Министр образования и науки о некоторых направлениях в сфере общего образования

27 сентября 2017 года Министр образования и науки О.Ю. Васильева выступила в рамках «Правительственного часа» в Госдуме РФ. В своем докладе Министр представила основные направления реализации государственной политики в сфере образования в 2016 году и обозначила предстоящие задачи.
В выступлении и в ответах на вопросы депутатов О.Ю.Васильева сделала ряд заявлений по отдельным направлениям общего образования, которые, возможно, могут быть интересны не только педагогам, но и родителям.

О едином образовательном пространстве
О.Ю. Васильева считает, что по созданию и сохранению единого образовательного пространства надо сделать три шага:
первый – наполнение стандартов. Базовое содержание каждого предмета должен пройти каждый ребенок. При этом у школы остается право вариативности;
второй – новый подход к федеральным учебникам. По каждому предмету должно быть не более 2-3 линеек учебников, среди которых обязательно будет базовая и углубленная версии;
третий – постепенное переподчинение школ регионам.
Министр выразила мнение, что развитие системы образования возможно только путём эволюции. Пока никаких резких движений в этом направлении не ожидается, поскольку система этого не приемлет.
О вертикали управления
По мнению главы ведомства нельзя говорить о едином образовательном пространстве, если не выстроено сверху вниз управление, а действующая в настоящее время система управления привела к произволу как в хозяйственной, так и в образовательной деятельности школ, так как именно муниципальные власти определяют «содержание образования», отвечают за оснащение школы, закупку учебников и оплату труда учителей.
Министр подчеркнула, что новая вертикаль управления предполагает передачу полномочий на региональный уровень, плюс которого в том, что содержательная часть «выстраивается жестче и четче», а финансовая сторона становится более прозрачной, и что решение данного вопроса будет проводиться не технически, а «с учетом особенностей каждого региона».
В перспективе это должно привести к решению проблемы «коммерции» в школах в виде «поборов» с родителей учеников за «парты, новые занавески в классах, мыло, покраску стен», так и за введение платных образовательных дисциплин.
Об исключении понятия «услуга» в отношении образовательной деятельности школ
Глава Минобрнауки О.Ю. Васильева сообщила, что внесла на рассмотрение в Госдуму предложение о введении специального организационно-правового статуса для школ. Эта инициатива направлена на исключение возможности оказания услуг физическим лицам, что сейчас закреплено на законодательном уровне. По её словам, отмечающийся в последнее время рост призывов отказаться от того, чтобы образование являлось сферой услуг, получил поддержку среди парламентариев различных партий и фракций.
Примечание. По мнению Министра, которое она высказывала ранее, деятельность педагогов – это не «услуга», а «призвание» и «служение».
О платных услугах
“Моя позиция достаточно жесткая. Я считаю и глубоко убеждена, что никаких платных услуг – как вы сказали, мыло или занавески – быть не может. Равно как не может быть ухищрений на предмет того, как я недавно видела договор в одной из областных школ в Московской области, где ученикам шестого класса вменяются дополнительные занятия, а дальше вдумайтесь: русский, математика по часу. Это преступление. Оно рассматривается как преступление. С этим надо бороться”,— сказала Министр О.Ю.Васильева.
По ее словам, в каждой школе есть определенное число внеурочных занятий для учащихся, решение о распределении которых принимает сама школа.
О дошкольном образовании
По словам О.Ю.Васильевой ключевое положение майских указов Президента – 100-процентная доступность дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет – достигнуто в 60 регионах. А в среднем по России на 1 сентября текущего года этот показатель составляет 98,5 процентов. Прорабатываются пути выделения средств и создание дополнительных мест в ясельных группах.
Министр осудила необоснованное увеличение платы за дошкольное образование. В среднем по России во втором квартале 2017 года она составила почти две тысячи рублей, а в Магаданской области родители платят более четырех с половиной тысяч рублей.
Об изучении второго иностранного языка
“Если школа может это взять на себя, в этом ничего страшного, это только приветствуется, если ребенок может учить второй язык: есть на это время, есть на это методики, есть на это педагоги, есть на это возможности”, – подчеркнула Министр.
Примечание. В интервью RT О.Ю.Васильева заявила:
“Не можем мы сейчас позволить себе во всех школах два языка, не выучим мы их! Нам нужно хорошо знать русский язык, который мы знаем не очень хорошо. Нам нужно хорошо знать иностранный язык, желательно английский — это язык международного общения на сегодняшний день”.
По ее словам «лучше знать один иностранный язык, не занимаясь в данном случае очковтирательством и шапкозакидательством”.
О наполняемости классов
Министр назвала идеальной численностью классов 12-14 учеников, 15 человек максимум, и призвала стремиться к этому показателю.
О ЕГЭ
Министр сообщила, что в следующем году в ряде регионов в качестве пилотного проекта будет введена устная часть по русскому языку в 9-м классе. Через два года эту практику планируется распространить по всей стране.
О НСУР
Министр отметила, что в соответствии с поручением Президента России Министерство ведет работу по формированию национальной системы учительского роста (НСУР), и обратила внимание, что на этапе апробации и совершенствования системы регионы смогут сами выбирать, как педагогу пройти аттестацию – по старой схеме, как это было раньше, или по новой, где предлагаются иные карьерные ступени – учитель, учитель-методист или старший учитель, учитель-наставник. При этом она особо подчеркнула, что все прежние заслуги и звания у педагогов сохраняются.
О школьных психологах
«В условиях оценки последних событий, свидетелями которых мы были (события в Ивантеевке, где ученик напал на учителя), мы понимаем, что школьная психологическая служба должна быть. Их нужно вернуть в каждую школу», – сказала О.Ю.Васильева.
При этом она отметила, что в настоящее время только школы могут решать, выделять им бюджетные деньги на ставку школьного психолога или нет.
О предоставлении учителям права наказывать учеников
Глава Минобрнауки Ольга Юрьевна Васильева не поддержала идею дать учителям право наказывать детей.
“Достаточно слова бывает для того, чтобы нерадивый малыш понял, что он сделал неправильно. Я думаю, совершенно напрасно преуменьшать роль учителя. Она была есть и будет”, – сказала Министр.
О предоставлении школьникам бесплатного молока
Министр образования поддержала идею о предоставлении бесплатного молока школьникам.
“Что касается молока – а в некоторых регионах еще к молоку и яблоки – конечно, мы только за, если будет финансирование”, – сказала О.Ю.Васильева.

По материалам:
duma.gov.ruhttp://www.ug.ru/news/23043
http://минобрнауки.рф/новости/11086
https://www.dni.ru/society/2017/9/27/381212.html
http://fulledu.ru/news/edu/news/4317_glava-minobrnauki-rf-vyskazalas-v-gosdume-po-ryadu.html

http://tass.ru/obschestvo/4595573

https://newdaynews.ru/moskow/615895.html

Оставьте комментарий