Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

Посетители нашего сайта нередко в своих комментариях рассказывают о  школьных конфликтах и о том, что они не знают как их разрешить. А между тем все же  есть возможность мирным путем урегулировать возникший конфликт  посредством школьной медиации – специальной  процедуры  урегулирования споров с участием посредника – медиатора.

Справочно

Медиация (от латинского mediatio – посредничество)  – это способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора, добровольно участвующими в процедуре медиации, взаимоприемлемого и жизнеспособного решения при содействии нейтрального и независимого помощника – медиатора. В процессе медиации стороны приходят к соглашению без вынесения третьей стороной решения по спору. Прошедший специальное обучение медиатор лишь содействует сторонам спора в совместной выработке решения, основанного на осознании и реализации их собственных потребностей и интересов. При этом все стороны конфликта  являются активными участниками процесса, сохраняют контроль над ним  и содержательной стороной решения.

Медиатор — это нейтральный посредник, помогающий наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения противостояния. Его главная цель — организовать переговоры таким образом, чтобы стороны пришли к взаимовыгодному решению.

Служба школьной медиации состоит из одного или нескольких кураторов (обычно это заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, реже психолог или один из учителей) и нескольких (десять и больше) старшеклассников. Все они проходят подготовку в обязательном порядке.

На федеральном уровне процедура медиации урегулирована законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)», вступившим в силу с 1 января 2011 г.

О том, что такое школьная медиация, каковы ее цели задачи, как организовать службу школьной медиации рассказано в «Методических рекомендациях по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях», направленных в регионы письмом Минобрнауки России от 18.12.2015 № 07-4317.

Процедура урегулирования конфликта посредством школьной медиации

Для того, чтобы воспользоваться для урегулирования конфликта процедурой школьной медиации, родителям или школьникам,  прежде всего следует узнать, есть ли такая служба в школе, ознакомиться с Положением о ней. Информацию об этом можно также найти на школьном сайте, информационном стенде, узнать у классного руководителя, администрации, педагога-психолога.

Далее следует обратиться к её куратору. Это может быть заместитель директора, социальный педагог, педагог-психолог и др. Куратор определяет медиаторов (медиаторы обычно работают в парах). Они встречаются с каждым из участников конфликта для обсуждения его отношения  к случившемуся и желания участвовать во встрече по примирению.

В случае добровольного согласия сторон, медиаторы проводят примирительную встречу, на которой обсуждается:

  • каковы последствия ситуации для обеих сторон;
  • каким образом разрешить ситуацию;
  • что  сделать, чтобы этого не повторилось.

Обратим внимание, что медиатор – это нейтральный посредник, помогающий наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения конфликта и в равной степени поддерживающий их в этом. Медиатор не несет ответственности за примирение сторон или выработку ими решения, поскольку это – ответственность сторон. Медиатор отвечает за то, чтобы люди поняли предлагаемый им восстановительный способ выхода из ситуации и сделали осознанный выбор – воспользоваться им или нет, а также  за то, чтобы на встрече были созданы максимальные условия для взаимопонимания и примирения. Поэтому при проведении примирительной встречи обязательными являются следующие правила:

  • каждый участник имеет  слово;
  • каждый участник встречи имеет право высказать свое мнение;
  • нельзя перебивать говорящего;
  • следует воздерживаться от ругани и оскорблений;
  • вся информация о происходящем на встрече не разглашается.

Таким образом, в процессе медиации и  обидчик, и «жертва»  будут выслушаны, услышаны, их постараются понять, они смогут высказать свою позицию и видение ситуации, а также могут предложить свою альтернативу разрешения конфликта.

Успех примирительной процедуры во многом зависит от интеллектуальных возможностей сторон (если хотя бы одна из сторон не способна к рациональному рассуждению, медиация никогда не приведет к успеху)  и искусства медиатора, помогающего генерировать конструктивные идеи.

Если примирение достигнуто, то  служба медиации  в  дальнейшем отслеживает развитие ситуации: оценивает реальную результативность медиации (действительно ли стороны стараются исполнять достигнутое соглашение), возможность оказания дальнейшей помощи (провести еще одну медиацию, направить в психологическую консультацию и т.п.).

Однако, медиация – не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. И всё  же,  благодаря медиации, можно хотя бы в какой-то мере разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий.

P.S. Если в школе нет службы медиации, с предложением о ее организации можно обратиться к администрации, органам государственно – общественного управления школы, общешкольному родительскому  комитету.

При подготовке использованы материалы:

Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)

Письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 “О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации” 

Письмо Минобрнауки России от 18,12,2015 № 07-4317  “О направлении методических рекомендаций” (по созданию и развитию служб школьной медиации в образовательных организациях) http://kdn.pnzreg.ru/files/kdn_pnzreg_ru/metodichki/metodrek_slujby_shk_mediacii_primireniya.pdf

http://www.menobr.ru/article/61937-qqe-16-m9-primenenie-mediacii-v-shkolnih-konfliktah

Материалы официального сайта ФГБУ “Федеральный институт медиации” (www.fedim.ru), а также  информационных сайтов www.sprc.ru и www.школьные-службы-примирения.рф

 

2 комментария к “Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации”

  1. Реально это похоже на бредятину.. У детей нет прав и это правда… Потому как был конфликт и его решали по всем средствам с министерством , с прокуратурой … И эта школа 2 я .. ЕЕ директор со своими прихвостнями просто расправляются с детьми да можно сказать и с родителями вымогая платежи добровольные и все……. и все в одной связки. Если честно стыдно за Ульяновск …. а детей жалко… а в этой школе во главе с Мельниковой реальное ОПГ…

    Ответить
    • Добрый день, Светлана! Ну, не все же так безисходно! Попытайтесь свои обращения подкрепить конкретными доказательствами. Кроме того есть же более высокие инстанции. Кто хочет, тот добьется.

      Ответить

Оставьте комментарий