Исследование качества работы дошкольных учреждений России – есть над чем задуматься

Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования опубликовал результаты исследования “Детские сады России — 2017”.

Участие в исследовании было добровольным, возможно поэтому в нем приняли участие только 8970 детских садов из более 49,4 тысяч и из 57 регионов Российской Федерации.
Кроме того региональные выборки детских садов существенно отличаются друг от друга — некоторые регионы были представлены большим количеством участников, другие двумя-тремя организациями, что не отражает реальную картину в работе дошкольных организаций такого региона.
И хотя исследование охватывает около 18 процентов общего числа дошкольных организаций страны, все же полученные результаты позволяют проследить определённые тенденции в работе дошкольных организаций за последние 5 лет.
Так, ни одна дошкольная организация, принимавшая участие в исследовании, не получала оценку «отлично». В 2017 году ни один детский сад, из числа принявших участие в исследовании, не соответствовал оценочной категории «хорошо», а количество детских садов с оценкой “неудовлетворительно” выросло и составило 10,2 процента от общей выборки.
«Таким образом, отталкиваясь от увеличения количества дошкольных образовательных организаций с оценкой «неудовлетворительно» на десять процентов, от полного отсутствия детских садов с оценкой «хорошо», можно говорить об ухудшении общего качества дошкольного образования по сравнению с результатами, выявленными в прошлых исследованиях за период с 2012 по 2015 годы.»,- резюмируется в отчете по результатам исследования.
Оценка качества работы дошкольных организаций проводилась в соответствии с показателями деятельности, которые были сведены в три общих направления:
– психолого-педагогические условия, организация развивающей образовательной предметно-пространственной среды и обеспечение безопасности детей;
– кадровые условия;
– дополнительные услуги для детей, посещающих детский сад.
По результатам исследования по каждому направлению выявлены как положительные так и отрицательные тенденции.
Так, по направлению «психолого-педагогические условия, организация развивающей образовательной предметно-пространственной среды и обеспечение безопасности детей» к разряду «позитивных» отнесены такие показатели как «наличие огороженной территории для прогулок»; «применение компьютеров и электронных средств в образовательной деятельности»; а к разряду «негативных» – количество штатных педагогов-психологов, которых в среднем приходится 0,69 специалиста на один детский сад; наличие архитектурно-планировочных условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья – их имеют лишь 31,6% детских садов; а также наличие замечаний со стороны органов Роспотребнадзора по исполнению СанПин, по организации питания, наличие замечаний со стороны органов противопожарного надзора.
По направлению оценки «кадровые условия» в разряд «позитивных» показателей попали «количество педагогов с высшим педагогическим образованием, в том числе с высшим профильным (дошкольным) образованием» – 92,3 % детских садов укомплектованы педагогами с высшим педагогическим образованием (в среднем 9,5 педагога на один детский сад); «количество сотрудников учреждения, прошедших повышение квалификации в 2016 году» – 89,8% сотрудников прошли необходимые курсы повышения своей профессиональной квалификации в 2016 году ( в среднем, 7,2 педагога на детский сад). В разряде «негативных» показателей оказались такие показатели как «количество педагогов со стажем работы от 0 до 5 лет» – в среднем 3,2 педагога на каждый детский сад (минимальное за все время исследований); «привлечение для работы в детском саду педагогов из учреждений дополнительного образования, культуры и спорта» – лишь 19,8%.
По направлению оценки «дополнительные услуги для детей, посещающих детский сад» среди негативных отмечены показатели: «количество детей, пользующихся ими бесплатно» – 29,3% детей; «количество детских садов, оказывающих дополнительные не образовательные услуги» – лишь 10,8% детских садов оказывают дополнительные не образовательные услуги, а их общее количество составляет в среднем 0,51 услуги на один детский сад;  «количество детей, пользующихся дополнительными не образовательными услугами (например, медицинскими)» – лишь 7,4% детей; «количество детей, пользующихся дополнительными не образовательными услугами (например, медицинскими) бесплатно» – лишь 7,1%.
Анализ контекстной информации позволил выявить следующие негативные и позитивные показатели.
Как позитивное отмечено наличие медицинских сестер в 75% детских садов, участвовавших в исследовании. В разряде «негативных» – доставка детей в детский сад , отсутствие бассейна, зимнего сада; групп круглосуточного пребывания, групп кратковременного пребывания.
Выявлены и наиболее популярные образовательные программы, используемые для разработки основной образовательной программ дошкольной организации.
Среди комплексных программ (охватывающих все пять образовательных областей и направленных на разностороннее развитие личности ребенка) наиболее актуальной для детских садов в 2017 году является «Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Её использовали 74,1% дошкольных образовательных организаций, участвовавших в исследовании.
Среди парциальных программ (охватывающих одну из образовательных областей и направленных на локальное развитие какой- либо способности или умения) наибольшей популярностью у дошкольных образовательных организаций пользовались такие программы, как:
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина); «Юный эколог» (С.Н. Николаева); «Цветные ладошки» (И.А. Лыкова); «Музыкальные шедевры» (О.П. Радынова); «Ладушки» (И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева) и некоторые другие.

Источник:
Детские сады России-2017: основные результаты исследования
http://www.uraledu.ru/files/analitik_dou_2017.pdf

2 комментария к “Исследование качества работы дошкольных учреждений России – есть над чем задуматься”

  1. Здравствуйте у нас в детском саду по техническим причинам закрывается группа имеют ли право воспитатели требовать от заведующего предоставление рабочих мест на время закрытия группы и вообще как быть с воспитателями данной группы.

    Ответить
    • Добрый день, Наталья! Для официального ответа и решения проблемы советуем обратиться в юридическую службу, а также познакомиться с ТК РФ.

      Ответить

Оставьте комментарий