Можно ли обучать детей без отметок?

Нередко причинами школьных конфликтов «родитель-учитель», «ученик-учитель» являются школьные отметки. А можно ли обучать школьников без отметок?
На сайте администрации города Красноярска была опубликована информация о том, что в городском лицее № 9 решили, что каждодневное выставление отметок никак не стимулирует детей к обучению и развитию и ввели безотметочную систему.

После каждого урока учителя вместо отметок пишут в электронном журнале комментарий о достижениях, прогрессе или проблемах каждого ребёнка, ставят задачи на следующее занятие, дают индивидуальное домашнее задание. В конце четверти выставляются пятибалльные отметки по результатам своеобразной аттестации: в образовательных играх фиксируются метапредметные и личностные результаты, в ходе рефлексии школьники рассказывают, чего они достигли в минувшей четверти, что у них хорошо получилось, а что не очень, ставят перед собой задачи на следующую четверть.
По мнению руководителя главного управления образования Красноярска Татьяны Ситдиковой «в такой системе отметка должна вдохновлять детей на осознанное изучение материала и прививать любовь к знаниям и труду», а карающая функция исключается.
Подобная система оценки знаний обучающихся уже используется в 15 школах Красноярска.
Красноярск не единственный город, где практикуется безотметочное обучение. Подобная система оценивания используется, например, в ряде школ Москвы, С.-Петербурга,  Самары и  других регионов России.
Безотметочное обучение не является чем -то новым, уникальным для нашей страны.
Еще в 50-е годы XX века безотметочная система оценивания применялась в процессе обучения учащихся начальных классов академиком Ш.А. Амонашвили, по мнению которого отметка для одних детей становится «доброй феей», а для других — «бабой-ягой».
В 2003 году Минобразования РФ было рекомендовано вводить по решению педагогического совета, совета общеобразовательного учреждения безотметочное обучение по физической культуре, изобразительному искусству, музыке в целях осуществления гуманистических подходов к обучению и воспитанию учащихся.
В настоящее время безотметочное обучение осуществляется в 1 классах всех российских школ. Не ставят отметок и за итоговое сочинение в 11 классе, которое является допуском к ЕГЭ.
Что же такое безотметочное обучение
Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Оно направлено на поиск такой системы оценивания, которая позволила бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.
Безотметочная система оценивания позволяет школьникам приобрести уверенность в возможности успешного обучения, родителям отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка, а учителям определить эффективность освоения программы обучения, судить об индивидуальном прогрессе и достижениях обучающихся.
Характерные особенности безотметочного обучения:
– на уроках оцениваются не только знания, умения и навыки, но и творческие способности учащихся, их активность и самостоятельность;
– не оцениваются личные качества ребенка (темп работы; особенности памяти, внимания, восприятия);
– оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель;

– не допускается сравнение учеников между собой, ранжирование по их успеваемости;
– оценка учителя соотносится с самооценкой учащегося, и если эти оценки не совпадают, то обсуждаются моменты расхождения и находится совместное решение, удовлетворяющее обе стороны;
– отметка не является причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.
При правильном использовании безотметочного  оценивания знаний и навыков ученика учитель не должен употреблять «заменителей» отметочной системы: «звездочек», «зайчиков», «черепашек» и т. п..
«За» и «против»
Сторонники безотметочного обучения считают, что оно обеспечивает комфортное психологическое состояние ребенка, так как за незнание не ставят “двойки”,  не накажут родители, и при этом теряется смысл шпаргалки, зато растет способность к самооценке; безотметочное обучение предупреждает возможные конфликты между учителем и учеником, возникающие на почве оценивания; исключает наличие «любимчиков», «изгоев»; решает вопросы личностного роста каждого ребенка; освобождает учителя от роли надзирателя.
Их оппоненты утверждают, что при безотметочном обучении отсутствует комплексный подход в оценивании;  отмечается сниженная мотивация обучающихся вследствие отсутствия внешней оценки; у ребенка возникает сложность при переходе из одного образовательного учреждения в другое; родители не всегда имеют представление, что именно нужно отработать дополнительно с ребенком, на что обратить внимание, где имеются пробелы в знаниях, а какая тема усвоена хорошо.
Некоторые педагоги считают, что безотметочное обучение приемлемо в отношении таких предметов как «Музыка», «Трудовое обучение», «Физическая культура», «Изобразительное искусство», прекрасно подходит к случаям, когда применяются технологии коллективного обучения, а вот по русскому языку и математике использовать его проблематично.
Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук Евгений Бунимович считает, что родители, которые требуют от своего ребенка не обучения, не попытки понять, что ему интересно в этой жизни, а что не интересно, чем он дальше будет заниматься, а только отметок, совершают большую ошибку.

По мнению директора Федерального института развития образования Александра Асмолова в настоящее время «мы переходим от модели педагога Каменского (средний ученик, средний человек) к миру персонализации и индивидуализации», принципиально меняется главная концепция образования: если раньше образование представляло собой трансляцию знаний, умений и навыков, то сегодня главным мотивом цикла образования стала готовность к изменениям, а учитель сегодня – «это мотиватор, навигатор, коммуникатор, а, главное, – эксперт в поддержке разнообразия».

Источник: при подготовке использованы материалы интернет-сайтов

http://www.ug.ru/archive/68787
http://pedsovet.su/metodika/6838_bezotmetochnoe_obuchenie
http://www.admkrsk.ru

http://tour-vestnik.ru/yu-v-pylnev-iz-istorii-shkolnykh-otsenok
http://eduabroad.ru/journal/volkov/28
https://www.ucheba.ru/article/2420#
http://asi.ru/news/84864/

Оставьте комментарий