2019 в 17:43
    Постоянная ссылка

    Добрый день! К сожалению, ни на одном из сайтов по семейному образованию НЕ УКАЗАНЫ КОНКРЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, подтверждающие ПРАВО родителей потребовать у школы предоставления ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ версий экзаменнационных заданий, аналогичных тем, что будут в контрольных. Школа отказывается их предоставлять, ограничиваясь перечнем ЗУН по программе. И КАКОЙ КОНКРЕТНО ДОКУМЕНТ позволяет НЕ ПРОХОДИТЬ АТТЕСТАЦИИ ЕЖЕГОДНО? Никто не может внятно сказать, СКОЛЬКО раз ребенок может пересдать промежуточную аттестацию.

    Ответить
    • 01.05.2019 в 11:17
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена! Нормативными документами являются ст.58 закона об образовании и локальный акт школы о промежуточной аттестации. Вам следует ознакомиться с локальным актом школы, которым и следует руководствоваться. В нём должны быть прописаны формы и порядок проведения промежуточной аттестации. Согласно ст.58 ФЗ об образовании обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые школой в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз школой создается комиссия.
      Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в школе.

      Ответить
  • 05.05.2019 в 12:39
    Постоянная ссылка

    Добрый день! В школе дети, находящиеся на индивидуальном обучении по состоянию здоровья, некоторые предметы изучают в форме семейного образования (ИЗО, музыка, технология, физическая культура). Как организовать промежуточную аттестацию по этим предметам ? Где посмотреть нормативную базу?

    Ответить
    • 08.05.2019 в 17:31
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Лариса! Нормативным документом является локальный акт школы типа Положение о промежуточной аттестации. См на сайте школы или попросите у администрации школы.

      Ответить
  • 15.05.2019 в 19:04
    Постоянная ссылка

    Добрый вечер! Подскажите, имеет ли право школа в одностороннем порядке поменять форму экзамена ученику на СО. В начале года составлен график прохождения экзаменов, утвержден школой. Прописано — комплексный анализ текста. В день экзамена дали контрольную из 2 частей (тест и компл анализ текста). Тест для 8 класса по форме ГИА

    Ответить
    • 16.05.2019 в 09:03
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Татьяна! В соответствии со ст.58 ФЗ об образовании формы и порядок прохождения промежуточной аттестации определяются локальным актом школы. Ознакомьтесь с ним. Если допущены нарушения, обращайтесь с письменным заявлением к директору школы.

      Ответить
  • 22.05.2019 в 11:54
    Постоянная ссылка

    Добрый день!
    В аттестат о среднем общем образовании выставляются отметки, полученные экстерном на промежуточной аттестации.
    А если промежуточная аттестация экстерна проводилась отдельно за 10-ый и отдельно за 11-ый классы, то какая оценка должна быть выставлена в аттестат? Последняя, за промежуточную аттестацию за 11-ый класс? Или средняя арифметическая?
    И ещё: правильно ли я понимаю, что в указанном случае результаты ЕГЭ на оценки, выставляемые в аттестат о среднем общем образовании (кроме аттестата с отличием), не влияют, имеет значение лишь факт любого положительного результата ЕГЭ?

    Ответить
    • 23.05.2019 в 10:22
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Олег! Советуем вам почитать Письмо Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Минпросвещения России от 05.02.2019 N ТС-357/04 «О порядке заполнения и выдачи документов об образовании» См по ссылке:
      http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317838/

      Ответить
      • 23.05.2019 в 15:02
        Постоянная ссылка

        Благодарю, документ прочитал. К сожалению, он не содержит ответа на первый мой вопрос: если промежуточная аттестация экстерна проводилась отдельно за 10-ый и отдельно за 11-ый классы, то какая оценка должна быть выставлена в аттестат? Последняя, за промежуточную аттестацию за 11-ый класс? Или средняя арифметическая?
        Так же к большому сожалению, этот вопрос не урегулирован и нормативными актами самой школы (я с ними ознакомился). Видимо, этот вопрос не имеет чёткого ответа и нужно полагаться на усмотрение школьной администрации?

        Ответить
        • 25.05.2019 в 15:50
          Постоянная ссылка

          Добрый день, Олег! Блог не комментирует документы, поэтому доводим до вас следующую информацию:
          В письме Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования Минпросвещения России от 05.02.2019 N ТС-357/04 «О порядке заполнения и выдачи документов об образовании» сказано, что согласно Порядку, выпускникам, освоившим основные образовательные программы среднего общего образования в формах семейного образования, самообразования либо обучавшимся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, прошедшим экстерном ГИА и получившим удовлетворительные результаты, в аттестат выставляются отметки, полученные ими на промежуточной аттестации, по всем учебным предметам инвариантной части базисного учебного плана.
          И далее, согласно тому же Порядку (приказ №115 от 14.02.2014 г.) итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
          В письме также приводится телефон, по которому можно обратиться в Минпрпос РФ: (495) 681-03-87 доб. 4174, с 9.00 до 18.00 в рабочие дни (время московское). Контактное лицо Рыбалкин Игорь Юрьевич.

          Ответить
  • 24.05.2019 в 16:43
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте. Если ребенок находится на семейном обучении и прикреплен к школе в которой ранее учился, может ли он посещать факультативные занятия по отдельно выбранным предметам? Например химия и биология. Руководство школы нам говорит, что ребенок не может посещать факультативы.

    Ответить
    • 25.05.2019 в 16:49
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Анжелика! Школа здесь не права: если семейник является учеником школы (а вы указываете, что он из школы не отчислен), то он пользуется всеми академическими правами, предоставленными ему ст.34 ФЗ об образовании, в том числе участвовать во всех мероприятиях школы, в олимпиадах и конкурсах, посещать факультативы и кружки по своему усмотрению. Кроме того, согласно ч.4 ст.17 ФЗ об образовании допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
      Для решения вопроса обратитесь с письменным заявлением на имя дмректора школы с вашей просьбой, сославшись на указанные статьи ФЗ об образовании.

      Ответить
  • 29.05.2019 в 00:27
    Постоянная ссылка

    Ученица 8 класса имела большое количество пропусков, не сдала промежуточную аттестацию, по согласию с родителями была оставлена на второй год. Родители перевели ребенка на семейное образование. Все документы были оформлены, девочки были предоставлены консультации по предметам и сроки сдачи промежуточной аттестации, на промежуточную аттестацию ребенок не явился. Ни каких заявлений от родителей не поступало. Что теперь делать? Аттестация не пройдена. Переводить условно в 9 класс с академической задолженностью, ждать от родителей заявления о переносе аттестации, переводить на очное образование в 8 класс?

    Ответить
    • 29.05.2019 в 09:23
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Ольга! Советуем связаться с родителями и выяснить причину и действовать по обстановке.

      Ответить
  • 13.06.2019 в 20:26
    Постоянная ссылка

    Добрый день! Не совсем понимаю ситуацию с промежуточной аттестацией. Пишете, что в законе информация только о ПРАВЕ ученика проходить ПА, но об ОБЯЗАННОСТИ речи нет. Далее, что не прохождение ПА (без ув. причины) — считается академ. задолженностью. Так, получается, экстер все же должен и обязан проходить ПА?

    Ответить
    • 14.06.2019 в 13:51
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Дарья! Совершенно верно, это право предоставлено ч.3 ст. 34 ФЗ об образовании. А далее ст. 58 установлено, что освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
      Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью, которую надо ликвидировать. Если обучающийся, получающий образование в семейной форме, её не ликвидирует, то он возвращается в школу.
      К школе можно прикрепиться на всё время обучения, на учебный год либо на время прохождения промежуточной аттестации.
      Вот и делайте выводы. Блог не комментирует документы. Для официального ответа советуем обратиться в Рособрнадзор.

      Ответить
  • 05.09.2019 в 14:53
    Постоянная ссылка

    Добрый день ! 9 класс , семейное образование. Хотим сдавать промежуточную аттестацию блочным способом , то есть на каждый месяц по 1 предмету! Но школа ссылается на локальные акты, в них прописан лишь один вариант сдачи ПА , в мае! Но я читала , что ПА на СО должна соответствовать индивидуальному учебному плану , который определяется родителями . Где искать правды ? На что ссылаться ?

    Ответить
    • 06.09.2019 в 15:40
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Лена! Нормативом в данном случае является ст.58 ФЗ об образовании, согласно которой формы, порядок и сроки прохождения промежуточной аттестации определяются локальным актом школы. Поэтому все вопросы следует решать со школьной администрацией.

      Ответить
  • 06.09.2019 в 20:51
    Постоянная ссылка

    Добрый день. 5 класс, собираемся переходить на семейную форму образования. В школе просят сдать учебники. Имеет ли ребенок право получить учебники в школе, к которой он прикреплен (и где ранее учился очно)? Если да, то на какой норматив/закон можно сослаться?

    Ответить
    • 07.09.2019 в 16:33
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена! Советуем ознакомиться с Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 “Об организации получения образования в семейной форме”. В нем вы найдёте ответы на многие интересующие вас вопросы.
      В частности в нём сказано следующее:
      «Статья 35 Федерального закона гарантирует право обучающихся по основным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов на бесплатное пользование во время обучения учебниками и учебными пособиями, необходимыми в учебном процессе.
      В этой связи, обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.
      Причём обеспечение указанных обучающихся учебниками и учебными пособиями возможно производить не только из фондов библиотеки организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся проходит промежуточные и (или) государственную итоговую аттестации, но и посредством создания специализированного библиотечного фонда субъекта Российской Федерации (муниципального образования)».

      Ответить
  • 26.09.2019 в 15:33
    Постоянная ссылка

    Добрый день. 5 класс, на семейном форме образования, прикреплены к школе, договор заключен на весь учебный год, аттестация один раз в год за курс класса. В графике аттестаций прописана форма сдача — контрольные по всем предметам, в том числе по музыке и технологии, физкультуре и изо. На вопрос, в чем будут заключаться контрольные, ответ один: «придете на аттестацию и узнаете». В консультациях и разъяснениях отказано. Есть ли какие-то пункты в законе, регулирующие прозрачность требований на аттестациях? Имеет ли ребенок и его родители на консультации по предметам перед началом изучения курса?

    Ответить
    • 29.09.2019 в 09:50
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Арина! Советуем ознакомиться с школьным локальным актом по вопросам промежуточной аттестации либо по вопросам обучения в форме семейного образования (см. на школьном сайте), а также с письмом Минобрнауки России № НТ-1139/08 от 15.11.2013 г. «Об организации получения образования в семейной форме».
      Заметим, что прохождение аттестации в разных школах может быть с разной периодичностью – после каждой четверти, триместра, полугодия, раз в год. Более того, на практике возможно разбить аттестацию разных предметов. Например, если аттестация проходит раз в год, то разные предметы можно сдавать в разные промежутки времени, а не все сразу в конце года (в середине года сдаётся программа за год по нескольким предметам, например, по русскому языку и математике, в середине литература и проч.). Могут быть различными и её формы. Об этом вы узнаете в локальном акте школы.
      Обращаем внимание, что при заключении договора следовало оговорить все детали — как и когда будет проходить промежуточная аттестация: периодичность, количество учебных предметов, сроки сдачи и т.д. В интересах родителей наиболее подробная детализация. Можно предусмотреть, по каким предметам какой объём знаний необходимо проверять на промежуточной аттестации. Это исключит последующие недоразумения, подобные вашему примеру.
      Обратим внимание, что ребёнок является обучающимся школы и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со ст. 34 ФЗ об образовании.

      Ответить
  • 23.10.2019 в 08:34
    Постоянная ссылка

    Я журналист. Меня пригласил родитель ,у которого ребенок переведен на семейное образование. Во втором классе в декабре 2018 года папа выписал ребенка из школы, уведомил школу о семейном образовании. Карточка учащегося на руках у родителей. В октябре этого года директор школы, в которой раньше учился ребенок забила тревогу, так как по ее понятиям ребенок не сдавал промежуточные экзамены за второй класс, и следовательно не переведен в третий. Вызывают семью на комиссию по делам несовершеннолетних по вопросу образования ребенка, предлагают пройти промежуточную аттестацию. Папа против, так как говорит, что в Законе не сказано об обязательной промежуточной аттестации. Он считает, что приведет ребенка через 7 лет в 9 класс на сдачу ГИА, а до этого момента никаких экзаменов промежуточных сдавать не обязан. Папа пригласил нас разобраться, считая,что школа таким образом заставляет его насильно вернуть в школу ребенка, где ему было учиться некомфортно в силу психологических причин характера раз и потому, что они собираются жить в отделенном селе , из которого добираться до школы будет проблемно,- два, и еще ряд других причин. Юрист консультант из Москвы говорит ему, что папа действует правильно.

    Ответить
    • 23.10.2019 в 09:39
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Вадим! Да, это так! но есть нюансы. 1.В соответствии с ч.5 ст.63 ФЗ об образовании при выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают. Орган правления образованием прикрепляет такого ученика к школе для прохождения промежуточной и итоговой аттестации. Это прикрепление может быть только на время прохождения аттестации, на год или на всё время обучения. Это учитывается при формировании муниципального задания школе для ее финансирования на оплату учителям за семейников.
      2. В соответствии с ч.1 ст.58 освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. Т.о., семейник, прикрепленной к школе, проходит промежуточную аттестацию в соответствии с локальным актом школы. С ним надо было родителям ознакомиться.
      3. В соответствии с ч.ч.2,3 этой же статьи неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
      3.В соответствии с ч.10 обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.
      И, наконец, 4. В соответствии с ч.7 ст.28 образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
      Надеемся, что вам становится понятна обеспокоенность директора школы в связи с неявкой обучающегося, находящегося на семейном обучении на промежуточную аттестацию.
      Совет. Прохождение промежуточной аттестации, формы и сроки желательно согласовать с администрацией школы. для официального ответа обратиться в Минпрос РФ либо Рособрнадзор.

      Ответить
    • 04.11.2019 в 19:27
      Постоянная ссылка

      Доброго,
      1. при выборе СО нужно уведомить местное Управление Образованием, в свободной форме о выборе для своего ребёнка семейной формы образования (ч.5 ст.63 273-ФЗ).
      Сроков законом не установлено. Санкций за неуведомление нет. Т.е. наказать за это оснований нет.

      2. из школы нужно быть отчисленным (при переходе на СО), чтобы не подпадать под её ответственность, как и соответственно под её распорядок, требования и т.д.

      Обучающийся на СО не обязан числиться в школе и не подходит под ст.28 327-ФЗ (Письмо).
      «Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несёт ответственность за качество образования, при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную Деятельность, несёт ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.»

      Школу можно выбирать любую, по желанию, в том числе сдавать аттестацию удалённо (кроме ГИА). Сейчас есть ресурсы в нете, только для прохождения аттестаций.

      Отношения между школой и СО строятся только на аттестации (Письмо):
      «… Основаниями возникновения образовательных отношений между экстерном и образовательной организацией являются заявление родителей (законных представителей) о прохождении промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и распорядительный акт указанной организации о приеме лица для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации (часть 1 статьи 53 Федерального закона).»

      3. аттестовываться — право СО, а не обязанность (ч.3 ст. 17 ФЗ). И право пройти аттестацию экстерном (ч.3 ст. 34 ФЗ).
      Поэтому аттестовываться до 9 кл. он не обязан (аттестация в 9-11 кл. необходима для допуска к ГИА, при намерении ученика получить аттестат).
      Отметки 1-8 кл. чисто переводные (для школы), нигде не учитываются, на аттестат никак не влияют.

      По поводу академ. задолженности: такая ситуация возможна, когда родитель+ребёнок решают сдать промеж. аттестацию например в 9 кл. и для этого ЗАЧИСЛЯЮТСЯ в школу для сдачи этой аттестации. И — если не сдают (будучи зачисленными школу для сдачи аттестации) — образовывается долг (согласно ст.58 ФЗ).
      Пока ребёнок не зачислен в школу для сдачи аттестации, ст.58 не имеют силы для СО.

      Зачисляться можно в любом возрасте, на срок вплоть от 1 дня и сдачи вплоть от 1 экзамена за раз. Процесс такой: родитель подаёт заявление (в желаемую школу, на желаемый срок и для желаемой аттестации) — ребёнок сдаёт аттестацию в течение указанного срока — по окончании срока школа отчисляет его и в теч. 3-х дней выдаёт справку о прохождении такой-то аттестации.

      Так что родитель абсолютно прав. Ребёнок не обязан аттестовываться до 9 кл. Школа до момента подачи заявления родителями об аттестации никакой ответственности за него не несёт. Управ. Образования (как и школа) требовать большего, чем дано законом не имеет права.
      Здесь уже речь идёт о нарушении прав ребёнка со стороны школы/управления.

      Единственное — родителю нужно уведомить УО. Кстати, об этом из Письма:
      «… для организации прохождения детьми соответствующей аттестации родители (законные представители) при информировании органа местного самоуправления (иного уполномоченного органа) по месту жительства о выбранной форме семейного образования одновременно должны обеспечить обучение в семейной форме и получить сведения об образовательных(ой) организациях(и), в которых(ой) предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации.» (т.е. уведомить, начать обучать и — ПОЛУЧИТЬ сведения. Зачисляться никто никого никуда не обязывает).

      Источники:
      — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, с изменениями 2019 года.

      — Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме».

      Максим,
      Родитель, на СО.

      Ответить
      • 06.11.2019 в 09:56
        Постоянная ссылка

        Добрый день, Максим! Всё это так, но есть нюансы. 1. Согласно ст.9 ФЗ об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), а также учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа, относятся к компетенции органов местного самоуправления. Согласно же ст.63 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов не только ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, но и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
        2.Согласно ст.44 родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования, и за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
        3.Согласно ч.5 ст. 66, требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.
        Следовательно, администрация в лице органа управления образованием должна иметь информацию учатся ли все дети, проживающие на её территории и подлежащие обучению. и принимать соответствующие меры в случае, если ребенок не получает образование.
        И ещё. Если для родителей промежуточная и итоговая аттестации осуществляются бесплатно, то работа учителей, которые участвуют в этом процессе, оплачивается, и могут возникнуть проблемы с финансированием, если семейник не будет учтён и прикреплён к школе. Если школьник не будет зачислен в школу, то он не может быть обеспечен бесплатными учебниками и учебными пособиями, пользоваться предоставленными ему ФЗ об образовании академическими правами, в том числе участвовать в школьных мероприятиях, олимпиадах, кружках, получать психолого-педагогическую помощь и др. Зачем же лишать его этого? Переход на СО не предусматривает отчисление ученика из школы.

        Ответить
  • 10.11.2019 в 07:48
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте,
    1. Да, верно, УО ведут учёт детей на своей территории, а также учёт форм образования и форм обучения, выбранных родителями.
    Моё высказывание относительно «сроков и санкций за неуведомление» (если Вы об этом) — в отношении тех родителей, кто не знал об этом, и могут «накрутить» себя. Им просто нужно на момент, когда они об этом узнали, исправить «пробел»: уведомить УО (сделать это можно и через почту, письмом, заказным с уведомлением+(желательно) опись вложений).
    Прежде всего сделать это нужно именно им/ родителям, потому что как раз уведомление УО (не школы или иных лиц/организаций) и есть законное засвидетельствование своего выбора СО.

    п.1 ч.1 ст.9 действует в отношении школ (организацияобразованияв муниципальных образовательных организациях). СО — получение общего образования вне обр. организаций (ч.2 ст. 63). Не совсем понимаю к чему именно здесь эта ссылка.
    Да, конечно же, за УО закреплены определенные обязанности, но не все они связаны с СО (либо связаны только на срок зачисления в школу).

    2. Да, это есть так же в СК РФ. Из Письма:
    «родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя в том числе, обязательствапо обеспечению обучения в семейной форме образования» (Письмо)

    «родителипри информировании органа местного самоуправления (иного уполномоченного органа) по месту жительства о выбранной форме семейного образования одновременно должны обеспечить обучение в семейной форме и получить сведения об образовательных(ой) организациях(и), в которых(ой) предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации», которая «может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года». (Письмо)

    3. /ч.5 ст.66 не оспариваю.

    «администрация в лице органа управления образованием должна иметь информацию учатся ли все дети, проживающие на её территории и подлежащие обучению» — как раз решается через уведомление УО со стороны родителя.
    «принимать соответствующие меры в случае, если ребенок не получает образование» — но при этом важно подчеркнуть, что неуведомление УО не означает, что ребёнок на СО не получает образования, также как и то, что ребёнок на СО не зачислен в школу. Как не означает и то, что родитель не исполняет взятых на себя обязательств по обучению, в выбранной им форме.

    4. Я не имел ввиду, что ребёнок на СО может вообще не числиться в школе. Аттестовываться без зачисления не получиться.
    Речь здесь о том, что на СО ребёнок может быть зачислен на любой срок, необходимый для прохождения желаемой аттестации («такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года» /Письмо).
    Как обучающийся-экстерн, через заявление* родителей.
    * Хотя заключать договор законом не воспрещается, только это будет уже не договор об образовании (здесь: о зачислении на обучение п.1 ч.1 ст.54 ФЗ), а договор конкретно под ПА (ГИА), где прописываются конкретные моменты аттестации, например, порядок прохождения ПА исходя из ИУП ребёнка на СО.

    С точки зрения финансирования: школой «могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций » (Письмо, ч.2 ст.99 ФЗ)
    Школа финансово никак в этом не теряет, возможность (любого взаимодействия на СО) прописана законом.

    5. Да, конечно согласен, «переход на СО не предусматривает отчисление из школы». Акцент здесь на том, что переход на СО не обязывает продолжать числиться в школе.
    Родитель, с учётом мнения ребёнка, решает:
    — оставаться ему в рамках школьной программы (+ все вытекающие — академ. права, учебники и т.д. + желательно родителям именно для больших свобод и удобств ребёнка составить новый договор по аттестации со школой).
    — либо идти своим путём, в том числе в сроках и последовательности в обучении (освоении материала), вне школы (точнее её графика и норм. Например, когда ребёнок в 6л учится читать, писать — только в 8 л, в 9 начинает геометрию. Потому что это именно его (ребёнка) график и именно его последовательность), и в определённый родителями момент на определённый срок зачисляться в школу для прохождения желаемой аттестации.
    — или сочетать разные формы / ч.4 ст.17 ФЗ (что также подлежит финансированию в пользу школы).

    * * *
    Касательно случая из письма: родителю, переведя ребёнка на СО, с отчислением из школы, необходимо уведомить УО. Он вправе не числиться в школе до сдачи аттестации, а когда и где аттестовываться/как и аттестовываться ли до 9 кл — решать ему, и он никому не обязан предоставлять подобные сведения, как и незаконно требовать их от родителя.
    Для УО — от него требуется только уведомление (ничего большее законом не предусмотрено).
    Со школой (любой) у него на данный момент нет никаких отношений, а соответственно нет взаимных обязательств. Ни одна из школ не несёт за него в подобной ситуации никакой ответственности.
    Свои обязанности как родителя — обучать ребёнка/предоставлять образование на СО — он исполняет.
    Контроль и проверки обучения/процесса обучения/успеваемости и т.д. со стороны УО, школы, КДН и опеки (любых иных лиц) — незаконны.
    Единственная законная — аттестация (в образ. организации, по заявлению родителя), и впервые это может случиться только в 9 кл.

    Вызов на комиссию как и требование прохождения ПА (как и беспокойства школы) — безосновательны.
    Это: самоуправство (ст.330 УК РФ), превышение полномочий (ст.286 УК РФ), клевета (как и клевета с использованием служебного положения) (ст.128.1 УК РФ), ложный вызов спец. служб (т.19.13 КоАП РФ) (в зависимости от ситуации), нарушение права на образование (5.57 КоАП РФ) + честь и достоинство (ст.152/ст.1100 ГК РФ).

    Ответить
    • 10.11.2019 в 15:01
      Постоянная ссылка

      Добрый день, максим! Ещё раз подчеркнем, что блог не комментирует нормативные документ, а только по просьбе пользователя предоставляет информацию. Для официального ответа советуем обращаться в Минпросвещения РФ, например, направить свое обращение через форму обращений граждан, пройдя по ссылке https://rosmintrud.ru/reception/form.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.