Минпросвещения России подготовило проект закона об уменьшении отчетности учителей

По действующему законодательству федеральные органы власти не могут повлиять на нагрузку учителей, связанную с составлением отчётов, ответов ‎на информационные и иные запросы, не относящиеся к деятельности образовательной организации, которые делают муниципальные власти и федеральные органы исполнительной власти вне сферы образования.

В связи с многочисленными обращениями учителей о необходимости сокращения нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций, этот вопрос был рассмотрен на заседании Госсовета РФ от ‎23 декабря 2015 г., по итогам которого Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации было дано соответствующее поручение.
Во исполнение данного поручения Президента Министерством образования:
– проведен анализ документооборота образовательных организаций, руководителей школ и учителей;
– подготовлены и направлены в регионы: совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 16.05.2016 г.‎№ НТ-664/08 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей», письмо Минобрнауки ‎от 28 октября 2015 г. № 08–1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
– в 2015 году внесены изменения в ФГОС соответствующих уровней образования.
И вот  29 января 2019 года на портале проектов нормативных правовых актов был
опубликован подготовленный Минпросвещения России проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6, 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части уменьшения нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций)».
Законопроектом предлагается:
– часть 1 статьи 6 дополнить п. 10.1, согласно которому к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования будет относиться:
«определение перечня документов, в разработке и ведении которых участвуют педагогические работники при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
– статью 8 дополнить пунктом 11.1, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования будет относиться:
«обеспечение единства практики применения муниципальными образовательными организациями и образовательными организациями субъектов Российской Федерации положений перечня документов, ‎в разработке и ведении которых участвуют педагогические работники при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
В Пояснительной записке к этому законопроекту отмечается следующее:
– основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса являются:
1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
– программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
3) календарно-тематическое планирование;
– авторские программы учебных предметов, разработанные  ‎в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение ‎о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации;
– участие учителей в формировании отчетной документации школы определяется должностными обязанностями, предусмотренными трудовыми договорами и должностными инструкциями, положения которых не могут противоречить Федеральному закону, трудовому законодательству, коллективному договору и соглашениям;
– учитель в обязательном порядке должен разрабатывать ‎и иметь в наличии рабочую программу по учебному предмету, внеурочной деятельности;
– должностная инструкция должна быть у всех работников образовательной организации;
– при выполнении учителем функций классного руководителя рекомендуется включать в обязанности учителя формирование документации, связанной ‎с ведением классного журнала, выполнением соответствующего плана работы;
– в сфере образования одной из услуг является предоставление информации ‎о текущей успеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости.
‎ «Таким образом,- говорится в пояснительной записке к законопроекту, – учитель в обязательном порядке должен иметь разработанную учебную программу по предмету (курсу), поурочные планирование (технологические карты урока), вести учет успеваемости обучающихся (заполнять классный журнал, дневник). Все остальное оговаривается трудовым договором, должностной инструкцией, локальными актами образовательной организации».
Законопроект внесен на общественное и экспертное обсуждение.
Кто-то из великих сказал, что “строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения”.
Будем надеяться, что предложенный законопроект коренным образом изменит положение дел, и учителей, и школы, действительно, избавят от бумаготворчества.
«Педагогу необходимо располагать временем для развития своих навыков, совершенствования программ, и администрации школ должны высвобождать ему это время, создать все условия для профессионального роста»,– считает Министр просвещения О.Ю.Васильева.

Источник:
https://regulation.gov.ru/projects#departments=119&npa=88046
https://regulation.gov.ru/projects#departments=119

4 комментария к “Минпросвещения России подготовило проект закона об уменьшении отчетности учителей”

  1. Те кто внесли эти поправки, в самом деле думают, что у учителей уменьшится бумаготворчество? Это просто издевательство! Работодатели внесут поправки в договора и будут наказывать за опоздание какого-либо отчета. Учителям морально станет еще хуже. С количеством отчетов ничего не изменится, скорее , станет больше.

    Ответить
  2. Попробуйте разработать технологические карты на каждый урок. Если этот документ будет указан в законе, то все наши начальники радостно будут с педагога спрашивать именно его, а обычный план отвергнут как устаревший. Да и конкретики по требованию к рабочей программе нет. Каждый год добавляют новое или забытое старое. Для чего нужны целые институты и кабинетные методисты – непонятно. Сырой документ, разработанный кабинетными работниками!!!

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Согласно действующего пока ФГОС, рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.
      Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
      1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
      2) содержание учебного предмета, курса;
      3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

      Ответить
  3. На мой взгляд изменения должны коснуться не только учителей школ, но преподавателей среднего профессионального образования, где уже давно разработана четкая структура учебно-планирующей и контрольно-оценочной документации. Безусловно, перекладывать на преподавателей составление отчетов и ответов на информационные письма, касающиеся деятельности образовательного учреждения недопустимо. Однако формирование внутренней отчетности базируется на отчетах каждого педагога, тем самым позволяя педагогу проводить самоанализ своей деятельности и планомерно подготовиться к аттестации. К сожалению, во многих организациях отсутствует методическая служба или обязанности методиста закреплены за несколькими преподавателями, что не может не сказаться на качестве учебно-планирующей документации.
    Также считаю нецелесообразным ежегодно разрабатывать новую учебно-планирующую документацию на основе действующих ФГОС, так как в данном случае происходит ее дублирование.

    Ответить

Добавить комментарий для Ирина Отменить ответ