Применение мер физического или психологического воздействия к обучающимся недопустимо

Посетители блога в своих комментариях нередко затрагивают вопросы, связанные с мерами физического или психологического воздействия, применяемые педагогами к обучающимися, а также интересуются, какие действия учителя относятся к ним, как поступить родителям в случаях, когда учитель прибегает к таким мерам воздействия на учеников.

Ответы на поставленные вопросы можно найти в многочисленных научных работах, нормативных правовых документах и материалах, посвященных проблемам насилия.
В них насилие по отношению к детям определяется как любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.

В словаре С.И.Ожегова насилие истолковано как “принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие”.
Наиболее распространенные формы школьного насилия – физическое и психологическое (эмоциональное) насилие. Они могут наблюдаться как в отношениях обучающихся друг к другу, так и со стороны педагогов и других работников школы по отношению к обучающимся.
Что такое физическое насилие
Физическое насилие по отношению к ребенку трактуется как преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или их законных представителями, педагогами или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.
Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.
Физическое насилие распознается не только по внешнему виду ребенка, но и по его психическому состоянию.
Специалисты выделяют следующие основные признаки физического насилия:
• повреждения кожных покровов (раны, ожоги, кровоподтёки, ссадины);
• кровоподтёки в форме отпечатка какого-либо предмета (вешалки, палки, пряжки ремня);
• циркулярные кровоподтёки на теле или конечностях (возникают при сдавливании пальцами);
• укусы, сигаретные ожоги;
• травмы губ и ротовой полости;
• тупая травма живота (внутрибрюшные гематомы, ушибы и разрывы печени, поджелудочной железы, селезёнки);
• переломы и черепно-мозговые травмы.
Для того, чтобы диагностировать физическое насилие необходимо обратиться в медицинское учреждение.

Что такое психологическое (эмоциональное) насилие

Психологическое (эмоциональное) насилие  определяется как периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей или их законных представителей, педагогов или других каких-либо лиц на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности.
Факты психологического насилия в образовательных организациях, как правило, выражаются:
• в угрозах в адрес обучающегося;
• в преднамеренной изоляции школьника;
• в предъявлении к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
• в оскорблении и унижении достоинства;
• в систематической необоснованной, некорректной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия;
• в демонстративном негативном отношении к обучающемуся;
• а также в виде крика, сарказма, сердитого выражения лица, насмешек, высмеивания.
Если физическое насилие фиксируется четко, то для фиксации психологического воздействия требуется внимательно разобраться в обстоятельствах. Определить границы дозволенного бывает трудно, даже если ребёнок сообщит об этом. Жалобу могут проигнорировать, а действия учителя — оправдать. Кроме того, некоторые родители не находят ничего дурного в том, что учитель повысит голос на ребёнка, покритикует его.
К сожалению, некоторые педагоги и родители считают, что больший вред наносится ребенку в случае физического насилия, нежели словесного.
Однако, научные исследования показали, что психологическое насилие приводит к функциональным изменениям в здоровье ребенка, отчуждению его от школы, порождает у него агрессию, чувство неадекватности и неполноценности, вызывает стресс, подобный эффекту травмы от физического насилия. Поэтому родителю так важно во время вставать на защиту ребенка.

Об ответственности
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в РФ» обучающиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья, а педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Если будет доказана  вина педагога,  то в зависимости  от тяжести допущенного нарушения он может быть привлечен к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Что делать?
Специалисты советуют, если родитель подозревает, что с ребенком что-то не так, прежде всего, нужно постараться поговорить с ним, выяснить, в чем проблема. Не рекомендуется давать советы, как справиться с ситуацией. А такой совет как «не обращать внимания», лишает ребенка необходимой поддержки.
Первый шаг, который должен сделать родитель, это встретиться с педагогом. К нему нужно идти подготовленным, знать все о случившемся, вплоть до конкретных дат. Надо спокойно изложить свою позицию. Не следует конфликтовать с педагогом. Лучшее решение проблемы – взаимное сотрудничество.
Если разговор проблему не решил, то согласно Федеральному закону об образовании №273-ФЗ в целях защиты прав несовершеннолетних обучающихся их родители (законные представители) самостоятельно или через своих представителей вправе:
– обратиться к директору школы с заявлением о применении к ее работникам, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и ответу в письменном виде;
– обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, решение которой является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением;
– использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов детей.
Если уж никакие способы не работают, ребенка целесообразно перевести в другую образовательную организацию.
Если ребенок чувствует страх, тревогу, у него пониженное настроение и нет желания ходить в школу, есть психосоматические нарушения, то лучше всего обратиться к психотерапевту для получения квалифицированной психотерапевтической помощи, поднятии самооценки и приобретении навыков самоэффективности.

Также по теме в блоге:
«Родители и учитель: союзники, противники, партнеры?»
«Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой»
«Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации»
«Моббинг, буллинг, хейзинг — чем они опасны для школьников»
«Ситуацию насилия в школе можно предупредить»
«Конфликт учитель – ученик — родитель ученика. Что делать родителю?»
«Решаем школьные конфликты в комиссии по урегулированию споров» между участниками образовательных отношений»

14 комментариев к “Применение мер физического или психологического воздействия к обучающимся недопустимо”

  1. Почему собственно психологическое воздействие не допустимо?
    Личный пример педагога! Убеждение, построенное на примерах! Методы, основанные на “условных рефлексах”!
    А если использовать “ЛОЗУНГИ”, то дети, подростки, граждане только приспособятся, затаятся, сожмутся в пружину, которая рано или позже или никогда выдаст “результат! Иногда страшно пугающий, не объяснимый, не понятный!!

    Ответить
    • Добрый день, Евгений! Советуем обратиться к Декларации прав ребенка, Конвенции о правах ребенка.

      Ответить
      • Вы не поняли! Я подчеркнул ПСИХОЛОГИЯ. Т.Е. педагог не должен быть извращенцем и идиотом в области науки – ПСИХОЛОГИЯ!!

        Ответить
  2. А у нас психологическое воздействие допустимо каждый день на уроках ОБЖ преподавателем, бывший военный, в прошлом году прокуратура подала на него в суд за то, что ударил студента несовершеннолетнего, заплатил штраф 5 тыс. руб и продолжает свою деятельность “педагогическую”, оскорбляя и унижая детей. Директор отреагировала, когда из суда потребовали документы, выписала выговор задним числом.
    А принуждение к уборки спортивного зала и всего учебного заведения (нет техничек), не является психологическим воздействием?

    Ответить
    • Добрый день, Галина! 1.Возможные варианты решения проблемы: привлечь внимание СМИ, разместить видео в сети “Интернет” и др. , не запрещенные законом действия.
      2.Относительно уборки. Пока действующим законом об образовании запрещено привлекать детей к труду, не предусмотренному учебным планом, без согласия детей и их родителей. Если это происходит в школе, то родители вправе обратиться в суд.

      Ответить
  3. Добрый день. Возник конфликт с учителем у дочери, учащейся 8 класса. Изначально преподаватель отказалась проверять самостоятельную работу по причине того, что она была сдана на 10 секунд позже, чем преподаватель закончила считать до трёх. Но задолго до звонка с урока. За это учитель ставит оценку 2 . Дочь подошла после урока с просьбой проверить работу , но преподаватель отказала. По окончании всех уроков, дочь снова подошла к педагогу, получила очередной отказ. Этот разговор зафиксирован на аудиозаписи. История на уроке отражена в переписке с мамой в течении учебного дня. После подачи жалобы мамой на имя директора, преподаватель резко изменила причину непроверки работы и оценки “2”, обвинив ребёнка в списывании. Ребёнок, конечно , отрицает этот факт. Одноклассники могут подтвердить истинную причину. Но администрация категорически не доверяет словам ребёнка. Хотя в переписке с мамой и в аудиозаписи разговора с учителем ни разу не упоминается списывание. Как ребёнок может отстоять свои права в такой ситуации? Дочь учится хорошо. Предыдущие оценки по этому предмету – 4, 4, 4, 5. Ребёнок не доверяет педагогу, родители, конечно, тоже. Но отстоять честное имя ученика в школе, практически, не возможно. Как быть?

    Ответить
    • Добрый день, Елена! К сожалению, вам не удалось разрешить конфликт в самом его начале. Вероятно, вы пошли на принцип, полностью доверившись словам ребенка (иногда дети пытаются не давать достоверную информацию, чтобы оправдать себя, не огорчать родителей или не быть наказанным). В подобных ситуациях рекомендуется послушать три стороны: ребёнка, учителя, учеников, а потом обратиться к учителю за советом, как решить проблему, а не с претензией типа – “вы не имеете права”. Кроме того, надо было прежде всего ознакомиться с локальным актом школы по данному вопросу (вашем случае это положение типа “о текущем контроле”).
      Что можно сделать в сложившейся ситуации? Попробовать остановить процесс, установить мир с учителем и попросить дать ребенку повторное задание, провести зачёт по теме (разделу). и т.д. Обязательно объяснить ситуацию ребенку.
      Но можно развивать конфронтацию и дальше: написать заявление на имя директора с просьбой провести служебное расследование и дать ответ в письменной форме, обратиться в школьную комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а если положение не наладится – в орган управления образованием, прокуратуру о нарушении чести и достоинства ребёнка и т.д. Возможный конечный результат -переход ребенка в другую школу, увольнение учителя (в зависимости от результата расследования). А вам это надо?

      Ответить
      • Поясняю – администрация не была заинтересована в разрешении конфликта, одноклассников никто спрашивать не собирался. Потому, что учитель решил, что дети в сговоре. Почему я не должна верить своему ребёнку? Про учителя я слышала много плохих отзывов. А дочь свою знаю 14 лет. У меня нет причин сомневаться в её честности. Не знаю, поймете ли Вы специфику – ребёнок с 3-х лет на инсулине, все питание рассчитывается, поэтому доверие в отношениях залог сохранения здоровья. Я с ребёнком эту линию поведения выстроила и отношения у нас очень доверительные. Именно по этому про ситуацию я узнала ещё во время этого злосчастного урока, дочь мне написала.
        И переход в другую школу вовсе не обязательный вариант решения. Мы перейдем на индивидуальный план обучения с самостоятельным изучением физики, чтобы ребёнок и педагог не контактировали. Раньше мы даже не знали, что такая форма образования существует. Заодно и на английский по углублённой программе уйдем. Вы, видимо, часто встречали хороших учителей. А я за 13 лет общения со школой видела больше плохих. К сожалению.

        Ответить
        • Добрый день, Елена! 1.В ответе было высказано предположение. Подобное ведь бывает в жизни. Поэтому не судите строго.
          2.Ваше решение, вероятно, правильное, ибо ФЗ об образовании даёт возможность сочетать различные формы получения образования и формы обучения. Но для этого в школе должны быть соответствующие локальные акты. Удачи вам!
          P.S. За долгие годы работы по службе приходилось встречаться с разными педагогами и их руководителями.

          Ответить
  4. Здравствуйте!
    Что делать, если ребёнка одноклассники притесняют в школе, морально, физически и не только моего.? Другие родители молчат, пускают на самотёк в итоге я получается одна обращаюсь к директору с этой проблемой. Создают комиссии, пытаются решить ситуацию, через какое-то время все по старому. Обращалась к амбутсмену, к директору, проблема не решается. Получается по вышеизложенного тексту последняя инстанция это комиссия школы? Это какой-то замкнутый круг, перевести в другую школу ребёнка я не могу по состоянию своего здоровья, я физически не смогу водить в другую школу ребёнка и я по месту жительства отношусь к этой школе. Речь идёт о втором классе. Куда же мне ещё обратиться, чтобы решить эту проблему? Я просто прошу перевести ребёнка в другой класс, где для ребёнка будет более комфортная обстановка, так как дети класса для перевода росли и учились вместе с детского сада.

    Ответить
    • Добрый день, Татьяна! Ситуация типичная и решается только в каждом конкретном случае. Решать подобные вопросы – задача учителя, классного руководителя. Если они не справляются, то им должна помочь администрация, которой не мало в школе: директор и несколько его заместителей, а также психолог, родительский комитет, комиссия по делам несовершеннолетних и т.д. Чтобы перевести ребенка в параллельный класс, напишите заявление на имя директора с просьбой в случае отказа дать обоснованный ответ в письменном виде. Совет: 1. при каждом обращении требуйте ответа в письменном виде; 2.попросите классного руководителя собрать родителей детей-булингистов для разговора “по душам”. 3.Но главное прежде всего надо выяснить причину (причины), т.е. выяснить, кто виноват, а потом уж и решать, что делать. Удачи!

      Ответить
  5. А с какой стати ” переводить ребёнка в другую школу” ? Вообще-то школа для детей, а не дети для школы. Если факт доказан, то пусть учитель переходит в другую школу, если возьмут Нередко и детишки ещё те провокаторы, но и учителя иногда реально с выгоранинием, неадекватностью и снижением критичности мышления.

    Ответить
    • Добрый день, Диана! Переводить или не переводить ребенка в другую школу – это решение родителей. Но всегда надо думать прежде всего о ребенке, его комфорте и психологическом благополучии, а не о собственных амбициях.

      Ответить

Добавить комментарий для Евгений Отменить ответ