Нам бы домашние задания школьникам взять и отменить. Вот, к примеру, в Финляндии дети тратят на домашнее задание около 3 часов в неделю.
Учебная нагрузка российских школьников — это уроки, факультативы, занятия с репетиторами, кружки, спортивные секции, а еще классные часы, школьные и внешкольные мероприятия и т.п. Многие дети устают настолько, что с трудом могут самостоятельно выполнять домашние задания, на которые порой не скупятся учителя.

В некоторых случаях это приводит к тому, что дети просто игнорируют задания учителя или выполняют их частично, и, как следствие, у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать в учебе, а родители конфликтуют с учителями.
А между тем, есть нормативные документы, которые регламентируют нагрузку школьника. Это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, СанПиН 2.4.2.2821-10, приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Так, в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) зависит от продолжительности учебной недели и при 6-ти дневке для 2-4 классов составляет -26 час.,  при 5-ти дневке -23 часа; для 5 классов соответственно 32 и 29 час.; для 6 классов -33 и 30 час.; для 7 классов – 35 и 32 час.; для 8-9 классов – 36 и 33 час.; для 10-11 классов — 37 и 34 час. Первые классы занимаются только по 5-ти дневке не более 21 часа в неделю. Объем нагрузки внеурочной деятельности не зависит от продолжительности учебной недели и составляет не более 10 час в неделю. При этом часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Образовательная недельная нагрузка должна равномерно распределяется в течение учебной недели и не превышать в день:
• для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
• для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
• для учащихся 5-7-х классов – не более 7 уроков ежедневно;
• для учащихся 8-11-х классов – не более 8 уроков ежедневно.
Допускается проведение сдвоенных уроков по физической культуре. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в расписании уроков должен быть облегченный учебный день — четверг или пятница. Запрещается проводить нулевые уроки ранее 8 час. утра.
Обратим внимание, что в соответствии со ст. 34 Федерального закона об образовании обучающимся предоставлено право на:
— выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого школой (после получения основного общего образования);
— зачет школой, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
— посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в школе и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Если использовать предоставленные законом школьнику права, то можно высвободить некоторое дополнительное время для отдыха.
Нормативными документами также ограничивается и объем домашних заданий. Он должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
во 2 — 3 классах — 1,5 ч.,
в 4 — 5 классах — 2 ч.,
в 6 — 8 классах — 2,5 ч.,
в 9 — 11 классах — до 3,5 ч.
В 1 классах домашних заданий не задают и отметок не ставят.
К сожалению, несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий.

Кто виноват и что делать?
1.Перегрузка школьных образовательных программ учебным материалом, не соответствие их современным целям и задачам образования.
Как решается? В России создается образовательное пространство, которое предполагает единое для всех базовое содержание по всем предметам. Цель его – обеспечить качественное образование одинаково доступное все детям, независимо от того, учатся они в московской школе или в небольшом селе. Одним из важных элементов этой системы должна стать Российская электронная школа.
Федеральный проект «Современная школа» включает обновление материально-технической базы, строительство новых школ, полную ликвидацию третьей смены, внедрение новых методов обучения, обновление образовательных программ.
В настоящее время приняты единый историко-культурный стандарт, предметная концепция по русскому языку и литературе, разработаны единые концепции по физкультуре и ОБЖ. В октябре будет принято еще семь концепций, в том числе по географии, обществознанию, а в дальнейшем и по предметам. естественно-научного цикла, а также технологии. Поставлена задача: содержание учебного предмета должно соответствовать современным реалиям.
Параллельно с разработкой предметных концепций идет обновление ФГОС. Для начальных классов они уже одобрены, а для средней школы новые стандарты могут быть приняты к концу этого года.
В обновленных стандартах впервые  прописано конкретное содержание предметов, например, сколько произведений и в каком классе прочитать, когда изучать десятичные дроби, а когда – обыкновенные и т.д.
2. Большое число учебников, порой не согласованных с ФГОС и между собой. Например, по математике в федеральном перечне  16 учебников, и все они отличаются друг от друга: в одном учебнике математики для 5 класса даются десятичные дроби, а для 6 класса – обыкновенные; в другом учебнике — наоборот. Кроме того, как отмечают эксперты, некоторые учебники перегружены деталями, методически не выверены, содержат понятия, определения которых нет в словарях, допускаются даже и грубые ошибки.
По информации Минпросвещения РФ дополнительную экспертизу не прошли 30 процентов учебников.
3. Подготовка учителя не соответствует требованиям времени, вследствие чего снижается эффективность обучения непосредственно на уроке, а большая часть овладения учебным материалом переносится на домашнюю самостоятельную работу, родителям приходится прибегать к репетиторам.
В процессе обучения учителями недостаточно учитываются психофизиологические особенности школьников, вследствие чего темп урока и объем изучаемого материала и домашних заданий для всех детей одинаковы. Поэтому одним детям скучно на уроке, а другие просто не успевают понять изучаемый материал, некоторым с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут.
Использование неэффективных методов контроля за уровнем овладения школьниками изучаемым материалом, отсутствие прозрачности и обоснованности оценки также не способствуют их мотивации, а порой приводят к конфликтам учитель-ученик, учитель-родители.
Как решается? Согласно Федеральному проекту «Учитель будущего», не менее половины учителей должны пройти переподготовку; появится национальная система учительского роста: карьерный -учитель-директор-завуч, новые должности педагогических работников — учитель-мастер, учитель-наставник; в каждом регионе будут созданы центры непрерывной подготовки педагогов и их аккредитации, доступные для любого педагога и директора школы.
Министерство просвещения планирует заказать масштабное исследование на предмет влияния новых технологий на здоровье и восприятие российских детей, в том числе, в рамках учебного процесса, с целью установления какое количество времени в каждом классе может занимать непосредственно работа с новыми гаджетами и вообще погружение детей в новые технологии. Предполагается, что современные технологии будут внедряться в образовательный процесс «поэтапно и последовательно».
Каким должно быть домашнее задание
Домашнее задание дается ученикам для закрепления изученного материала. Вместе с тем для того, чтобы стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка, учитель может задать некоторый материал для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке. Домашнее задание должно быть понятно каждому ученику. Учащиеся должны точно знать, что делать и как делать, поэтому учителю рекомендуется на уроке объяснить это ученикам.
Имеет ли право учитель в первом классе задавать на дом
В соответствии с СанПин это является недопустимым, хотя некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.
Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни
В современных нормативных документах прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул или выходные дни нет. В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона об образовании такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. При этом следует исходить из того, что Федеральный закон об образовании относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет их как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.
Отметим также, что согласно ст. 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., ребенок имеет право на отдых.
Нужны ли домашние задания? 
В последнее время развернулась дискуссия на тему «А нужны или вообще домашние задания?»
Мнения разделились: одни считают, что «домашнее задание — это ненужная сегодня вещь, ибо дети и так всё время находятся в школе или на каких-то занятиях»; другие полагают, что «большая учебная нагрузка – гарантия того, что ребёнок не будет проводить всё время за компьютером».
Например, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов призвал отказаться от домашних заданий для школьников в пользу прогулок на свежем воздухе, а доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный учитель РФ, директор центра образования №109 города Москвы Евгений Ямбург назвал глупостью разговоры об отмене домашних заданий.
Согласно Федеральному закону об образовании школа самостоятельно разрабатывает и утверждает свою образовательную программу, включая нормы домашних заданий, а также вправе определить, какие методики использовать, гарантируют ли они качественное образование и готовы ли к такой системе ученики и родители, каким образом должна контролироваться домашняя нагрузка, и даже решить вопрос об отмене домашних занятий, ввести безотметочное обучение, оценочную систему.
Родители могут повлиять на это через совет школы, родительский комитет, попечительский совет.

При подготовке использованы материалы источников:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
СанПиН 2.4.2.2821-10
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
А также:
https://rg.ru/2018/09/24/uchebnikov-dlia-shkoly-stanet-na-tret-menshe.html
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/644884/#ixzz3jE86rDRn
https://минобрнауки.рф/new_feedback/questions?page=2&theme=22
http://www.newsru.com
http://www.rg.ru
https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/uchebnaya-nagruzka-shkolnikov/
https://mybig.ru/obshhestvo/otmena-domashnih-zadanij-v-rossii-pravda-ili-net-svezhij-material-na-20-09-2018-g/

О домашних заданиях школьникам

О домашних заданиях школьникам: 10 комментариев

    • 06.11.2019 в 09:08
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Мария! Объем домашнего задания определяется не количеством номеров или упражнений, а временем, которое необходимо для его выполнения. СанПин определяет только общее время на выполнение домашних заданий по классам, а не по предметам. Администрация школы данный вопрос должна держать на контроле.

      Ответить
  • 28.11.2019 в 21:55
    Постоянная ссылка

    В 4 классе постоянно задают на выходные математику, русский и др. Это нормально? Вроде на выходные не должны задавать? На каникулы тоже задают.

    Ответить
    • 29.11.2019 в 09:20
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Юлия! Подобного нормативного документа нет. Относительно каникул, то согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 они являются временем отдыха для школьников.

      Ответить
      • 30.11.2019 в 21:58
        Постоянная ссылка

        Добрый вечер. В первом классе с первого дня без согласования с родителями задают домашнее задание. Причем не одну две строчки, а 1 — 1,5 страницы по математике и по русскому +чтение, окружающий. На выполнение уходит до четырех часов. Попытки сказать учителю что им это тяжело обернулись в нашу сторону негативной реакцией со стороны учителя, якобы мы не хотим успеха… Жаловаться не хочеться, в нашей школе не хватиет учителей начальной школы.

        Ответить
        • 01.12.2019 в 14:47
          Постоянная ссылка

          Добрый день, Маргарита! Советуем напомнить учительнице, что в соответствии с п.10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10 и п.19.1 Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. N 734 в первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Обратитесь к директору школы с заявлением провести служебное расследование о нарушении учителем упомянутых нормативных документов.

          Ответить
  • 01.12.2019 в 12:01
    Постоянная ссылка

    Добрый день. 8 класс. Каждый день у ребёнка 7 уроков, 5 дневка, плюс факультатив. В школе находится 7 и больше часов. Если делать все заданные на следующий день домашние задания качественно, нужно ещё часа 3 или даже 3,5. Так как часто бывают заданы доклады/рефераты, а поиск материала тоже входит в это время. На каждый день задают по русскому, математике, английскому и ещё по трём устным предметам, например по литературе прочитать, ответить на вопросы, по химии решить задачи, иногда их очень много, по истории выучить конспект, что писали на уроке или прочитать до двух параграфов, ответить на вопросы или сделать конспект параграфа. По биологии и географии могут быть и устные и письменные задания.
    Получается у детей больше, чем 10 часовой рабочий день не считая дороги в школу и обратно. Если качественно готовиться к урокам, то и больше! Если игнорировать, то двойки за невыполненные задания! Гулять уже некогда. В выходные дни репетиторы ( так как двойки и снижение оценок из-за отсутствия времени и уже желания у детей делать уроки) и в выходные домашние задания на понедельник! Это все дополнительная
    нагрузка и на детей и на бюджет родителей. Современные дети заняты еще кто в муз. школе, кто на кружках и секциях. В общем, очень нужны и детям и родителям чёткие законы, санпины и инструкции, на которые можно ссылаться при разговоре с учителями в школе. Вы же понимаете, если » начать качать свои права» , то к детям потом плохо начинают относиться учителя, если молчать, то у детей так и будут нервные срывы от плохих оценок, неуспеваемости, элементарной усталости. Спасибо.

    Ответить
    • 01.12.2019 в 13:43
      Постоянная ссылка

      Добрый день, София! Всё это так. Это проза жизни. Действительно, нельзя объять необъятное. А нормативы есть — это СанПин 2.4.2.2821-10 и соответствующий приказ Минпросвещения. Совет: чётко определить, что вы хотите достичь. На это и направить основные усилия, а остальное — на уровне допустимого. А что касается школы, учителей, то это учреждение и работники, которые оказывают образовательные услуги. Только и всего.
      В соответствии с п. 19.1 приказа Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. N 734 при реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) общеобразовательной программы необходимо учитывать, что объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 часа, в 4 — 5 классах — 2 часа, в 6 — 8 классах — 2,5 часа, в 9 -11 классах — до 3,5 часа.
      Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) образовательной программы, требующие больших затрат времени на выполнение домашнего задания, не должны группироваться в один день.

      Ответить
  • 02.12.2019 в 07:40
    Постоянная ссылка

    Спасибо за ответ.
    Вы же понимаете, что учителя задают каждый по своему предмету, никто между собой не договаривается.
    В следующем году нас ждёт 9 класс. Посмотрела, норма времени, затраченного на домашнее задание 3,5 часа, значит задавать будут ещё больше. Это не нормально, что у 15 летних детей 10 часовой рабочий день! Сын ходит на секцию бокса, ему нравится. Занятия там вместе с дорогой отнимают ещё 2 часа 4 раза в неделю. Вот уже 12 часовой! В школе жалуются, что у сына резко снизилась успеваемость, но это из-за того, что некогда делать уроки. Двойки именно за не выполненные домашние работы, а это сразу снижает средний балл. Надеюсь, современные школьники в будущем на руководящих должностях в правительстве отменят все домашние задания и учебный процесс будет происходить только в стенах школы. И родителям не придётся делать поздними вечерами домашнее задание и нанимать репетиторов.

    Ответить
    • 04.12.2019 в 09:42
      Постоянная ссылка

      Добрый день, София! Согласно п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10 объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах — 1,5 ч, в 4-5 классах — 2 ч, в 6-8 классах — 2,5 ч, в 9-11 классах — до 3,5 ч. В первом классе обучение проводится без домашних заданий без балльного оценивания. Контроль за этим относится к обязанностям администрации школы.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.