Общественно полезный труд возвращается в школу

Министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева выступила с предложением о возвращении в школу  об­щес­твен­но по­лез­ного тру­да:

“Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника. Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями”, – сказала Ольга Васильева на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года.

Она считает, «что без трудолюбия, без навыков, которым прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить».

Предполагается, что введение  общественно полезной трудовой деятельности в российских школах начнется  со следующего года и будет проводиться постепенно. Обращаясь к педагогам и  руководителям образовательных организаций, Ольга Васильева отметила, что «нам никто не мешает заняться этим сейчас».

В комментарии Минобрнауки по поводу предложения главы ведомства отмечается, что «трудовое воспитание всегда присутствовало в советской системе образования и содержится в примерных образовательных программах современной России», и что  «министерство планирует скорректировать содержание федеральных образовательных стандартов и разработать методические рекомендации по доступным формам трудового воспитания» с учетом  недопустимости превышения нагрузки на учащихся разных возрастных групп.

Идея министра образования и науки Ольги Васильевой по введению в школах общественно полезной трудовой деятельности под­вер­глась кри­ти­ке в средс­твах мас­со­вой ин­форма­ции, вызвала оживленную дискуссию и в социальных сетях.

Противники идеи о введении общественно полезного труда в школах упрекают министра в возвращении к устаревшему советскому опыту, в отвлечении детей от изучения школьного материала и даже в намерении эксплуатировать детский труд. При этом обращается внимание на п.4 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в котором сказано, что «привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

По словам Ольги Васильевой она была сильно удивлена, узнав, что прокуратура «на полном серьезе разбирается с обращением мамочки четвероклассника, которого заставили стереть с доски, и мама посчитала это использованием детского труда». «Так быть не должно», – считает министр.

Вместе с тем, следует заметить, что  проблему трудового воспитания школьников подняли активисты ОНФ на «Форуме действий. Регионы», состоявшемся в Йошкар-Оле еще  в апреле этого года. По их мнению, трудовая деятельность в процессе обучения создаст условия для успешного воспитания общественно активного, ответственного подрастающего поколения. По итогам форума Президент России Владимир Владимирович Путин дал поручение Минобрнауки определить виды трудовой деятельности, которые могут осуществляться обучающимися в рамках образовательного процесса.

Предложения о возвращении трудового воспитания школьников  поступали  также от муниципальных и региональных органов власти, общественности, педагогов.

Справочно

Предмет «Общественно-полезный труд» (ОПТ) существовал в советской школе со второй половины 1980-х годов. В 1985 году приказом Министерства просвещения СССР от 11.05.1985 г. № 81 было утверждено Положение об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ, согласно которому обязательный общественно полезный труд предусматривался учебным планом: в II – IV классах – 1 час, в V – VII классах – 2 часа, в VIII – IX классах – 3 часа, X – XI(XII) классах – до 4 часов в неделю.

Направлениями труда школьников, главным образом учащихся младших и средних классов, являлись работы для своей школы, по охране природы, благоустройству, сбору вторичного сырья, учащихся средних и старших классов – работа в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. Кроме того,  предусматривалась ежегодная трудовая практика учащихся: в V – VII классах в течение 10 дней по 3 часа в день, в VIII – IX классах – 16 дней по 4 часа, в X(XI) классах – 20 дней по 6 часов. В период каникул школьники принимали участие в патриотическом движении учащейся молодежи “Мой труд вливается в труд моей республики” – работали на добровольных началах в составе различных трудовых объединений, в пионерских и других лагерях.

В 90-е годы это направление работы с детьми и молодежью отошло на второй план.

P.S. Кстати, “Ручной труд” как самостоятельный учебный предмет впервые был включен в учебные планы начальных школ и учительских семинарий Финляндии  в 1866 году. В России “Ручной труд” начал преподаваться с 1884 г.

При подготовке использовались материалы источников:

http://tass.ru/obschestvo/3654635

http://www.eduhelp.info/page/v-sochi-obsudili-tendencii-razvitija-otechestvennogo-obrazovanija#cut

http://www.mk.ru/social/2016/09/27/russkiy-ustnyy-ispytayut-na-9klassnikakh-uzhe-v-etom-godu.html

https://www.pnp.ru/news/detail/144192

http://минобрнауки.рф/новости/8828

http://www.bashinform.ru/news/844021-normy-trudovogo-vospitaniya-shkolnikov-neobkhodimo-zakrepit-zakonodatelno-forum-onf-v-pfo/

http://regions.ru/news/2591102/

mail.ru

Оставьте комментарий