Правомерно ли вменять в обязанность учителя писать конспект урока

Как сообщается на сайте профсоюза «Учитель» (http://pedagog-prof.org/), членом Совета МПРО “Учитель” М.Балуевой был направлен запрос в Минобрнауки России на тему “Имеет ли право директор школы включить в текст должностной инструкции учителя обязанность иметь план-конспект каждого урока, в котором обязательно должны быть записаны цели и задачи?”

Ответ заявителю был дан Департаментом государственной политики в сфере образования Минобрнауки России за подписью заместителя С.Д..Ермаковой, из которого на сайте сделан вывод: «Из ответа Минобрнауки следует, что не имеет».
Заметим, что в ответе Департамента не содержится прямого ответа на поставленный вопрос. В нем разъясняется, что в качестве основы для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учётом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников, применяются квалификационные характеристики, утверждённые приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н.
В соответствии с разделом «Должностные обязанности» квалификационной характеристики по должности «учитель» в должностной инструкции и (или) трудовом договоре могут предусматриваться следующие обязанности, непосредственно связанные с составлением отчётной документации:
разработка рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ;
осуществление контрольно-оценочной деятельности в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
А между тем:
в «Дополнительных разъяснениях по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей» (раздел II Приложения к письму Общероссийского профсоюза образования от 07.07.2016 г. № 323) сказано:
«В целях сокращения отчётности учителей при выполнении соответствующих должностных обязанностей органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования (далее – органы исполнительной власти), и руководителям образовательных организаций (далее – организации) рекомендуется исключить практику запроса у учителей конспектов и (или) диагностических карт уроков, а также планов подготовки к государственной итоговой аттестации, отчётов об их выполнении и т. п., так как соответствующие материалы (в случае их составления) являются рабочим инструментарием учителя, а не отчётной документацией, составление которой предусмотрено должностными обязанностями».
Выступая на открытии Всероссийского семинара-совещания руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и председателей региональных организаций Общероссийского Профсоюза образования 27 сентября 2016 года глава Минобрнауки РФ О.Ю. Васильева указала на необходимость снижения бюрократической нагрузки на учителя:
«Не нужно загружать учителя дополнительной работой. Учитель должен иметь три документа: рабочую программу, классный журнал и дневник».
Эту же мысль она подтвердила и во время визита в Пензенскую область в марте 2018 года при посещении Верхнеломовской школы: «Оставьте учителю три документа: дневник, журнал и план. Все остальное, что нужно для проверяющих, можно найти на сайте школы, не нужно нагружать учителей отчетами», – заявила Министр .

Примечание
Принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчётов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчётности образовательных организаций — это поручение Президента РФ В.В.Путина Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, данное по итогам заседания Госсовета РФ от 23 декабря 2015 года.

Источник: http://pedagog-prof.org/novosti
https://penzasmi.ru/news/3447/olga-vasileva-ostavte-uchitelyu-tri-dokumenta—dnevnik-zhurnal-i-plan
оhttp://www.edu.ru/news/education/uchitel-dolzhen-byt-osvobozhden-ot-otchetnosti–gl
Письмо Минобрнауки России «О принятии мер по устранению избыточной отчётности учителей» от 21.03.2017
Письмо Минобрнауки России N НТ-664/08, Общероссийского Профсоюза образования N 269 от 16.05.2016 «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей»
Дополнительные разъяснения по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей Приложение к письму от 07.07.2016 г. № 323

Читайте также в блоге  статьи, посвященные сокращению избыточной отчетности учителей

18 комментариев к “Правомерно ли вменять в обязанность учителя писать конспект урока”

  1. Только в каких школах это соблюдают? В нашей, например, даже отчёт о проведении классного часа просят! Одним словом “бумаготворчество”.

    Ответить
  2. Только в каких школах это соблюдают? В нашей, например, даже отчёт о проведении классного часа просят! Одним словом “бумаготворчество”.

    Ответить
  3. «Не нужно загружать учителя дополнительной работой. Учитель должен иметь три документа: рабочую программу, классный журнал и дневник» О каком дневнике говорит Васильева? Подскажите пож

    Ответить
    • Добрый день, Иван! Министр не уточнила. Вероятно, речь идет о дневнике школьника, который ведется либо в бумажной либо в электронной форме.

      Ответить
      • да уж.вот сегодня завуч и директор требовали что-бы кроме программы было еще:методическое пособие,поурочка,технологические карты.особенно поурочка.а то как без неё уроки проводить?нет книжек(их еще умудрится купить надо,вечно или отсутствуют или ожидаются)-распечатывайте,прошивайте…..бумага-пачками,принтер не успеваешь заправлять.вот и куда уходит время(типа свободное).а еще отчеты,планы…..

        Ответить
  4. Добрый день! В школу грядет проверка из Департамента. На педсовете всем сказали, чтобы на каждый урок были развернутые технологические карты. Я правильно поняла, что их наличие не обязательно, и требовать их не имеют права? Спасибо за ответ!

    Ответить
    • Добрый день, Светлана! Минпросвещения России подготовило проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6, 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации (в части уменьшения нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций)». В Пояснительной записке к этому законопроекту отмечается, что учитель в обязательном порядке должен иметь разработанную учебную программу по предмету (курсу), поурочное планирование (технологические карты урока), вести учет успеваемости обучающихся (заполнять классный журнал, дневник). Все остальное оговаривается трудовым договором, должностной инструкцией, локальными актами образовательной организации». Проверяющие возможно этим и руководствуются. Закон то всё равно будет принят. Советуем придерживаться требованиям проверяющих.

      Ответить
      • Спасибо за ответ! Немного не поняла, закон в котором три документа? Рабочая программа, журнал и дневник? Или с поурочными планами?

        Ответить
        • Добрый день, Светлана! В Пояснительной записке к законопроекту «О внесении изменений в статьи 6, 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части уменьшения нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций)» говорится, что “учитель в обязательном порядке должен иметь разработанную учебную программу по предмету (курсу), поурочные планирование (технологические карты урока), вести учет успеваемости обучающихся (заполнять классный журнал, дневник). Все остальное оговаривается трудовым договором, должностной инструкцией, локальными актами образовательной организации». Это только законопроект.

          Ответить
      • А почему поурочное планирование вы идентифицируете с технологическими картами уроков? Поурочное планирование это приложение к рабочей программе с темами уроков и датами проведения на учебный год.

        Ответить
        • Добрый день, Ирина! 1. Блог не комментирует документы и материалы, а предоставляет только информацию. 2. Согласно ФГОС
          Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
          1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
          2) содержание учебного предмета, курса;
          3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
          О конспектах уроков и технологических картах в нормативных документах ничего не сказано.

          Ответить
  5. У нас поурочный план содержит всю информацию планов уроков: цели, содержание, методическое обеспечение, уровень освоения источники информации с конкретными ссылками страницами. Объём такого документа достигает 100 страниц, напечатанных шрифтом N 12. И зачем? К этому мне ещё нужно написать конспект содержания урока для себя и разработать методическое обеспечение. Я просто не успевают все сделать!

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! Минпросвещения России подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6, 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в части уменьшения нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций)». В Пояснительной записке к проекту сказано: учитель в обязательном порядке должен иметь разработанную учебную программу по предмету (курсу), поурочное планирование (технологические карты урока), вести учет успеваемости обучающихся (заполнять классный журнал, дневник). Все остальное оговаривается трудовым договором, должностной инструкцией, локальными актами образовательной организации.
      Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса являются:
      1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
      2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
      3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
      Что такое “поурочные планирование (технологические карты урока)” – не поясняется.

      Ответить
      • Не волнуйтесь, образец будет утверждён локальным актом, тогда узнаете, что и почём: листов 5 на каждый урок, т.е. листов по 20 ежедневно вечерами будете печатать и предъявлять администрации школы в качестве доказательства полной готовности в разделе наличия поурочных планов.

        Ответить
  6. очень смешно! пока не введут уголовную ответственность за то, что заставляют писать что-то отдельное плюс уголовка за недоклад о нарушении прав учителя, все это будет пустой болтовней. У нас минобр занимается поднятиями флагов и пениями гимнов, только не тем, что из школ бегут специалисты ибо сил нет терпеть не только чиновничий идиотизм, но и потворствующую малолетним имбицилам систему (дети нормальные есть, как и родители, но число их стремительно сокращается). В стране горят леса, и при этом учителей заставляют покупать бумагу чтобы параллельно электронному заполненению печатать планы (не сзау как где, но в Питере именно так). В среднем на годовые планы учитель тратит около 0.4м2 древесины, посчитайте сколько учителей и школ! А это не только затраты из кармана учителя на бумагу, но и собственно на печать! И только, чтобы удовлетворить проверяющего чиновника. И главное, что ублюдки, что требуют печати всех этих планов льют воду на мельницу всяческих навальнистов и по факту участвуют в разрушении страны.

    Ответить
    • Добрый день, Олег! В настоящее время Госдума, Правительство, Минпросвещения решают вопросы повышения статуса и зарплаты учителя. Предполагается, что из ФЗ об образовании будет убрано понятие “образовательная услуга”, сократится отчетность, изменен принцип формирования зарплаты учителя, формы аттестации, обновлена рабочая программа воспитания, разработаны рабочие учебные программы для учителей и т.д. Так что все уж так безнадежно!

      Ответить
  7. Да, все изменилось. Но как всегда не в лучшую сторону. Особенно аттестация. Теперь и на первую аттестоваться невозможно будет. Посмотрите требования! Просто кошмар. Издевательства продолжаются. Причем людьми не работавшими в школе или училище. Урок, самая важная часть процесса, а его отвлекают внеурочной работой , конкурсами, мероприятиями, семинарами, вебинарами, дистанционными курсами, разработкой методически
    х рекомендаций по дисциплинам и т.д. А без этого не аттестуешься…

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Показатели на первую и высшую категорию не изменились. Можете сравнить. Урок был и остается главной составляющей образовательного процесса. Внеурочная деятельность дополняет его, только надо грамотно организовать ее. Кстати, внеурочная деятельность входит в тарификацию учителя и оплачивается также как и уроки. Вы вправе отказаться от этих часов внеурочной деятельности.

      Ответить

Оставьте комментарий