О домашних заданиях школьникам

Нам бы домашние задания школьникам взять и отменить. Вот, к примеру, в Финляндии дети тратят на домашнее задание около 3 часов в неделю.
Учебная нагрузка российских школьников – это уроки, факультативы, занятия с репетиторами, кружки, спортивные секции, а еще классные часы, школьные и внешкольные мероприятия и т.п. Многие дети устают настолько, что с трудом могут самостоятельно выполнять домашние задания, на которые порой не скупятся учителя.

В некоторых случаях это приводит к тому, что дети просто игнорируют задания учителя или выполняют их частично, и, как следствие, у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать в учебе, а родители конфликтуют с учителями.
А между тем, есть нормативные документы, которые регламентируют нагрузку школьника. Это Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ, СанПиН 2.4.2.2821-10, приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Так, в соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 и приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах) зависит от продолжительности учебной недели и при 6-ти дневке для 2-4 классов составляет -26 час.,  при 5-ти дневке -23 часа; для 5 классов соответственно 32 и 29 час.; для 6 классов -33 и 30 час.; для 7 классов – 35 и 32 час.; для 8-9 классов – 36 и 33 час.; для 10-11 классов – 37 и 34 час. Первые классы занимаются только по 5-ти дневке не более 21 часа в неделю. Объем нагрузки внеурочной деятельности не зависит от продолжительности учебной недели и составляет не более 10 час в неделю. При этом часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Образовательная недельная нагрузка должна равномерно распределяется в течение учебной недели и не превышать в день:
• для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
• для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
• для учащихся 5-7-х классов – не более 7 уроков ежедневно;
• для учащихся 8-11-х классов – не более 8 уроков ежедневно.
Допускается проведение сдвоенных уроков по физической культуре. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в расписании уроков должен быть облегченный учебный день – четверг или пятница. Запрещается проводить нулевые уроки ранее 8 час. утра.
Обратим внимание, что в соответствии со ст. 34 Федерального закона об образовании обучающимся предоставлено право на:
– выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого школой (после получения основного общего образования);
– зачет школой, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
– посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в школе и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами.
Если использовать предоставленные законом школьнику права, то можно высвободить некоторое дополнительное время для отдыха.
Нормативными документами также ограничивается и объем домашних заданий. Он должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
во 2 – 3 классах – 1,5 ч.,
в 4 – 5 классах – 2 ч.,
в 6 – 8 классах – 2,5 ч.,
в 9 – 11 классах – до 3,5 ч.
В 1 классах домашних заданий не задают и отметок не ставят.
К сожалению, несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий.

Кто виноват и что делать?
1.Перегрузка школьных образовательных программ учебным материалом, не соответствие их современным целям и задачам образования.
Как решается? В России создается образовательное пространство, которое предполагает единое для всех базовое содержание по всем предметам. Цель его – обеспечить качественное образование одинаково доступное все детям, независимо от того, учатся они в московской школе или в небольшом селе. Одним из важных элементов этой системы должна стать Российская электронная школа.
Федеральный проект «Современная школа» включает обновление материально-технической базы, строительство новых школ, полную ликвидацию третьей смены, внедрение новых методов обучения, обновление образовательных программ.
В настоящее время приняты единый историко-культурный стандарт, предметная концепция по русскому языку и литературе, разработаны единые концепции по физкультуре и ОБЖ. В октябре будет принято еще семь концепций, в том числе по географии, обществознанию, а в дальнейшем и по предметам. естественно-научного цикла, а также технологии. Поставлена задача: содержание учебного предмета должно соответствовать современным реалиям.
Параллельно с разработкой предметных концепций идет обновление ФГОС. Для начальных классов они уже одобрены, а для средней школы новые стандарты могут быть приняты к концу этого года.
В обновленных стандартах впервые  прописано конкретное содержание предметов, например, сколько произведений и в каком классе прочитать, когда изучать десятичные дроби, а когда – обыкновенные и т.д.
2. Большое число учебников, порой не согласованных с ФГОС и между собой. Например, по математике в федеральном перечне  16 учебников, и все они отличаются друг от друга: в одном учебнике математики для 5 класса даются десятичные дроби, а для 6 класса – обыкновенные; в другом учебнике – наоборот. Кроме того, как отмечают эксперты, некоторые учебники перегружены деталями, методически не выверены, содержат понятия, определения которых нет в словарях, допускаются даже и грубые ошибки.
По информации Минпросвещения РФ дополнительную экспертизу не прошли 30 процентов учебников.
3. Подготовка учителя не соответствует требованиям времени, вследствие чего снижается эффективность обучения непосредственно на уроке, а большая часть овладения учебным материалом переносится на домашнюю самостоятельную работу, родителям приходится прибегать к репетиторам.
В процессе обучения учителями недостаточно учитываются психофизиологические особенности школьников, вследствие чего темп урока и объем изучаемого материала и домашних заданий для всех детей одинаковы. Поэтому одним детям скучно на уроке, а другие просто не успевают понять изучаемый материал, некоторым с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут.
Использование неэффективных методов контроля за уровнем овладения школьниками изучаемым материалом, отсутствие прозрачности и обоснованности оценки также не способствуют их мотивации, а порой приводят к конфликтам учитель-ученик, учитель-родители.
Как решается? Согласно Федеральному проекту «Учитель будущего», не менее половины учителей должны пройти переподготовку; появится национальная система учительского роста: карьерный -учитель-директор-завуч, новые должности педагогических работников — учитель-мастер, учитель-наставник; в каждом регионе будут созданы центры непрерывной подготовки педагогов и их аккредитации, доступные для любого педагога и директора школы.
Министерство просвещения планирует заказать масштабное исследование на предмет влияния новых технологий на здоровье и восприятие российских детей, в том числе, в рамках учебного процесса, с целью установления какое количество времени в каждом классе может занимать непосредственно работа с новыми гаджетами и вообще погружение детей в новые технологии. Предполагается, что современные технологии будут внедряться в образовательный процесс «поэтапно и последовательно».
Каким должно быть домашнее задание
Домашнее задание дается ученикам для закрепления изученного материала. Вместе с тем для того, чтобы стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка, учитель может задать некоторый материал для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке. Домашнее задание должно быть понятно каждому ученику. Учащиеся должны точно знать, что делать и как делать, поэтому учителю рекомендуется на уроке объяснить это ученикам.
Имеет ли право учитель в первом классе задавать на дом
В соответствии с СанПин это является недопустимым, хотя некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.
Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни
В современных нормативных документах прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул или выходные дни нет. В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона об образовании такое условие может быть закреплено в Правилах внутреннего распорядка школы. При этом следует исходить из того, что Федеральный закон об образовании относит каникулы к академическим правам обучающихся и определяет их как плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.
Отметим также, что согласно ст. 31 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., ребенок имеет право на отдых.
Нужны ли домашние задания? 
В последнее время развернулась дискуссия на тему «А нужны или вообще домашние задания?»
Мнения разделились: одни считают, что «домашнее задание — это ненужная сегодня вещь, ибо дети и так всё время находятся в школе или на каких-то занятиях»; другие полагают, что «большая учебная нагрузка – гарантия того, что ребёнок не будет проводить всё время за компьютером».
Например, заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Борис Чернышов призвал отказаться от домашних заданий для школьников в пользу прогулок на свежем воздухе, а доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, заслуженный учитель РФ, директор центра образования №109 города Москвы Евгений Ямбург назвал глупостью разговоры об отмене домашних заданий.
Согласно Федеральному закону об образовании школа самостоятельно разрабатывает и утверждает свою образовательную программу, включая нормы домашних заданий, а также вправе определить, какие методики использовать, гарантируют ли они качественное образование и готовы ли к такой системе ученики и родители, каким образом должна контролироваться домашняя нагрузка, и даже решить вопрос об отмене домашних занятий, ввести безотметочное обучение, оценочную систему.
Родители могут повлиять на это через совет школы, родительский комитет, попечительский совет.

При подготовке использованы материалы источников:
Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ
СанПиН 2.4.2.2821-10
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
А также:
https://rg.ru/2018/09/24/uchebnikov-dlia-shkoly-stanet-na-tret-menshe.html
http://www.garant.ru/hotlaw/federal/644884/#ixzz3jE86rDRn
https://минобрнауки.рф/new_feedback/questions?page=2&theme=22
http://www.newsru.com
http://www.rg.ru
https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/uchebnaya-nagruzka-shkolnikov/
https://mybig.ru/obshhestvo/otmena-domashnih-zadanij-v-rossii-pravda-ili-net-svezhij-material-na-20-09-2018-g/

69 комментариев к “О домашних заданиях школьникам”

    • Добрый день, Мария! Объем домашнего задания определяется не количеством номеров или упражнений, а временем, которое необходимо для его выполнения. СанПин определяет только общее время на выполнение домашних заданий по классам, а не по предметам. Администрация школы данный вопрос должна держать на контроле.

      Ответить
    • Добрый день. Я в 11 классе, и мне скоро сдавать егэ, мало того, что я половину дня трачу на поход школы, после нее я делаю дз школьное и дз по курсам подготовки к ЕГЭ. Дело в том, что у меня литература два раза в неделю и на каждый урок учительница задаёт стих на 1 страницу. То есть в неделю мне надо учить 2 стихотворения. И это продолжается не неделю, а уже 2 месяца. Имеет ли она на это право? Куда идтм жаловаться?

      Ответить
      • Добрый день, Адель! Занятия в школе делятся на обязательные, предусмотренные учебным планом, и необязательные – факультативы, кружки, спортсекции и др. Обязательные занятия ученики должны посещать. Необязательные имеют право посещать по своему усмотрению (ст.34 ФЗ об образовании). Кстати, Министр просвещения О.Ю. Васильева посоветовала проводить подготовку к ЕГЭ на факультативах.
        Если вам нет 18 лет, то попросите родителей обратиться с этим вопросам в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Как это сделать- читайте в нашем блоге.

        Ответить
  1. В 4 классе постоянно задают на выходные математику, русский и др. Это нормально? Вроде на выходные не должны задавать? На каникулы тоже задают.

    Ответить
    • Добрый день, Юлия! Подобного нормативного документа нет. Относительно каникул, то согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 они являются временем отдыха для школьников.

      Ответить
      • Добрый вечер. В первом классе с первого дня без согласования с родителями задают домашнее задание. Причем не одну две строчки, а 1 – 1,5 страницы по математике и по русскому +чтение, окружающий. На выполнение уходит до четырех часов. Попытки сказать учителю что им это тяжело обернулись в нашу сторону негативной реакцией со стороны учителя, якобы мы не хотим успеха… Жаловаться не хочеться, в нашей школе не хватиет учителей начальной школы.

        Ответить
        • Добрый день, Маргарита! Советуем напомнить учительнице, что в соответствии с п.10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10 и п.19.1 Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. N 734 в первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Обратитесь к директору школы с заявлением провести служебное расследование о нарушении учителем упомянутых нормативных документов.

          Ответить
  2. Добрый день. 8 класс. Каждый день у ребёнка 7 уроков, 5 дневка, плюс факультатив. В школе находится 7 и больше часов. Если делать все заданные на следующий день домашние задания качественно, нужно ещё часа 3 или даже 3,5. Так как часто бывают заданы доклады/рефераты, а поиск материала тоже входит в это время. На каждый день задают по русскому, математике, английскому и ещё по трём устным предметам, например по литературе прочитать, ответить на вопросы, по химии решить задачи, иногда их очень много, по истории выучить конспект, что писали на уроке или прочитать до двух параграфов, ответить на вопросы или сделать конспект параграфа. По биологии и географии могут быть и устные и письменные задания.
    Получается у детей больше, чем 10 часовой рабочий день не считая дороги в школу и обратно. Если качественно готовиться к урокам, то и больше! Если игнорировать, то двойки за невыполненные задания! Гулять уже некогда. В выходные дни репетиторы ( так как двойки и снижение оценок из-за отсутствия времени и уже желания у детей делать уроки) и в выходные домашние задания на понедельник! Это все дополнительная
    нагрузка и на детей и на бюджет родителей. Современные дети заняты еще кто в муз. школе, кто на кружках и секциях. В общем, очень нужны и детям и родителям чёткие законы, санпины и инструкции, на которые можно ссылаться при разговоре с учителями в школе. Вы же понимаете, если ” начать качать свои права” , то к детям потом плохо начинают относиться учителя, если молчать, то у детей так и будут нервные срывы от плохих оценок, неуспеваемости, элементарной усталости. Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, София! Всё это так. Это проза жизни. Действительно, нельзя объять необъятное. А нормативы есть – это СанПин 2.4.2.2821-10 и соответствующий приказ Минпросвещения. Совет: чётко определить, что вы хотите достичь. На это и направить основные усилия, а остальное – на уровне допустимого. А что касается школы, учителей, то это учреждение и работники, которые оказывают образовательные услуги. Только и всего.
      В соответствии с п. 19.1 приказа Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. N 734 при реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) общеобразовательной программы необходимо учитывать, что объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 – 3 классах – 1,5 часа, в 4 – 5 классах – 2 часа, в 6 – 8 классах – 2,5 часа, в 9 -11 классах – до 3,5 часа.
      Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) образовательной программы, требующие больших затрат времени на выполнение домашнего задания, не должны группироваться в один день.

      Ответить
  3. Спасибо за ответ.
    Вы же понимаете, что учителя задают каждый по своему предмету, никто между собой не договаривается.
    В следующем году нас ждёт 9 класс. Посмотрела, норма времени, затраченного на домашнее задание 3,5 часа, значит задавать будут ещё больше. Это не нормально, что у 15 летних детей 10 часовой рабочий день! Сын ходит на секцию бокса, ему нравится. Занятия там вместе с дорогой отнимают ещё 2 часа 4 раза в неделю. Вот уже 12 часовой! В школе жалуются, что у сына резко снизилась успеваемость, но это из-за того, что некогда делать уроки. Двойки именно за не выполненные домашние работы, а это сразу снижает средний балл. Надеюсь, современные школьники в будущем на руководящих должностях в правительстве отменят все домашние задания и учебный процесс будет происходить только в стенах школы. И родителям не придётся делать поздними вечерами домашнее задание и нанимать репетиторов.

    Ответить
    • Добрый день, София! Согласно п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10 объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2-3 классах – 1,5 ч, в 4-5 классах – 2 ч, в 6-8 классах – 2,5 ч, в 9-11 классах – до 3,5 ч. В первом классе обучение проводится без домашних заданий без балльного оценивания. Контроль за этим относится к обязанностям администрации школы.

      Ответить
    • Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как нам быть? Дело в том, что учитель английского языка (в 3 классе) задает домашнее задание, на которое у детей уходит около двух часов в день и это только на английский язык (получается два раза в неделю). Такое ощущение, что данный учитель кроме своего предмета ни чего видит……
      На какие нормативные документы нам можно сослаться, чтоб уменьшить объем домашнего задания?

      Ответить
      • Добрый день, Наталья! Максимальный объём домашних заданий по всем предметам на один день установлен СанПиН 2.4.2.2821-10, а также приказом Министерства образования и науки РФ от 17 июля 2015 г. N 734 п.19.1, согласно которым при реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) общеобразовательной программы необходимо учитывать, что объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 – 3 классах – 1,5 часа. Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) образовательной программы, требующие больших затрат времени на выполнение домашнего задания, не должны группироваться в один день. Контроль за этим должен осуществлять заместитель директора школы ( приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н). Советуем обратиться с письменным заявление к директору школы с просьбой провести служебное расследование и дать вам ответ в письменном виде.

        Ответить
  4. Добрый день. Скажите пожалуйста есть ли какие то нормативы когда именно учитель должен давать домашнее задание школьникам. Наш учитель в первом классе присылает задание по whatsapp когда ей вздумается , иногда вообще вечером когда ребенок должен спать ложиться. На наши просьбы давать задания сразу на уроке не реагирует. Что делать? Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Юрий! Нормативных документов на этот счёт нет. Как и когда давать домашние задания рассказывается в методических пособиях к урокам. Этому учат учителей в пединституте. Что касается первых классов, то согласно п. 10.30 СанПиН 2.4.2.2821-10 и
      приказу Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015, в первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. Совет: скажите об этом учителю. Если положение на изменится вы вправе обратиться с письменным заявлением к директору школы и в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (см. соответствующие статьи в нашем блоге). Решение комиссии обязательно для исполнения и может быть обжаловано только в суде.

      Ответить
  5. Здравствуйте, подскажите, обязан ли ребенок делать домашнее задание, если пропустил занятие по уважительной причине. Ещё и двойку учитель поставил, что не сделано дз? я спасибо

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Согласно ст. 28 ФЗ об образовании осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции школы. См. соответствующие локальные акты школы (можно на её сайте). В ст. 58 ФЗ об образовании есть только такая норма: отсутствие ученика на промежуточной аттестации не считается академической задолженностью.

      Ответить
  6. Здравствуйте! Я хотела бы спросить Вас по поводу домашних заданий по черчению. Моя дочь учится в 9 классе, черчение ведет учитель, который перешел в школу с техникума. к предмету у ребят нет учебников, и задания учитель дает на карточках , размером мелким, трудно читаемым, где не видно линий и цифр.Очень странно! Сейчас стал давать очень сложные задания , сборочные чертежи из 11-10 деталей. Выполнить на формате А2. Кроме сложных разрезов на 3 видах, есть местные разрезы, сечения ит.д. И выполнить чертеж дополнительно одной из этих деталей. Интересовалась в других школах-такого нет, подобные задания даются на чтение чертежа, а мы сидели выполняли несколько дней с дочерью. Знаю, что были у нас грубые ошибки-так выполнила дочь, исправлять не стала, была глубока ночь, очень устала.В итоге-ошибки учитель не заметил, или не хотел , поставил 5. Ради чего это мы делали? Ради оценки, которая в итоге тоже неправильная. Чертеж все равно дочь не поняла, и он ей не нужен совсем, хотя очень интересуется рисованием.А мы потратили очень много времени на пустую работу. Кто должен в конечном итоге следить за домашними заданиями, который задает учитель.

    Ответить
    • Дополню-весь сложный чертеж из 3 видов, совмещенных с разрезами надо построить на формате А2!

      Ответить
    • Добрый день, Наталья! Возможно учитель ещё не адаптировался к школьной программе. Задача администрации школы – помочь ему в этом. Советуем обратиться к замдиректора школы, курирующему этот предмет.

      Ответить
  7. Здравствуйте! Ребёнок учится в гимназии , но в не гимназическом классе. С 1 по 4 класс преподаватель учила по гимназической программе, что отрицательно сказалось на детях, сейчас мы добились, перехода на обычную программу, но учитель на выходные задаёт домашнее задание по гимназической программе с выполнением по желанию, а по простой вообще не задаёт. Правомерны ли ее действия?

    Ответить
    • Добрый день, Галина! Согласно ч.3 ст.47 ФЗ об образовании педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
      1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
      2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
      3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
      4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.
      Вы вправе обратиться к директору гимназии и гимназическую комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

      Ответить
  8. Добрый день!
    Наш учитель биологии регулярно задает детям совершенно сумасшедшие по объему домашние задания: пару параграфов, две таблицы, несколько рисунков — к одному уроку. Но сегодня она превзошла себя и задала детям (7-й класс) написать стихотворения, цитирую электронный дневник: “По каждому отряду млекопитающих (всего будет 13) сочинить 10-строчное стихотворение, в котором прказать основные признаки животных и некоторые названия представиителей. (качество стихотворения не имеет решающего значения – как получится, но стараемся)”. Помимо этого задано: “§ 31, в тетради – записать характерные признаки млекопитающих”.
    Если возможно, скажите, пожалуйста, насколько правомерно со стороны учителя давать в качестве домашнего задание сочинение стихов.
    Спасибо!

    Ответить
    • Добрый день, Оксана Евгеньевна Соколова! В соответствии с ч.3 ст 47 ФЗ об образовании педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
      1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
      2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
      3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля).
      Согласно квалификационной характеристике, утвержденной приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся заместитель директора школы.
      Следовательно, вы вправе обратиться с письменным заявлением на имя замдиректора школы с просьбой провести служебное расследование и дать вам ответ в письменной форме.

      Ответить
  9. Добрый день!
    Подскажите пожалуйста, до которого часа учитель имеет право выдать домашнее задание в электронном дневнике? Например у нас может появиться ДЗ на завтра в электронном дневнике после 21:00 вечера накануне. В итоге нарушается режим сна ребенка (5-ый класс). Чем регламентируется ограничения по времени размещения заданий в электронном журнале?

    Ответить
    • Добрый день, Андрей! Советуем обратиться к школьному локальному акту типа Положение о ведении электронного журнала.

      Ответить
  10. Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как должно проходить так называемое дистанционное обучение в период карантина в школе? Обязанности преподавателя и учащихся начальной школы. Кто должен учить? Учитель или родитель? Задание даёт учитель через мессенджер в общую группу класса и фантастических объемов!

    Ответить
    • Добрый день, Пётр! Нормативным документом в этом случае является локальный акт школы (см. на школьном сайте).

      Ответить
  11. Здравствуйте! Подскажите, пож-ста, может ли учитель по собственной инициативе дать индивидуальное домашнее задание ученику (т.е. всему классу не задали, а одному ученику задали). Регулируется ли это какими-нибудь документами?
    (добавлю, что индивидуальное домашнее задание никак не связано с неуспеванием ученика по предмету).

    Ответить
    • Добрый день, марина! Согласно ч.3 ст.47 ФЗ об образовании педагогические работники имеют право на свободу преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность; на
      свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. Кроме того, учитель руководствуется должностной характеристикой, согласно которой он осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам.
      Источник информации: ст.47 ФЗ об образовании в РФ, Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н

      Ответить
  12. Доброго времени суток! Сын в шестом классе, на время дистанциооного обучения детям задают по математике к примеру на два дня дали 21 упражнение в тренажере и ВПР 14 заданий , по русскому три номера и в каждом номере по три больших задания- тоже много…время ограничивают на дз.
    Как то странно-стоит уйти на дистанционку-как детей заваливают . Что нам делать? Директор говорит-терпите.=( А нам детей жалко, которые с утра до вечера сидят за уроками.

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! К сожалению, учителя в большинстве с воем оказались не готовы к этому виду работы с учениками – их этому никогда не учили. Советуем обратиться в Минпрос на горячую линию по телефону 8-800-200-91-85.

      Ответить
  13. Добрый день!Подскажите,есть ли правила,которых должны придерживаться учителя при выкладывании домашнего задания? Во-первых,не по всем предметам оно есть в электронном журнале.Во-вторых,у нас иногда публикуют пост в группе в контакте и не от имени сообщества(так было бы удобно,т.к. подписаны на уведомления),а каждый учитель от своего.Не всегда есть возможность заглядывать в группу,задания публикуются время от времени,нет систематичности и поэтому пропускаем,в результате-двойки.Иногда задание передают одному ученику для всего класса и он выкладывает в беседе в контакте-и опять если ты не в сети-остался без задания.Очень хочется с учителями договориться,что бы д/з публиковали в едином месте-электронном журнале,как заставить это делать учителей,может есть какие то нормы,правила,которых они должны придерживаться?

    Ответить
    • Добрый день, Юлия! Данный вопрос относится к компетенции школы. Советуем обратиться к руководству школой либо в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

      Ответить
  14. Здравствуйте! Скажите пожалуйста, по каким предметам учитель может вообще не задавать домашнее задание?

    Ответить
  15. Скажите пожалуйста допустимо ли задавать домашнее задание систематически в виде прикрепленных файлов(дело в том,что рассматривания таких заданий на экране телефонов неизбежно приведёт к ухудшению зрения) и возможно ли требовать от ученика выполнения задание,если у того нет даже учебника по данному предмету(школа не обеспечила учащихся учебными пособиями по определённым предметам)

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! Советуем ознакомиться с Рекомендациями Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий (см. на сайте Минпроса).

      Ответить
    • Добрый день, Ирина! Это называется зубрёжка – заучивание без осмысливания содержания, осуждается в методике обучения. Обычно им пользуются ученики, которые не понимают изучаемый материал, но хотят иметь хорошие отметки. Вероятно, дети трудно понимают изучаемый материал. Вы можете обратиться к директору либо завучу – может учитель нуждается в методической поддержке.

      Ответить
    • Добрый день, Buch! Нет не обязан! СанПин не разрешает: каникулы – это время отдыха.

      Ответить
    • Добрый день, Buch! Нет не должен. СанПин не разрешает: каникулы – это время отдуха для ребенка.

      Ответить
  16. Добрый день. подскажите пожалуйста можно ли задавать домашнее задание по физической культуре во 2 классе? И где можно посмотреть программу 2 класса, письменные тесты и нормативы которые положено сдавать во 2 классе, критерии оценки.
    Просто дело в том что учитель проводит тесты из 15 вопросов, с вопросами подобного плана вес баскетбольного мяча, размеры баскетбольного поля, что такое фолл, что такое трех очковая зона, высота баскетбольной корзины и т. д.
    Зачет по броскам мяча в корзину, правда кидали мяч не в корзину а в турник, после одного урока тренировок был зачет. Пять попыток кто ни разу не попал-2, кто 1 раз попал 3 и т.д. Есть учебник, но по нему не работают, один раз в неделю урок проходит в классе и весь урок они пишут конспект, но это 2 класс, они диктант то еще плохо пишут. Мой сын за тест по баскетболу получил 2, я обратилась к учителю через электронный дневник и спросила как исправить, она сказала пусть учит и пересдает, я говорю так где же нам брать информации, ответ ищите в интернете, я им все давала на уроке кто хотел, тот записывал. И через два дня переписки учитель прикрепила файлы к д.з задним числом, теперь прикрепляет к каждому уроку, из последнего написала выучить правила игры в пионер бол и прикрепила файл с правилами и историей возникновения игры. Нормальна ли такая ситуация?

    Ответить
    • Добрый день, Юлия! Ну, прямо как в школе олимпийского резерва. Всё прописано в ФГОС для начальной школы. Для решения вопроса советуем обратиться к завучу или директору школы.

      Ответить
  17. Добрый день. Подскажите, пожалуйста. Конец учебного года близко. На май запланировано очень много контрольных и ВПР в начальной школе. Еще придумали контрольные по музыке, технологии и ИЗО. Это правомерно?

    Ответить
    • Добрый день, Виктория! Советуем разобраться в школе, ознакомившись с Положением о промежуточной аттестации, т.к. регулирование этого процесса входит в ее компетенцию. Согласно ч.1 ст.58 ФЗ об образовании, освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

      Ответить
  18. И еще, могут ли задавать домашнее задание по ИЗО и технологии? Есть ли какой нибудь нормативный документ?

    Ответить
    • Добрый день, Виктория! Такого документа, который бы определял объем домашних заданий по предмету нет, но, как сказано в Порядке организации образовательной деятельности в школах, при реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) общеобразовательной программы объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали времени, установленного Гигиеническими нормативами. Регулировать всё это должна администрация школы. Возможно по этим предметам задание учителя носило рекомендательный характер или было предусмотрено ФГОС?

      Ответить
  19. Здравствуйте,скажите пожалуйста, по физической культуре тоже должны быть домашние задания?

    Ответить
    • Добрый день, Григорий! Возможно, для того, чтобы ученик смог выполнить нормативы, учитель может посоветовать ему заниматься утренней гимнастикой, потренироваться в выполнении некоторых упражнений, закрепить навыки, полученные на уроке, например, подтягивание, укрепление брюшного пресса…

      Ответить
    • Добрый день, Роберт! Советуем не отчаиваться – не так страшен чёрт, как его малюют.

      Ответить
  20. Добрый день!
    Дочь учится в 5 классе. Учительница по литературе задала в течение недели выучить стих 18 четверостиший. Насколько такой объем соответствует нормам объема домашних заданий? Тратим все время после уроков, но такой объем ребенок просто не в состоянии удержать в голове

    Ответить
    • Добрый день, Мария! Нормативов объема домашних заданий по каждому учебному предмету не существует – есть только норматив по их продолжительности на один день. Для упорядочения домашних заданий в школе должен быть локальный акт типа Положение о домашнем задании, в котором даются рекомендации учителям об объеме домашних заданий. Советуем поискать такой локальный акт на сайте школы.

      Ответить
  21. Добрый день! Подскажите, пожалуйста. Учитель находится на сессии и сбрасывает ученикам классные и домашние задания в чат. мы не находимся на дистанционном обучении. Обязаны мы выполнять классную работу?

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! Администрация школы обязана произвести замену отсутствующего учителя. Вероятно, в школе и в вашей местности очень большая проблема с кадрами, вот и приходится использовать некоторые элементы дистанционных технологий. Согласитесь, что это все-таки лучше, чем школьник будет бездельничать.

      Ответить
  22. Добрый день! Подскажите, пожалуйста. Из какого объёма слов должно состоять упражнение по русскому языку в домашней работе для 4 класса?

    Ответить
    • Добрый день, Анна! Такого норматива не существует – есть только норма общего времени на домашние задания. По предметам регламентируется локальными актами школы.

      Ответить
  23. Здравствуйте. Имеет ли школа право задавать домашнее задание на сайтах Учи.Ру, Реш.Ру? Имеет ли школа право задавать домашнее задание не из учебника? Из другого источника, который нужно найти в интернете.

    Ответить
    • Добрый день, Евгения! Домашние задания ученикам дает учитель. Согласно ч. 3 ст.47 ФЗ “Об образовании в РФ”, педагогический работник имеет право:
      на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
      на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании.
      1.В школе должен быть локальный акт типа Положение о домашнем задании и использовании электронного обучения.
      2.Необходимо также знать какие цели ставились учителем в данном задании, для чего следует побеседовать учителем.
      Вы вправе за разъяснениями обратиться к администрации школы.

      Ответить
  24. Подскажите. По ИЗО 3 класс может ли учитель задавать надом задания – прочитать и выучить из учебника темы? Я прочитала, что ИЗО только творческие работы – я так понимаю нарисовать, а не учить и читать.

    Ответить
    • Добрый день, Юля! В соответствии со ст.47 ФЗ об образовании, учитель имеет право на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания. Всё зависит от темы урока. Помимо навыков ученики должны знать и некоторые вопросы теории, что предусмотрено программой. С требованиями вы можете ознакомиться во ФГОС НОО.

      Ответить
  25. Здравствуйте.
    5класс. Биология. На руках у детей учебники старые, а задания выдают по учебнику 2023г, которого нет в школе. Скинули в эл. виде. Правомерно ли это?
    Может ли учитель требовать выполнения домашней работы по эл. версии учебника и выставлять неудовлетворительные оценки за невыполнение?
    ответ от школы был такой:
    Федеральная рабочая программа ООО по биологии (базового уровня) для 5 класса предполагает использование следующего учебника:
    Биология, базовый уровень, 2023 г.изд., Линия жизни, автор – В.В. Пасечник. Этот учебник утверждён ФПУ.
    На данный момент у ребят учебники 2012-2015 г.изд.; по содержанию они во многом не соответствуют обновлённому ФГОС, поэтому основная работа по изучению предмета и освоение учебной программы проводится на уроке, а для повторения пройденного материала можно обращаться к электронной версии учебника 2023 г.изд.

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Обеспечение бесплатными учебниками относится к компетенции школы и органа управления образованием. Для решения вопроса вы можете обратиться в местный, региональный орган управления образованием, Минпросвещения, реальнее напишите заявление в прокуратуру о неисполнении закона об образовании.

      Ответить

Оставьте комментарий