В своих комментариях посетители блога высказывают опасения, что  с вступлением  в силу с 1 января 2017 г. приказа Минтруда РФ от 18 октября 2013 г. N 544н, которым утвержден профессиональный стандарт педагога, педагоги, не прошедшие переподготовку, не имеющие предусмотренное профстандартом образование, могут быть уволены. Они также рассказывают о фактах, когда отдельные руководители предупреждают их об этом, вынуждают проходить повышение квалификации за свой счет, получать дополнительное образование.

О том, так это или нет, можно узнать, прочитав  статью  «Профстандарт педагога: разъяснения юриста», размещенную на сайте Межрегионального профсоюза работников образования (МПРО) «Учитель»  (http://pedagog-prof.org/). Разъяснения дает   юрист  МПРО «Учитель» Юрий Варламов.

В статье разъясняется, что вступление с 1 января 2017 года в силу приказа Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544н вовсе не означает, что все учреждения образования должны перейти на его исполнение с этой даты. Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 до 1 января 2020 г. устанавливается переходный период, в течение которого  работодатель  обязан  реализовать  утверждённый им план перехода на профстандарт, согласно которому к концу переходного периода все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

Кстати, Минобрнауки РФ неоднократно обращало внимание на недопустимость поспешности перехода на профстандарты: прежде всего надо привести в соответствие с требованиями стандарта уровень подготовки педагогов.

Юрист также обращает внимание на тот факт, что приказом Минтруда РФ от 5 августа 2016 г. №422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» требования к образованию педагогов приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. В соответствии с ним педработники должны иметь:

учителя —  высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;

воспитатели — высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Таким образом,  «распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь только высшее образование или проходить обязательно переподготовку в области педагогических наук, не соответствует последней версии требований профстандарта», — резюмирует юрист.

При разъяснении вопроса о  необходимости прохождения педагогом переподготовки, повышения квалификации  юрист руководствуется статьей  196 ТК РФ,  которой предусмотрено, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Сделана  также  ссылка на  совместное  письмо Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза  образования РФ от 23 марта 2015 г №08-415 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование» о том, что  «работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры».

Разъяснения юриста  о возможности увольнения  педагога  с введением профстандарта  базируются на основных положениях   трудового  законодательства, Федерального закона от 3 июля 2016 года  № 238-ФЗ. Разъясняется, что если педагог не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность. Если он отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут. А вот с января 2020 года, если педагог не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то его могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия. Независимая оценка квалификации по направлению работодателя  проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций.

В случае успешного прохождения экзамена соискателю выдаётся свидетельство о квалификации, а при  неуспешном прохождении экзамена — заключение о прохождении квалификационного экзамена.

«Если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам. В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации»», — отмечается в статье.

P.S. 20 декабря в Московском государственном психолого-педагогическом университете пройдет  Всероссийская конференция по обсуждению содержания профессионального стандарта «Педагог». В преддверии этого мероприятия в беседе с  корреспондентом  РИА Новости  участник группы разработки профессионального стандарта учителя, академик РАО, заслуженный учитель РФ, директор Центра образования №109 г. Москвы  Евгений Ямбург сказал, что «от учителя нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил» и , что «сначала нужно обучить педагогов, то есть перестроить преподавание в педагогических вузах и институтах повышения квалификации». Он также отметил, что «кое-где начали пугать: «Вот будет введен стандарт, мы вас не аттестуем, и вы пойдете на улицу»», назвав это тем самым  «административным ражем», о котором говорил Салтыков-Щедрин.

Нормативные документы по профстандартам:

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 3 июля 2016 года  № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (вступает  в  силу  с   1 января 2017 года)

ТК РФ

Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 (вступило в силу 1 июля 2013 г.)

Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» (вступает в силу с 1 января 2017 г.)

Приказ Минтруда от 12.04.2013 г. №148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. N 544н

Приказ Минтруда от 5 августа 2016 г. №422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» (применяется работодателями с 1 января 2017 г.)

Не является нормативным документом  и не носит обязательного характера:

Письмо Минобрнауки и Общероссийского профсоюза образования от 23 марта 2015 г №08-415. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования»

Источник:

http://pedagog-prof.org/2015-04-19-11-03-51/2015-05-10-19-59-11/272-2016-12-07-11-54-01

https://ria.ru/sn_edu/20161212/1483372325.html

 

Профстандарт педагога – угроза увольнения?

Профстандарт педагога – угроза увольнения?: 13 комментариев

  • 23.05.2017 в 13:39
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! У меня такая ситуация. Я . педагог-организатор Дома Детского творчества. Педагогический стаж 34 года. 4 года осталось до пенсии. Но у меня не законченное высшее образование. Имею множество грамот (от районной администрации, управления образования города, до областной министерской) и благодарственных писем. Ежегодно посещала учебы и форумы для педагогов-организаторов. А сейчас меня заставляют учиться за свой счет (4 года), иначе пугают министерской проверкой, которая выявив этот недочет оштрафует директора на 200 тыс рублей. Так ли это. Посоветуйте как мне быть?

    Ответить
    • 27.05.2017 в 17:05
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Лилия! Необходимость дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд в соответствии со статьей 196 ТК РФ определяется работодателем с учетом положений, предусмотренных статьями 187 и 197 ТК РФ. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
      т.о., в соответствии с ТК РФ доппрофобразование должно осуществляться за счет средств работодателя. Советуем обратиться в Государственную инспекцию труда по месту жительства.

      Ответить
  • 09.07.2017 в 11:18
    Постоянная ссылка

    Я имею диплом ДонНУ (Украина). Окончила физфак, отделение физики неравновесных процессов, метрологии и экологии. На данный момент заканчиваю курсы «Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации» проф.переподготовки 600 часов.

    Смогу ли я после 2020 г., после внедрения профессиональных стандартов, преподавать в школе имея высшее образование и курсы переквалификации? Или потребуется получить педагогическое образование?

    Ответить
    • 12.07.2017 в 09:28
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Мироненко Ольга! Для официального ответа советуем обратиться в Рособрнадзор.

      Ответить
  • 17.12.2017 в 21:03
    Постоянная ссылка

    Здравствуйте! Я работаю учителем в школе более 20 лет. Образование высшее, закончила университет. Т.к. университет не был педагогическим, то специальность «учитель» в дипломе отсутствует, просто прописано, что я биолог. За годы работы в школе, я неоднократно проходила курсы квалификации, на которых читались лекции и по педагогике, психологии. Имею ли я право продолжить работать учителем в школе после 2020 года, исходя из новых профстандартов?

    Ответить
    • 19.12.2017 в 16:06
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена! Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. В этот период работодатель обязан в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществить для каждого работника приведение его подготовки в соответствии с требованиями профстандарта. К концу переходного периода планы должны быть реализованы и все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.
      С января 2020 г. работодатель за свой счет может направить работника на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия. Если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам. В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то он может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».
      В соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. №422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению. Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Т.е. таким образом требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником.
      Для официального ответа советуем обратиться на сайт Общероссийского Профсоюза образования раздел «Ответы на вопросы».

      Ответить
  • 15.06.2019 в 20:43
    Постоянная ссылка

    В дошкольной образовательной организации работает воспитатель, имеющий высшее образование дизайнера-педагога по специальности «Профессиональное обучение».
    Необходимо ли ему получить дополнительное профессиональное образование?

    Ответить
    • 16.06.2019 в 11:05
      Постоянная ссылка

      Добрый день, юлия! В соответствии со статьей 196 ТК РФ необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
      В соответствии со статьей 197 ТК РФ право на подготовку и дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, в котором также определяются гарантии и компенсации, установленные статьей 187 ТК РФ.
      Минпросвещения России направило в регионы для использования в работе письмо от 28.03.2019 года №ТС-817/08, в котором даны согласованные с Минтрудом разъяснения по вопросу применения требований к образованию и обучению, установленных профстандартом «Педагог». Они касаются не только вновь принимаемых на работу педагогов, но и тех, кто уже работает. В Письме отмечается, что «Требование о получении ДПО по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих ВО или СПО в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету».

      Ответить
  • 20.06.2019 в 22:38
    Постоянная ссылка

    Работаю в школе с 1992 года. Имею среднее- профессиональное образование. До выслуги 1,5 года.
    Какая «судьба» ждет с введением новых Стандартов ?

    Ответить
    • 21.06.2019 в 08:36
      Постоянная ссылка

      Добрый день, Елена! Советуем ознакомиться с Письмом Минпросвещения России от 28 марта 2019 года №ТС-817/08 «О направлении разъяснений», в котором сказано, что «Внедрение профстандарта не может служить основанием для изменения условий трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с со ст.74.ТК РФ».

      Ответить
  • 28.06.2019 в 22:16
    Постоянная ссылка

    В регионе, а в частности в городе Казани, многие учителя начальных классов имеют среднее- специальное образование и стаж работы более 20 лет. С 1.01.20г. с введением Профстандарта, где указано, что учитель должен иметь Высшее образование, возникает вопрос: » Неужели, учителей подвергнут унизительной экспертизе на профпригодность или обязательно надо идти учиться?»

    Ответить
    • 29.06.2019 в 15:12
      Постоянная ссылка

      Добрый день, елена! Минпросвещения России направило в регионы для использования в работе письмо от 28.03.2019 года №ТС-817/08, в котором даны согласованные с Минтрудом разъяснения по вопросу применения требований к образованию и обучению, установленных профстандартом «Педагог». Они касаются не только вновь принимаемых на работу педагогов, но и тех, кто уже работает. Советуем почитать его внимательно. В нем вы найдете ответы на свои вопросы. В частности, в нём сказано, что
      внедрение профстандарта не может служить основанием для изменения условий трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с со ст.74.ТК РФ.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей Политикой конфиденциальности.