Электронное обучение, дистанционные образовательные технологи в образовательных организациях по новым правилам

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ образовательные организации вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ.
С 1 октября 2017 приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 (зарегистрирован в Минюсте России 18.09.2017 года, регистрационный N 48226) утвержден новый порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ (далее — Порядок). Приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 N 2 утратил силу.
В частности, согласно Порядку:
– организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее – организации), реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся;
(Справочно: согласно ст. 17 закона об образовании обучение может быть получено в организациях в очной, очно-заочной или заочной форме обучения, а также  вне организаций в форме семейного образования и самообразования);
– организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации;
– допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.
Уточнено, что организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
В соответствии с новым Порядком организации вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть “Интернет”.
При реализации образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
– организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
создает условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся;
обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения;
– освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде онлайн-курсов подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об обучении, выданным организацией (далее — документ);
– организация, которой обучающимся представлен документ, подтверждающий освоение им образовательной программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает его к промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам образовательной программы, или засчитывает результат обучения в качестве результата промежуточной аттестации на основании данного документа в порядке и формах, установленных организацией самостоятельно, посредством сопоставления планируемых результатов обучения по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам, определенным образовательной программой, с результатами обучения по соответствующим компонентам образовательной программы, по которой обучающийся проходил обучение.
При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Возможности применения дистанционных технологий в школах

В школах организация обучения с использованием дистанционных технологий может осуществляться, например, :
– для школьников, желающих приобрести новые знания, увлеченных конкретным предметом, участников олимпиад и конкурсов;
– для обучающихся, испытывающих затруднения при обучении;
– для обучающихся, которые не имеют возможности получить образовательные услуги на уроке (по причине болезни, дети с ОВЗ и др.);
– при форс-мажорных обстоятельствах (отмена занятий в школе по причине погодных условий, карантина и т.д.).
Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий зависит в каждом конкретном случае от разработанной в школе нормативной базы (локальные акты организации, регламентирующие порядок и особенности реализации образовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий), от наличия необходимой материально-технической базы и соответствующего уровня подготовки кадрового персонала.
Читайте в нашем блоге «Сетевая и электронная формы обучения в школе»

Сетевая и электронная формы обучения в школе

Примечание
1. Роспотребнадзор направил для сведения письмо от 23.10.2017 N 01/14380-17-32 “Об электронном обучении, дистанционных образовательных технологиях при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ”, в котором информирует, что приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 утвержден «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
2. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается обучение с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий утвержден  приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 N 22.
3.Минобрнауки России в целях оказания методической помощи организациям, реализующим дополнительные профессиональные программы, в условиях нового законодательства об образовании, письмом от 21 апреля 2015 г. N ВК-1013/06 направлены «Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме».

Источник:
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816
“Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ”
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201709200016
Официальный интернет-портал правовой информации

6 комментариев к “Электронное обучение, дистанционные образовательные технологи в образовательных организациях по новым правилам”

  1. Уважаемый инспектор, добрый вечер. Будьте добры ответьте на вопрос, касающийся сертификации. Я на Инфоуроке оплатила сертификацию и остановилась на этапе пробного тестирования потому, что администрация моего образовательного учреждения заявила о том, что сертификация с Инфоурока на территории нашей Кемеровской области не является действительной. Они ссылаются на положение о сертификации по Кемеровской области. Так ли это? Спасибо.

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Для официального ответа советуем обратиться в региональный орган управления образованием, например, зайдя н7а его сайт.

      Ответить
  2. Спасибо. Но возникает вопрос: профстандарт для всех одинаков. Лицензия выдается, но региональные органы имеют право не принимать? Что у нас региональные документы по статусу находятся выше государственных? Или кому что в голову ударит. ЗАКОН ДЛЯ ВСЕХ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОДИН! Тут впору обращаться в прокуратуру или суд.. Я уже начинают сомневаться по поводу НАЗВАНИЯ Вашего сайта. Всего Вам доброго.

    Ответить
    • Добрый день, Ирина! Наша задача снабдить пользователей необходимой информацией (о чем и сказано в блоге), а далее они должны действовать сами (выражаясь фигурально – не кормим рыбой, а учим удить её). Для сведения: положения региональных документов не должны противоречить федеральным и следить за этим – обязанность прокуратуры, а сообщают ей об этом люди.

      Ответить
      • Добрый вечер уважаемый инспектор. Совершенно с Вами согласна.Однако я не могу никак ” приобрести удочку”. Вот ответ регионального института повышения квалификации учителей:
        “Добрый день, Ирина! Перечень достижений педагогов, результатов оценочных процедур и др., которые подлежат поощрению из средств стимулирующего фонда, определяется локальным актом образовательной организации, согласованным с органом государственно-общественного управления и профсоюзом. Вы можете проходить процедуру независимой оценки вашего профессионализма в любой организации, включая Инфоурок. Однако, если в локальном акте вашей школы закреплены только результаты сертификации, которую проводит Департамент образования и науки Кемеровской области, то результаты сертификации на Инфоуроке могут не учитываться при начислении стимулирующих выплат. За подробными разъяснениями вы можете обратиться по тел. 8(3842)31-02-01 в центр экспертизы профессиональной деятельности КРИПКиПРО.

        С уважением, Красношлыкова О.Г.”

        Уважаемый инспектор! У меня вопрос: есть ли федеральный документ, определяющий порядок, процедуру сертификации и определяющий полномочия органов, осуществляющий данный вид деятельности? Спасибо.

        Ответить
        • Добрый день, Ирина! Не сочтите это отпиской, но возможно лучше вам обратиться по адресу, который предоставили. В этом центре работают квалифицированные специалисты, которые могут все подробно разъяснить. Извините, пожалуйста.

          Ответить

Оставьте комментарий